Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:53, аттестационная работа

Описание

Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Содержание

Понятие о личностях психологии
Индивид, человек, личность, индивидуальность их характеристика.
Структура личности. Психические свойства личности
Определение деятельности, её основная характеристика. Виды деятельности, основные виды деятельности
Сравнительный анализ деятельности человека и поведения животных
Структура человеческой деятельности
Умения, навыки привычки их характеристики
Литература
Ответы на вопросы

Работа состоит из  1 файл

оБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ УСР НОМЕР %.docx

— 210.03 Кб (Скачать документ)
  1.  Умения, навыки привычки их характеристики

 

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических  процессов

Биопсихические свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти  нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально - психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка


 

Деятельность (по Леонтьеву) – процесс, который осуществляет активное отношение к действительности. Способы исполнения, контроля и регулирования  называют приемами деятельности. Автоматизированные, сознательно, полусознательно или  бессознательно выполняемые компоненты деятельности, называют умениями, навыками и привычками. Умения – промежуточный  этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответ-щим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У обычно соотносят с тем уровнем, кот. на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы), кот. поняты учащимися и могут быть произвольно воспроизведены. В последующем процессе практического использования этого знания, оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверки допущенной ошибки. На этапе Умения усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях достигается преобразование Умения в Навыки, само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесении с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного неосознанного психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случае затруднения. Навык – доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие. Частичную автоматизацию движений называют навыками. Изменение структуры действия при автоматизации. 1. Изменяются приемы (устраняются лишние и ненужные), появляются совмещения. 2. врастание орудия в схему тела. 3. Изменяются способы контроля – зрительный контроль заменяется кинестетическим (мускульным). Появляются сенсорные синтезы – чувство скорости, опоры. Появляется способность быстро выявлять ориентиры. 4. Изменяются способы центрального регулирования – внимания освобождается от восприятия способов действия (осознания) и переносятся на обстановку и результат, то есть появляется возможность регулировать действия по ходу.   Огромное кол-во спец. навыков связанно с осуществлением определенных видов деятельности: бытовой, учебной, профессиональной. Способность к формированию и воспроизведению Навыков, один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Привычки – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью(делать зарядку по утрам). С формированием Привычки связанно смещение мотива действия, если в начале  действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится само действие, возникает потребность его выполнения. Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к-л трудностей волевого или познавательного характера. Образование многих Привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим, от их поведения в значительной степени зависит какие Привычки сформируются у ребенка. Привычки бывают полезные и вредные. Освоение деятель-ти и упражнения. Механизм изменения приемов деятельности. Он включает в себя исследовательские попытки и отбор (то, есть человек пробует выполнить действия, контролируя его результат – успешные движения закрепляются, неудачные отсеиваются). Упражнение – это многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и коррекцией. Изменение характера действий в процессе упражнения отражают изменения его психической деятельности при выполнении действия. Каждая новая попытка ведет к изменению способов рассмотрения задачи, приемов и ее решения, способов регуляции действия.

Литература

 

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии –

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия»,

6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга

7. Абрамова Г.С. Общая психология., 2003..

8. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования, 2001..

9. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.: АСТ, 2000.

10. Краснов А.Н. Общая психология. - М.: , 2006.

11. Маклавков А.Г Общая психология. , 2005.

12. Першина Л.А. Общая психология.,2004

 

 

 

Ответы на вопросы по теме: «Личность, ее структура и проявления»  

 

1.   Составьте словарь терминов и персоналий, изученных по данной теме. 

 

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциоген-ным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.

Воля — потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и пре пятствии, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса  и своих жизненно важных потребностей.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. 

 

2.        Дайте определение понятий: «человек», «субъект», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга. 

 

В психологической науке  категория личности относится к  числу базовых категорий. Все  психические явления формируются  и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они  не этим процессам, а их субъекту –  общественному индивиду, личности.

Человек как субъект и  продукт трудовой деятельности  в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Выделяют 4 уровня (Ананьев  Б.Г.) человеческой организации: 

 

индивид   –   субъект деятельности   –  личность   –   индивидуальность.  

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Первичными свойствами индивида являются  возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Но, появляясь на свет как  индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность – есть объект и субъект  исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).

Процесс накопления и воспроизведения  индивидом социального опыта  называется социализацией.


Под влиянием социальной среды  и воспитания у индивида развивается  сознание – он становится субъектом  деятельности, т.е. познающим и действующим  человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Субъект деятельности характеризуется  совокупностью деятельностей и  мерой их продуктивности.


Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Можно сказать, что личность – это социализированный  индивид. Таким образом, 
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность  представляет собой совокупность общественных  отношений (экономических, правовых, политических, нравственных), определяющих положение человека в обществе.

При рассмотрении структуры  личности в нее обычно включают: темперамент (динамические характеристики психической деятельности индивида), способности (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности), характер (совокупность его устойчивых способов поведения и способов эмоционального реагирования), а также систему мотивов, потребностей и социальных установок, определяющих его направленность.

Интеграция всего этого - индивидуальность – это высший уровень, способность человека выйти  за пределы заложенного развития; то, что  выделяет его из социума. 

 

Индивидуальность  – высшее развитие всех свойств, способностей и творческих сил человека. Наиболее полное его развитие, которое проявляется  в индивидуальном стиле деятельности.  

 

Человек является яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и  личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера  деятельности. Главной движущей силой  развития индивидуальности являются ее направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным  внутренним психическим миром, самосознанием  и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения “Я”.

Говоря о  процессах социализации и индивидуализации личности нельзя обойти вниманием проблему самоактуализации личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство  зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или к самоактуализации.  

 

 

 

  1. 3.      По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне её развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности.

 

 

Процесс усвоения личностью  социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение  человека к тому, что он делает и  что делается с ним. Активность проявляется  в характерных для личности мотивах  поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной  позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место  в жизни. Одни и те же жизненные  обстоятельства могут порождать  различные жизненные позиции, выявляя  различные формы активности личности. Все внешние воздействия на человека оказываются опосредствованными, преломленными  социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий  деятельности, которые в целом  образуют то, что мы называем его  личностью. Внутренние условия деятельности не следует понимать как пассивное  преломляющее устройство, своего рода оптическую призму. Процесс опосредствования предполагает активное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, в ходе которой изменяется и ее объект (окружающий мир) и ее субъект (сама личность).

Личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Взаимодействие оказывается возможным благодаря  деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы  и проявления значит охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений. Личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования. Потребность выступает источником активности личности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. 

Информация о работе Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека