Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:53, аттестационная работа
Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Понятие о личностях психологии
Индивид, человек, личность, индивидуальность их характеристика.
Структура личности. Психические свойства личности
Определение деятельности, её основная характеристика. Виды деятельности, основные виды деятельности
Сравнительный анализ деятельности человека и поведения животных
Структура человеческой деятельности
Умения, навыки привычки их характеристики
Литература
Ответы на вопросы
Название подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологического |
Уровень анализа |
Виды формирования |
Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихические свойства |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навыки, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства |
Биологического почти нет Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет |
Социально-психологический Психолого- педагогический Индивидуально - психологический Психо-физиологический Нейро-психологический |
Воспитание Обучение Упражнения Тренировка |
Литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии –
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия»,
6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга
7. Абрамова Г.С. Общая психология., 2003..
8. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования, 2001..
9. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.: АСТ, 2000.
10. Краснов А.Н. Общая психология. - М.: , 2006.
11. Маклавков А.Г Общая психология. , 2005.
12.
Першина Л.А. Общая психология.
Ответы на вопросы по теме: «Личность, ее структура и проявления»
1. Составьте словарь терминов и персоналий, изученных по данной теме.
Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.
Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциоген-ным ситуациям.
Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
Побуждения — мотивационный компонент характера.
Воля — потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и пре пятствии, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
2. Дайте определение понятий: «человек», «субъект», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
В психологической науке
категория личности относится к
числу базовых категорий. Все
психические явления
Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.
Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:
индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность.
В понятии индивид выражена
родовая принадлежность человека, т.е.
любой человек – индивид. Каждый
человек как представитель
Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).
Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией. |
Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Субъект деятельности характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. |
Процесс социализации осуществляется
постоянно и не прекращается даже
в зрелом возрасте. Можно сказать,
что личность – это социализированный
индивид. Таким образом,
Личность – системное
социальное качество, приобретаемое индивидом
в предметной деятельности и общении и
характеризующее уровень и качество представленности
общественных отношений в индивиде.
Личность представляет собой совокупность общественных отношений (экономических, правовых, политических, нравственных), определяющих положение человека в обществе.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают: темперамент (динамические характеристики психической деятельности индивида), способности (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности), характер (совокупность его устойчивых способов поведения и способов эмоционального реагирования), а также систему мотивов, потребностей и социальных установок, определяющих его направленность.
Интеграция всего этого - индивидуальность – это высший уровень, способность человека выйти за пределы заложенного развития; то, что выделяет его из социума.
Индивидуальность – высшее развитие всех свойств, способностей и творческих сил человека. Наиболее полное его развитие, которое проявляется в индивидуальном стиле деятельности.
Человек является яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения “Я”.
Говоря о процессах социализации и индивидуализации личности нельзя обойти вниманием проблему самоактуализации личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или к самоактуализации.
Процесс усвоения личностью
социального опыта
Личность формируется
в процессе активного взаимодействия
с окружающим миром. Взаимодействие
оказывается возможным