Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:53, аттестационная работа

Описание

Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Содержание

Понятие о личностях психологии
Индивид, человек, личность, индивидуальность их характеристика.
Структура личности. Психические свойства личности
Определение деятельности, её основная характеристика. Виды деятельности, основные виды деятельности
Сравнительный анализ деятельности человека и поведения животных
Структура человеческой деятельности
Умения, навыки привычки их характеристики
Литература
Ответы на вопросы

Работа состоит из  1 файл

оБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ УСР НОМЕР %.docx

— 210.03 Кб (Скачать документ)

 

  1. 4.      Определите сущность и роль человеческих потребностей. Какое место в системе потребностей человека занимают потребности в труде и общении? На основе чего, как и при каких условиях, они формируются?

 

 

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности  отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних  условий жизни. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов  поведения. Потребности побуждают  человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и духовных ценностей. Вместе с тем сами потребности  развиваются с ростом производства. Потребление воспроизводит потребность. Все потребности человека  общественно обусловлены, их развитие определяется характером общественного производства и распределения. Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия. Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи. Воля также побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию, настойчивости человек преодолевает трудности на путях к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности. Характер потребностей и их регуляция зависит от целостного психического склада личности, ее воспитанности. Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.

Одной из ведущих потребностей человека является потребность в  труде. Она проявляется в неодолимом тяготении к труду как жизненно необходимой и приятной деятельности. Человек не может не трудиться: если он временно лишается этой возможности, то испытывает состояние напряженности  и неудовлетворенности. Труд доставляет личности много радости и счастья. Труд является источником развития личности.

Потребность в общении  выражает социальную природу человека. Потребность в общении стимулирует  развитие личности. В общении человек  познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение  с людьми обогащает личность интеллектуально  и эмоционально, стимулирует обмен  знаниями, опытом и мнениями. Потребность  в общении порождает дружбу. 

 

5.      Раскройте психологическую структуру интереса. Укажите основные характеристики интересов.

Интерес — мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно — для индивида — интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах  деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Школьник, интересующийся историей, сделав доклад на кружке о прошлом своего города, не исчерпывает тем самым интерес к определенной группе фактов, послуживших содержанием доклада, но этот интерес становится более глубоким, он распространяется на более широкий круг вопросов, в которых краеведческие проблемы занимают подчиненное место.

Таким образом, интересы выступают  в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и  шире — для того общества, к которому принадлежит личность. Психологически существенно то, к чему по преимуществу проявляет интерес человек и какова общественная ценность объекта его познавательных потребностей. Одна из важнейших задач школы — воспитание серьезных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную и трудовую деятельность подростка или юноши и которые сохранялись бы и за пределами школы.

Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственные и опосредствованные интересы. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («Мне интересно это знать, видеть, понимать»,— говорит человек). Опосредствованные интересы имеют место тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (например, учения) и субъективная значимость его для личности совпадают («Это мне интересно, потому что это в моих интересах!» — говорит в этом случае человек). В трудовой и учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредствованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

Интересы различаются  по широте. У иных людей они могут  быть сконцентрированы в одной области, у других — распределены между  многими объектами, обладающими  устойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко выступает как отрицательная черта личности, однако было бы неверным трактовать широту интересов как недостаток. Благоприятное развитие личности, как показывают наблюдения, предполагает широту, а не узость интересов.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность.

Некоторая неустойчивость интересов  является возрастной особенностью старших  школьников. У них интересы нередко  принимают характер страстных, но кратковременных  увлечений, например, одновременно математикой, историей, философией, психологией и логикой. Берясь за все горячо, такие ребята, не вникнув глубоко в дело, загораются новым интересом. Интересы к различным занятиям, вспыхивающие и угасающие в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный поиск призвания и помогают проявлению и обнаружению способностей. Задача педагогов заключается не в том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать "их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

Интересы —это важная сторона мотивации деятельности личности, - но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения. 

 

  1. 6.      Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что ещё может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? Раскройте понятие «конформизм».

 

 

Источником активности личности являются, как это было показано, различные потребности. Возникающая  потребность вызывает мотивационное  возбуждение и побуждает организм к определенному виду деятельности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы - это  связанные с удовлетворением  определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности  составляют сущность, механизм всех видов  человеческой активности, то мотивы выступают  как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно  судить - случаен или закономерен  для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить  возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной и т. п.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений. Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. 
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию 
(материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы. Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Человеческое поведение  активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе  понятий. Человек понимает, почему следует  достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и  представлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут  быть положительные и отрицательные  чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и  т.д. Однако чувства, являясь общим  побуждением к определенному  роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные  устремления могут быть удовлетворены  разными действиями. Мотив – это  замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.

Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Конформизм – поведение человека под влиянием оказываемого на него «психологического давления» группы. Он проявляется в отказе человека от собственного мнения и в некритичном принятии мнения группы исходя из соображений личной выгоды. 

 

  1. 7.      Что такое притязания личности, и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему, и в каком плане?

 

 

Уровень притязания — стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин введён Куртом Левином. Уровень притязаний может быть заниженным или завышенным, т.е. он не всегда соответствует объективной оценке способностей индивида.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в  отдельных областях деятельности (в  спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей  области. Уровень притязаний может  носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни  и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются  его интеллектуальные и нравственные качества. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в  достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется  в выборе слишком трудных или  слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний как психологическая  характеристика личности впервые был  экспериментально изучен в 20-х годах  под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определённой трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более лёгких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые лёгкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие и самооценка не окажутся уязвлёнными). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением  успеха или неудачи, но прежде всего  трезвым, а иногда смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов  и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной  работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания  и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию  поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребёнок невысоко оценивает  себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности  в успехе и деформации личности.

Постоянные неудачи могут  привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает  серьёзную ошибку, если оставляет  без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Информация о работе Общее представление о личности психологии, психологическая характеристика деятельности человека