Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:53, аттестационная работа
Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Понятие о личностях психологии
Индивид, человек, личность, индивидуальность их характеристика.
Структура личности. Психические свойства личности
Определение деятельности, её основная характеристика. Виды деятельности, основные виды деятельности
Сравнительный анализ деятельности человека и поведения животных
Структура человеческой деятельности
Умения, навыки привычки их характеристики
Литература
Ответы на вопросы
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания.
Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой
деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с
другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и
ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике
Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и
односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность
неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют
индивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по
содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального
бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых
межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом
совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в
форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект -
объектным отношением, характерным для предметной деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических
особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других
людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента,
привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в
способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии
качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое,
социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности,
раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы,
вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от
других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы
самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под
индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры
поведения человека, а уникальная
форма существования и
проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже
социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко
индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе
с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально
типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в
поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.
Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и
полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало
образом жизни человека.
С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает
его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских
ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на
обстоятельства и даже
не просто «считаться» с
противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой
характер.
Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности.
Правило воспитания, сформулированное
замечательным советским
Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со
всей серьезностью, не отказывая
воспитуемым в признании
совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких
образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и
техники, литературы и искусства.
Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все
молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно
одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все
они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности,
неповторимым
все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае
творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который,
как минимум, не будет препятствовать
становиться творческими
другим.
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь
убогие односторонности.
Строительство собственной
осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно
получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную
реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня
не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.
Поэтому развитие человека - процесс становления личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и
природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение,
углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к
знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его
сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего,
обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое
развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное.
Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком
действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства,
воображение, а также более
сложные психические
мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное
развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в
постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические,
экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие
отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и
свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является
духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого
предназначения в жизни,
появление ответственности
поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному
нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень
ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и
социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной,
ядром становления личности в человеке.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через
воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Человек рассматривается
как индивид в качестве единичного
представителя человеческого
Если мы говорим «человеческий
индивид», то имеем в виду лишь родовую
общность всех людей и единичного
представителя человеческого
В конце концов, то. что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие «личность- обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.
Личность имеет сложную
структуру и интерпретацию. Так,
в общей психологии под личностью
обычно подразумевается некоторое
интегрирующее начало, связывающее
воедино различные психические
процессы индивида и сообщающее его
поведению необходимую
Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Их качество как в историческом плане, так и в плане «наличного бытия» оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а не менее известный Аристотель писал, что победные венки получают лишь те. «кто участвует в состязаниях».
Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся» [1]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.