Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:53, аттестационная работа

Описание

Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Содержание

Понятие о личностях психологии
Индивид, человек, личность, индивидуальность их характеристика.
Структура личности. Психические свойства личности
Определение деятельности, её основная характеристика. Виды деятельности, основные виды деятельности
Сравнительный анализ деятельности человека и поведения животных
Структура человеческой деятельности
Умения, навыки привычки их характеристики
Литература
Ответы на вопросы

Работа состоит из  1 файл

оБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ УСР НОМЕР %.docx

— 210.03 Кб (Скачать документ)

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны  учителя, и различные приёмы создания перспективы для личности. Эти  перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой  проявляются неудачи. Затем созданная  таким образом активность переключается  в сферу, где надо повысить уровень  притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение  к человеческой личности, разумно  оптимистический подход к её перспективам дают возможность найти стратегию  индивидуальной работы с ребёнком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нём уважения к  себе и уверенности в своих  возможностях. В других случаях важно  несколько снизить уровень притязаний ребёнка. Необходимость решения  этой задачи определяется не только тем  обстоятельством, что ребёнок с  неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор  в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает  острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребёнок проявляет упрямство, обидчивость, ведёт себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворённым, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.  

 

  1. 8.      Роль интересов в развитии личности особенно наглядно проявляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний.

I- Какими способами он поддерживается  в течение  урока (занятия) и развивается во внеклассной работе?

II- Какое влияние оказывают интересы  на общую успеваемость школьников?  

 

I. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку:

  • идущие от его содержания;
  • вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке;
  • вытекающие из их отношений с учителем и друг другом на уроке.

Глубоко  продуманный  отбор  содержания учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес  возбуждает  и  подкрепляет  такой  учебный  материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания,  его  первичный элемент.  Удивляясь,  человек  как  бы  стремится  заглянуть  вперед.   Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает  на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания  познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Что в содержании урока  вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном  материале. Нередко тема урока уже  знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и  поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью  проблемных вопросов, требующих глубокого  понимания темы урока, или путем  записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к  уроку могут стимулировать различные  аспекты его содержания, но и для  их восприятия важно возбудить эмоциональную  сторону интереса. С этой целью  учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной  теме, к уроку, которые создают  определенный эмоциональный настрой  учащихся.

Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше  познать и полюбить природу родного  края.

Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной  деятельности учащихся так, чтобы она  бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Разнообразие видов учебной  работы на уроке достигается путем  комбинирования и вариативного сочетания  разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и  форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также  с помощью варьирования структуры  урока и использования новых  интересных форм работы.

Способствует интересу к  уроку и такой стиль отношений  между учителем и учащимися, который  создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу  урока, когда учитель проявляет  убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в  свои силы. Немалую роль играют и  отношения с одноклассниками, дисциплина во время урока.

Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.

Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует  опыт, отдельные кадры диафильма  или слайды. Эти приемы можно назвать  демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному  восприятию биологического объекта  или процесса.

Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые  обогащают слово учителя графическим  образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.

Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и  систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими  приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов  лежат мыслительные операции, поэтому  овладение ими свидетельствует  о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.

Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

Прием динамичности, т.е. показ  процессов, явлений в динамике.

Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют  отдельного разговора.

Прием значимости, при котором  создается установка на необходимость  изучения материала в связи с  его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью. 

 

II. Учителя знают, что  школьника нельзя успешно учить,  если он относится к учению  и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо  формировать и развивать. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие  педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает  умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших  задач педагогов должно быть –  выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к  знаниям у школьников.

Интерес – это форма  проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более  полному и глубокому отражению  действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес  определяется как эмоционально –  познавательное отношение, непосредственно  мотивированное, имеющие тенденцию  переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного  эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием Эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства  долга и ответственности, сознательного  отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление  радости познания (помимо радости  выполненного долга) свидетельствует  о появлении интереса.

Однако познавательный интерес  не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую  жажду познания, поднимаются на уровень  духовной потребности, когда они  включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции  личности, ее направленность.

При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в  которой сам школьник кровно заинтересован.

Интерес выступает как  важная личностная характеристика школьника  и как интегральное познавательно  – эмоциональное отношение школьника  к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в  деятельности и ее мотивационной  сфере. «Сделать учебный предмет  интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие  цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой  составляет объективную основу развития познавательных интересов». 

 

  1. 9.      Напишите как можно больше положений, подтверждающих, что общество - источник развития личности.

 

 

Психические особенности  личности определяются характером общественных отношений, в которые включен  человек как член общества, представитель  определенного класса, той или  иной социальной группы и, наконец, как  член определенных конкретных коллективов  разного уровня, степени организованности и оформленности.  
Сущность личности по своей природе социальна. Источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. 
Личность человека детерминирована, определяется его общественным бытием. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения человеком социального, общественного опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека — его моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности и способности. 
Психические особенности человека — прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании и развитии играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание. 
Сознание — продукт общественного бытия человека. 
С точки зрения эволюции системы психологического опыта важен вопрос об экзистенциальном противоречии. Оно возникает вследствие того, что любой миф существенно не полон и не может охватить всех сторон реальности. В системе персонального опыта появляются целостности, плохо «стыкующиеся» друг с другом. 

 

10. Составьте  схему факторов, определяющих психологический  опыт личности.

Из статьи Воробьёвой Л.И., Снегирёвой Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода. 

 

Что же такое психологический  опыт? Если понимать его как «сумму пребываний» в различных житейских  ситуациях, то это не прибавит нам  знаний о его психологической  природе. Природа психологического опыта личности символична, и символическая  структура ситуации может быть разной для каждого из тех кто «здесь-и-сейчас»  пребывает как бы вместе.  
Можно спорить с К. Юнгом о механизмах наследования этого всечеловеческого опыта, о его содержании, но нельзя не согласиться с ним в его реальности и значимости. При этом не обязательно вслед за К. Юнгом отождествлять систему психологического опыта с самыми косными и глубинными его составляющими.  
Индивидуальный жизненный опыт есть не только весомая прибавка к сложившимся культурно-символическим гештальтам, но и, возможно, его перестройка. Это не процесс рационального преобразования принадлежащих к сфере знания конструктов, не деятельность как осознанно-целевое преобразование предметов, но работа души, где требуется выстрадать перемены, где переживание может привести к прорыву в новое бытие, но может разрешиться и непродуктивно, если экзистенциальные проблемы «откладываются на будущее», игнорируются и вытесняются. Духовная зрелость личности и ее вклад в культурно-исторический процесс определяются тем, насколько ее экзистенциальные проблемы — «с веком наравне». Каждое историческое поколение, выстрадав старые противоречия, делает шаг в новое символическое пространство.  
Психологический опыт личности укоренен в универсуме культуры, однако он не есть лишь ее фрагмент. Опыт личности и культура связаны отношениями эквивалентности: часть равновелика целому.  
Психологический опыт личности и культура по сути единая система, либо откристаллизованная в форму индивидуально-личностного эксплицитного существования, либо пребывающая в виде неоформленного имплицитного существования. 
Смысл жизни есть некая форма, матрица, структурирующая психологический опыт личности.  
Осмысление — это борьба против фрагментарности опыта за связанность бытия. Задача психологии — понять, как развивается персональная система психологического опыта, что имеет клинические и педагогические приложения.  
Психические состояния, базисные составляющие психологического опыта личности, порождаемые и воспроизводимые культурным гештальтом, поэтому позиционно (композиционно) связаны у всех его носителей.  
«Сценарная» структура психологического опыта личности является основой для диагностики в работе практического психолога.

Информация о работе Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека