Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание

Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Старший дошкольный возраст характеризуется также повышенной  восприимчивостью  к усвоению  нравственных  правил  и  норм. Нравственное  развитие  старших дошкольников отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  воспитателя, дети  с большим доверием  относятся к взрослым. 

Они  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер. Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психо-социальные особенности. 

Результаты опытно – экспериментальной  работы по изучению и совершенствованию  нравственного опыта старших  дошкольников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что  успешному формированию нравственных качеств способствуют:

    • Личный пример воспитателя;
    • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
    • Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее: нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание старших дошкольников должно стать одним из обязательных компонентов учебно - воспитательного процесса. Детский сад для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

Важное значение для нравственного воспитания дошкольников имеет не только содержание, но и организация учебно - воспитательного процесса. Для этого необходимо деятельность воспитанников строить как коллективную.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
  2. Азбука  нравственного  воспитания/ Под  ред.  И.  А.  Каирова,  О.  С.  Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;
  3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
  4. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
  5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Бабанский Ю.К. Педагогика. -  М., 1992г.
  7. Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.
  8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с дошкольниками. - М., 1997г.
  9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности дошкольника в коллективе. - М., 2000г. 
  10. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.
  11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
  12. Виноградова  Н.  Д.  Привычка  –  основа  нравственного  воспитания// Педагогика, 1997, №5;
  13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.                        
  14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1.
  15. Галузинский  В.  М.  Индивидуальный  подход  в воспитании  дошкольников. – Киев: Радянська  школа, 1982;
  16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
  17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006.
  18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
  19. Даль В.И. Толковый словарь Живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11.
  20. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004. 
  21. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
  22. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;
  23. Каиров И.А. Нравственное развитие старших дошкольников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
  24. Калюжный А.А. Роль воспитателя в нравственном воспитании дошкольников. А-а, 1998;
  25. Воспитателю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  26. Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.
  27. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.2000.
  28. Краткий словарь по философии. – М.:1992.
  29. Кузнецова  Л.  В.  Гармоническое  развитие  личности  старшего дошкольника: Кн.  для  учителя. – М.: Просвещение, 1988;
  30. Кулагина  И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
  31. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
  32. Леонтьев  А.  Н.  Деятельность,  сознание,  личность. – М., 1975;
  33. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
  34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
  35. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с
  36. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. -  М., 1985г.
  37. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ребенка.– М., 2001.
  38. Немов  Р.  С.  Психология.  В трех  книгах.  Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;
  39. Немов  Р.  С.  Психология.  В трех  книгах.  Кн. 2.: Психология  образования. – М.: Владос, 2000;
  40. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
  41. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
  42. Нравственное воспитание личности дошкольника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
  43. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
  44. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.
  45. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999.
  46. Педагогика/ Под  ред.  Э.  Т.  Малиночки. – М.: Краснодар, 1992;
  47. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
  48. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  49. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  50. Психология  и  педагогика/ Под  ред.  Радугина  А.  А. – М.: Центр, 1997;
  51. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
  52. Реан  А.  А.,  Бордовская  Н.  В.,  Розум С.  И.  Психология  и педагогика. – СПб.: Питер, 2000;
  53. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в ДОУ: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  54. Рубинштейн С.Л. Психолого– педагогические проблемы нравственного воспитания дошкольников. М., 1996;
  55. Сенько  В.  Г.  Воспитание  у  старших дошкольников  норм  поведения  (Работа  с  трудными  детьми). – Минск: Народная асвета, 1976;
  56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002;
  57. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.
  58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
  59. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
  60. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры старшего дошкольника // Педагогика, 1997, №6;
  61. Формирование  личности:  проблемы  комплексного  подхода  в  процессе  воспитания  дошкольника/ Под  ред.  Г.  Н.  Филонова. – М.: Педагогика, 1983;
  62. Фридман  Л.  М.,  Кулагина  И.  Ю.  Психологический  справочник  воспитателя.  – М.: Просвещение, 1991;
  63. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание дошкольников: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1983.
  64. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
  65. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
  66. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания.
  67. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?

Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996;

  1. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности.

 

Приложения.

Приложение № 1

Абдуллин Рашид

Общительный, много друзей, имеет способности, но не реализует  их; на занятиях отвлекается, иногда может не выполнить задание воспитателя; не поднимает руки, хотя и знает ответ на вопрос.

Балашова Евгения

Очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому на занятиях предпочитает молчать; сильно переживает из-за замечаний, в детский сад ходит с нежеланием, объясняя это тем, что "у нее нет друзей в группе".

Ваулин Тимур

Участвует в работе на занятиях и жизни группы, старателен, общителен, дружелюбен, добр и ответственен, бескорыстен, честен.

Годунова Лилия

Активно участвует на занятии, с легкостью выполняет задания воспитателя, всегда представляет группу на мероприятиях. Выше всех детей в группе, пользуется авторитетом у детей.

Дорошенко Дмитрий

Гиперактивный, ошибки в основном из-за невнимательности, не может усидеть на одном месте, ему со всеми нужно пообщаться, обсудить текущие вопросы. Немного некорректен в отношении со взрослыми, избалован вниманием родителей и родственников.

 

Жеденов Евгений

Очень обидчив, скрытен, постоянных друзей не имеет, неразговорчив.

Занин Саша

Иногда активно отвечает на занятиях, а временами желает остаться «незаметным», дружелюбен, хотя нередко бывает агрессивным и грубым в общении с детьмя и взрослыми, задания воспитателя выполняет не всегда, необязателен.  

Кайгородова Дарья

Активно участвует на занятиях, с легкостью выполняет задания воспитателя,  пользуется авторитетом у детей.

Клевакина Екатерина

Активно участвует в работе на занятия и жизни группы, всегда поднимает руку на занятии, даже если не знает ответ, коммуникабельна, добра.

Корепанова Наталья

Скромна, воспитана, добра, часто активно работает на занятии.

Коротаев Дмитрий

Скрытен, постоянных друзей не имеет, неразговорчив.

Нуруллина Анастасия

 На занятиях малоактивна, в свободное время очень активно общается с детьми, добра, очень любит своего младшего братика, может часами играть с ним.

Оленев Денис

Страдает заиканием, поэтому сильно стесняется этог; когда волнуется при ответе на вопрос воспитателя, заикается еще больше. Занимается без желания, многое из того, что делается на занятии, может просто не выполнять.

Пырьева Маша

Застенчива, добра, хорошо занимается, всегда добросовестно выполняет задания воспитателя, но отвечать стесняется или боится ошибиться, свободное время проводит рядом с учителем или в одиночестве.

Расковалов Олег

Активно участвует в работе на занятии и жизни группы, всегда поднимает руку на занятиях, даже если не знает ответ, много отвлекается на занятии, общителен, добр, бескорыстен.

Самойленко Александр

Гиперактивный, очень старательный, но вследствие своего темперамента не всегда добросовестно выполняет требования и задания воспитателя, общителен, дружелюбен, иногда жесток в обращении с другими детьми.

Тришкина Лариса

Ответственная, сдержанная, всегда выполняет задания воспитателя, но отвечает редко, ответственная, дружит в основном с двумя одногруппниками, малообщительна, занимается хорошо.

Ушение Илья

Старательный, время от времени  активно работает на занятии, общителен, дружелюбен, не всегда добросовестно выполняет задания воспитателя,занимается хорошо.

Хмель Марина

Активно работает на занятии, но боится ошибиться при ответе, часто неуверенна в себе, сдержанна, хорошо занимается, ответственная, друзей у Маши немного, общается в основном с двумя-тремя ребятами.

Щербинин Евгений

Активно участвует в работе на занятии, с легкостью выполняет задания воспитателя, безоговорочно послушный, добрый, воспитанный, дружелюбный, пользуется авторитетом у воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта  во второй группе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

В то же время изменился  их количественный состав. Так во второй экспериментальной группе количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%.

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что  группа с низким уровнем уменьшилась  на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась  на 20%. Более детальное сравнение  позволило проследить изменение  состава воспитааников в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

В целом 44% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного  опыта. Этот факт свидетельствует о  том, что в результате формирования эксперимента у дошкольников второй группы нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

Помимо количественного  изменения, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, дошкольники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольной первой группе каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых во второй экспериментальной группе произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе