Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание

Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Педагогу важно понимать мотивы детских поступков и правильно  их оценивать. Под его влиянием у  дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той  или иной ситуации. В силу конкретного  мышления, недостаточной объективности  в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого.

Используя оценку как метод  воспитания, педагог учитывает возраст  детей. Так, малышей он стремится  чаще одобрять, хвалить, поддерживать самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение  к сверстнику, умение уступить, а  также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создает у них хорошее  настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих  силах.

При оценке поступков старших  дошкольников учитываются проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в  соответствии с известными моральными нормами, как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое  время без него (например, при  выходе на прогулку, разговоре педагога с родителями, посещении группы посторонними лицами и т. д.).

В нравственном воспитании активным средством воздействия  являются произведения литературы и  искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая  разнообразные чувства, способствуя  формированию у них нравственного  отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные  сюжеты, в которых проявляются  достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Особой силой воздействия  на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных  произведений вызывает у детей эмоциональный  отклик, помогает донести до них  своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства  народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную  близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным  для всех ситуаций, которые возникают  в работе с детьми. Воспитатель  сочетает разные методы, учитывая при  этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности  каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают  своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей  разного возраста. Так, во всех возрастных группах воспитатель создает  условия для усвоения положительного нравственного опыта. В старших  группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский  коллектив. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе.

Нравственное воспитание, как и другие стороны воспитания, умственное, физическое, эстетическое, осуществляется в соответствии с  программой, намечающей главные линии  развития ребенка, и предусматривает  формирование самых разнообразных  нравственных качеств, выражающихся в  доброжелательном, гуманном отношении  к окружающим, в началах коллективизма, в любви к Родине, в уважении к людям труда независимо от их национальности и цвета кожи.

Основные группы нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм - складываются у детей дошкольного  возраста постепенно в условиях целенаправленных педагогических, воздействий: от самых  простых форм положительного отношения  к взрослому, сверстнику до начальных  проявлений патриотизма, гражданственности. К концу дошкольного детства  нравственная направленность личности ребенка (или противоположная ей) вырисовывается уже достаточно определенно.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного  поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

К 7 годам должны сформироваться у ребенка относительно устойчивые нравственные качества.

Устойчивость и глубина  нравственных качеств у ребенка  характеризуются, по данным психологических  и педагогических исследований, следующими основными показателями:

    • выполняет ли ребенок известные ему нормы и правила поведения по собственному побуждению или по совету, указанию, примеру взрослого;
    • в чем выражаются поведение, отношение, деятельность ребенка в присутствии взрослых (разных) и без них;
    • как ведет себя ребенок, относится к окружающему, к деятельности в обычных условиях и измененных, новых.

Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности

дошкольников.

Цель  опытно-экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств воспитанников в учебно-воспитательной деятельности

Исследование состоит  из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

  На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
    2. Выявление процентного соотношения воспитанников с разным уровнем нравственных представлений.
    3. Определить степень эффективности  педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе учебно – воспитательной деятельности .

Для диагностики и выявления  уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников методами  исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Данные анкетного опроса воспитателей и родителей детей  выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили  её как актуальную (76 человек). В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные  личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей.

На  констатирующем этапе,  в  беседе  с  заведующим детским  садом  был  выявлен  педагог,  проводящий  целенаправленную  работу  по  нравственному воспитанию  у  детей. Второй  педагог, участвующий  в эксперименте, был выбран нами произвольно. В  беседе  с  этими  педагогами выяснилось,  что  первый педагог  в  работе  по нравственному  воспитанию  использует  множество  разнообразных  методов  и  приемов:

    • этические  беседы  (на занятиях по развитию речи,  если  позволяет  материал,  во  внеурочное  время),
    • рассказы  на  этическую  тему,
    • пример  (герои  художественных  произведений,  герои  «Ералаша»  и  т. п.),
    • встречи  с  «интересными»  людьми  (в  группу  приходили  актеры,  врач,  военный).
    • походы в театры.

Второй педагог  –  такие:

    • разъяснение  (в  основном  индивидуальное,  после  совершения  плохого  поступка),
    • рассказ  на  этическую  тему,
    • пример.

Мы  видим,  что  большее  разнообразие  методов  формирования  нравственного  поведения  у  первого  педагога.  Проверить  положение  выдвинутой  гипотезы  об  использовании  разнообразных  методов  и  приемов  для  повышения  эффективности  работы  по  формированию  нравственности  можно  путем  выявления  уровня  её сформированности.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт старших дошкольников, были выбраны  такие моральные нормы, как “ответственность”  и “доброжелательность”, которые, как показало вышеописанное исследование, очень актуальны на современном  этапе жизни общества. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма “доброжелательность” характеризовалась в большей  мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность прийти на помощь советом и делом.

На  указанные  признаки  моральных   норм   мы   ориентировались   при определении  особенностей нравственного опыта  испытуемых.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили  из того,   что   нравственный   опыт   представляет   перед   собой    единство интеллектуального  и эмоционального компонентов. Интеллектуальный  компонент рассматривается  как  знание  детьми   моральных   принципов   и   норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно  –  логических  построениях. Нравственные  знания  и   отношения   проявлялись   в   реальном   поведении  воспитанников. Отсюда  разработанные  нами  методики  имели  направленность  на изучение знаний, отношений и  способов поведения.

 При   исследовании   нравственного   опыта   старших  дошкольников   мы использовали  ряд взаимодополняющих методик:  беседа  по  сюжетному  рассказу, метод незаконченных рассказов,  опрос.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу,  испытуемому предлагалось прослушать рассказ,  содержащий  нравственную  проблему.  Герои рассказа  попадали  в ситуацию  морального  выбора.   После   прослушивания рассказа  детям задавались  вопросы,  которые были  составлены  таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых  проявлялись  отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный  рассказ. При использовании метода   незаконченных

рассказов, воспитанникам  зачитывается рассказ, в котором  герою  необходимо  было действовать, или нарушая нравственную  норму,  или  в  соответствии с ней. Каждого  испытуемого просили представить, что действующим лицом  является  он сам. Ребенок должен был закончить  рассказ, предлагая свои  способы  поведения и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного  опыта  старших  дошкольников использовались следующие  критерии: степень соответствия  нравственной  норме знаний, отношений  и способов поведения  воспитанников;  обобщенность  знаний;  их глубина  и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание  моральных  норм,  знание  способов  поведения, знание  переживаний,  возникающих  у  человека  в  случае   соблюдения   или  несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении  узнавали по оценочным суждениям  воспитанников  о поступках другого  человека, о  своих  поступках,  а  также  по  особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Опрос. Для этого на первом этапе исследования воспитанникам двух старших групп было предложено ответить на  вопросы, с целью проверки знаний о таких нравственных нормах как «доброжелательность» и «ответственность»:

Скажи, как ты думаешь, что  такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный  человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что  такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. Прежде всего хочется выделить ответы испытуемых, которые свидетельствуют о том, что эти воспитанники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание данных моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: “Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает воспитатель”. Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих воспитанников в группу с низким уровнем нравственного опыта. В первой группе они составляют 15%, во второй - 40%.

Далее, из оставшейся выборки  выделяются испытуемые, у которых  знания, отношения и способы поведения  данных моральных норм отличаются в  лучшую сторону, в сравнении с  воспитанниками с низким уровнем  нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют  норме, но в тоже время дети не различают  оттенков в переживаниях, хотя в  целом, нравственные знания у этих воспитанников  по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем  нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе