Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Исследованиями разных видов общения в малых группах занимаются не только лингвисты. Как отрасль языкознания, наука об изучении коммуникации в малых группах сложилась недавно, в конце 60-х годов ХХ века, но активно развиваться ей помогают и социология, и психология, и даже экономика (менеджмент). Ученые, занимающиеся изучением малых групп, отмечают возросшую роль в коммуникации малой социальной группы [Земская 1987; 1988; Китайгородская, Розанова 1999; Макаров 1998; Сиротинина 1999; Байкулова 1998; Шалина 1999; Занадворова 2000 и мн. др.].
ОБЩЕНИЕ В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ
Исследованиями разных видов
общения в малых группах
Малые группы являются тем
жизненным пространством
Актуальность выбранной нами темы исследования связана с предпринятой попыткой изучить разные типы общения членов конкретной МСГ на основе единого подхода.
Малые социальные группы (далее
– МСГ) являются объектом изучения
социальной психологии, конфликтологии,
социологии и социолингвистики. Каждая
из этих наук накопила множество разных
определений МСГ. «За более чем
девяностолетнюю историю
Наше исследование посвящено изучению общения членов одной конкретной МСГ в рамках и за рамками этой профессиональной группы, состоящей из девяти сотрудниц, преимущественно филологов. Группа имеет официальный статус внутри высшего образовательного учреждения (университета), род занятий МСГ – управление международной деятельностью этого вуза.
Предметом исследования являются типы общения (официальный, полуофициальный и неофициальный) членов МСГ. Для сравнения исследуется и речь членов МСГ за пределами группы (во время общения с посетителями, на официальных заседаниях вне МСГ и т.д.).
Реализацией типа общения членов МСГ является их речь, которая и является объектом исследования.
Цель работы - изучить типы общения, свойственные членам конкретной МСГ как в рамках МСГ, так и за ее пределами, и показать взаимосвязь типа общения и речевых признаков, характеризующих данный тип общения.
Для этого были необходимы следующие этапы работы и решение следующих задач.
Прежде всего, надо было определить
характер изучаемой МСГ (количество
сотрудников, их образование, профессии,
межличностные отношения и т.д.
Основными задачами исследования являлись:
1. Выявить типы общения, характерные для этой МСГ.
2. Установить, какие типы
общения действуют между
3. Выяснить взаимодействие
целей общения, отношений
Общение членов группы как внутри МСГ, так и за ее пределами, разумеется, многожанрово (отчет, публичное или деловое обсуждение какого-то вопроса, рассказ, установление контакта, запрос информации и т.д.), однако характер жанров при рассмотрении отдельных примеров отмечался, но специально не изучался.
Методы исследования. В работе используется метод прямого наблюдения с использованием текстового анализа, выявлением характерных лексических, грамматических и синтаксических характеристик речи.
Материал исследования. В работе использован новый материал – магнитофонные записи официальных и неофициальных разговоров внутри МСГ и для сравнения – за ее пределами (с посетителями и т.д.).
Общий объем материала – ≈ 30 000 словоупотреблений.
Новизна исследования. Типы общения в МСГ исследованы пока еще недостаточно. Выявлены не все типы общения. Новизна диссертации состоит в том, что на большом материале подвергнуто детальному анализу общение в одной конкретной МСГ, что позволяет выявить характерные для нее типы общения и их признаки, в том числе – тип полуофициального общения, ранее не отмеченный.
Теоретическая значимость диссертации. Расширено представление о типах общения в МСГ, выявлено соотношение этих типов с условиями общения, межличностными отношениями, профессией говорящих, степенью знакомства коммуникантов, что может быть учтено в дальнейших исследованиях по речевой коммуникации.
Практическая значимость диссертации. Результаты и сами материалы исследования могут быть использованы при изучении официального, неофициального и полуофициального общения в спецсеминарах, вузовских лекционных курсах (общих и специальных), при составлении пособий по деловой коммуникации и культуре речи, в преподавании русского языка как иностранного.
Положения, выносимые на защиту:
1. В малой социальной
группе используются разные
2. Типы общения в малой
группе образуют трехчленную
оппозицию: официальное-
3. Официальное общение
не однородно. С одной стороны,
4. Наряду с собственно
неофициальным непринужденным
5. Самое большое место
в малой социальной группе
занимает общение, условно
6. В полуофициальном общении
можно выделить: 1) профессионально
обусловленное общение при
Апробация работы. Анализ материалов, вошедших в диссертацию, был представлен в докладах на научных конференциях молодых ученых филологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (2001, 2002 гг.), Саратовского государственного медицинского университета (2000 г.), международном симпозиуме в СГУ (2002 г.). Результаты исследования отражены в брошюре «Общение в малой группе» и трех статьях.
Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: введение, четыре главы («Общение в малой социальной группе. Постановка проблемы», «Официальное общение в малой социальной группе», «Неофициальное общение в малой социальной группе» и «Полуофициальное общение в малой социальной группе»), заключение. Приложение содержит список использованной литературы и образцы исследованного материала.
Содержание диссертации. В первой главе - Общение в малой социальной группе. Постановка проблемы – содержится анализ научной литературы по теме диссертации и формулируются исходные теоретические положения, дается характеристика рассматриваемой малой социальной группы.
Анализ научной литературы,
с одной стороны, показывает, что
деление общения на виды очень
условно. Работа над фактическим
материалом, с другой стороны, убедительно
доказывает, что в реальности любой
из видов общения –
В научной и методической
литературе нет строгого определения
понятия «деловое общение». Вслед
за Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой мы
считаем что, «деловое общение –
это межличностное общение с
целью организации и
Термин «формальное» общение
(«formal» и «informal») применяется, в
основном, в англоязычной лингвистической
литературе [Drew, Heritage 1992] и используется
в работах некоторых
В ряде работ, посвященных
деловому общению, или деловому дискурсу
[Сыщиков 2000, Трошина 2000 и др.], доказывается,
что деловое общение
«В деловой коммуникации
всегда требуется определение статуса
партнера, степени его важности,
даже могущества» [Сыщиков 2000: 98]. Однако
в том случае, когда статус партнера
и степень его важности определены,
в постоянной малой группе деловое
речевое поведение человека может
быть ориентировано не на статус собеседника,
а на его личность. Во избежание
терминологической путаницы (личное
общение и межличностное) мы будем
пользоваться термином «персональное»
общение. Персональное общение в
свою очередь может быть контактным
и опосредованным, формальным (ролевым,
деловым, функциональным) и неформальным.
Авторам учебника по межличностному
общению представляется более правильным
использование терминов «формальное
/ неформальное общение», в отличие
от обозначений «официальное» и
«неофициальное», поскольку официальные
отношения «руководитель-
На наш взгляд, такие черты институционального общения, как строгая мена ролей говорящих, асимметрия предметной компетенции, разница в отношении к обсуждаемой проблеме (уникальность дела для заявителя и рутинная работа для служащего) [Drew, Heritage 1992] могут иметь место и в обычном повседневном разговоре (“ordinary conversation”) сотрудника МСГ с коллегой(ами) из другого отдела, в беседе начальника и подчиненного и т.д.
Разговор с посетителем может частично сохранять институциональность при условии, что принимающее лицо какой-либо организации выполняет представительскую функцию. В любом таком разговоре, будь то светская беседа или только приветственные «дежурные» фразы соблюдается неизменный церемониал: приветствие, изложение цели визита, ожидание встречи с должностным лицом.
Роли собеседников четко выражены в статусно-ролевом общении. Этот вид общения выделяют все ученые. Практика показывает, что именование друг друга по имени (и даже по имени–отчеству) возможно только для тех людей, которые работают в непосредственной близости друг от друга (не только в одном отделе, но и на одном этаже, к примеру). Большинство же сотрудников организации идут на прием к официальному лицу определенного статуса (например, главный бухгалтер) не зная его имени-отчества. В этой ситуации имеют значение не только официальная обстановка и официальные отношения, но и должность (статус) и роль говорящих.
В литературе встречается понятие «горизонтальная» и «вертикальная» коммуникация [Куницына, Казаринова, Погольша 2001; Персикова 2002]. Это очень близкий статусно-ролевому общению вид делового речевого взаимодействия. В вертикальной коммуникации играет роль служебная иерархия. Эффективность вертикальной коммуникации ниже по сравнению с эффективностью горизонтальной (между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня) [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 136].
В исследуемой малой группе ее членам приходится выступать представителями своего подразделения не только в вышестоящих организациях, но и общаться на институциональном уровне с похожими организациями, обмениваться накопленным опытом и т.д. Как показывают наши записи, это «представительское общение» не обретает институциональные черты и остается на горизонтальном уровне, так как участники сохраняют симметрию предметной компетенции, не часто, но перебивают друг друга, проявляют высокую заинтересованность делами друг друга.
Таким образом, в качестве исходных теоретических положений нами используются положения о разграничении таких типов общения, как официальный, неофициальный, статусно-ролевой, институциональный и персональный.