Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание

Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Сухомлинский считал, что  «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию  ребенка лишь при условии яркой  наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».(58 стр. 83)

Одна из задач воспитания – правильно организовывать деятельность ребенка. В деятельности формируются  нравственные качества, а возникающие  отношения могут влиять на изменение  целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и  как критерий его нравственного  развития.

Актуальной задачей в  настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой  сферы – важное условие всестороннего  воспитания личности ребенка. От того как  будет воспитан дошкольник в  нравственно-волевом отношении, зависит  формирование его жизненной позиции.

Если ребенок окружен  любовью, чувствует, что он любим  независимо от того, какой он, это  вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего  мира, его потребностей и интересов  способствуют воспитанию у него чувства  собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и  другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства  помогает ребенку правильно оценить  свои поступки и поступки других с  точки зрения их гуманности: сам  остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает  чтение сказок, рассказов, где описывается  борьба положительных и отрицательных  персонажей. Ребенок сопереживает успехам  и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно стремление старших  дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл  в деятельности, в которой малыш  проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных  поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение  нужными навыками позволяет ему  обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой  о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет  заботу о них. Такой мотив труда  старшего дошкольника формируется  только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать  реальную помощь другим детям, требует  от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение  старшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Содержание  нравственного воспитания в ДОУ.

Формирование основ моральных  качеств человека начинается еще  в дошкольном детстве. От того, насколько  успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких  принципов морального кодекса строителя  коммунизма, формировать у него необходимые  нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения  гражданина в обществе. 
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Правильное воспитание предупреждает  накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных  навыков и привычек поведения, что  может неблагоприятно сказываться  на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного  воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных  навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. 
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. (53)

Следует особо подчеркнуть  искренность детских чувств и  поступков, ими вызванных. Так, малыш  рассматривал картинку, на которой  изображен ребенок, отнимающий мяч  у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего  сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его  самого) и отдает игрушку, с которой  только что сам играл.

Особенностью детей дошкольного  возраста является ярко выраженная способность  к подражанию. Воспитатель формирует  у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. (51)

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся  на основе осмысленного отношения детей  к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог  воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали. Также в этом возрасте у детей  важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали  их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов  коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми. 
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста. (53)

Содержание нравственного  воспитания дошкольников определено «Программой  воспитания в детском саду». Оно  включает в себя воспитание любви  к Родине, людям, уважения к ним  и их труду, дисциплинированности и  культуры поведения, волевых черт характера  и положительных моральных качеств  личности. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих  людей. (63)

Даже в каждодневных обычных  ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит  многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить  одежду и вместе с тем формирует  бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также  внимание к сверстникам, находящимся  рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Важным принципом нравственного  воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. Коллектив  является действенным средством  воспитания у ребенка чувства  товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми.

Коллектив - это школа  формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие. 
Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя коллективный труд, воспитатель учит детей совместными, усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал коллективизма.

Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется  принципом требовательности к ребенку  в сочетании с уважением к  его личности. Это соответствует  сущности морали, основанной на уважении к человеку и признании его  личного достоинства. Этот принцип  нашел педагогическое воплощение в  системе А. С. Макаренко. (34) Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту  с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет  формировать у них основы нравственного  поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить  уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий  на чувства, сознание и поведение  вытекает из понятия целостности  процесса развития личности. Он требует  комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного  воспитания. Определяя содержание воспитательного  воздействия, следует учитывать, вызовет  ли оно эмоциональный отклик у  ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о  явлениях окружающей жизни, а также  мотивы поступков, будет ли воспитывать  осознанное поведение.

Систематичность и последовательность, единство требований к детям в  детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно  усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого  ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта  поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для  того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность  упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а  также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих  его лиц. В противном случае у  детей формируется лишь умение подчиняться  распоряжениям того или иного  взрослого, а не сознательное управление своим поведением. В каждой группе педагог формирует положительное  отношение к труду, учитывая при  этом возрастные возможности детей.

Так, руководя первыми трудовыми  действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в  работу, снисходительно относится к  ее качеству и результатам. В старшей  группе воспитатель значительно  повышает требования к качеству работы, особенно в тех видах труда, в  которых дети имеют достаточный  опыт участия, с целью сформировать у них старательность, умение добиваться результата в соответствии с поставленной задачей. 
Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты: зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

Педагог, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия  для постоянного упражнения в  нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального  отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Воспитатель обращает внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный  выбор действий, одобряет поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские  поступки, педагог вместе с тем  активно обогащает нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными  указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным, примером, тактичным замечанием. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей  в коллективе, воспитывая у них  навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной  форме, не перебивать друг друга и  т. д. Воспитатель также формирует  у детей умение проявить такт и  уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.

Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе