Общие и специфические особенности формирования личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание

Понятие «ребенок с интеллектуальной недостаточностью », принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об интеллектуальной недостаточности, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие "личность" в отечественной психологии.

2. Основная часть. Психология ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

2.2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.

2.3. Особенности деятельности.

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Личность характеризуется: 

-Активностью  - стремлением субъекта выходить  за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний; 

-Направленностью  - устойчивой доминирующей системой  мотивов (интересов, идеалов, вкусов  и т.д., в которых проявляют  себя потребности человека); 

-Ценностями, установками,  убеждениями, мировоззрением; 

-Самосознанием  (это «Я - концепция» - система представлений  о себе, конструируемая индивидом  в процессах деятельности и  общения, обеспечивающая единство  и тождественность его личности  и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

Иследование  личности в отечественной психологии. 

80-90-е г. ХХ  в. могут быть выделены в  отдельный период развития психологии  личности. Признаками этого периода,  согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются: 

-обращение к  исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в.  советская психология также была  ориентирована на изучение реальной  личности (в основном личности  ребенка) - живущей и воспитывающейся  в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; 

- сближение психологии  личности и этики, обращение  к нравственно-ценностным аспектам  поведения, мышления и мотивации; 

- особое внимание  к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); 

- благодаря разработке  Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход. 

 Типологические  исследования можно разделить  на два направления: 

1. Построение  типологии по тем или иным  заранее выделенным основаниям (априорная); 

2. Обобщение  существующих в реальности типов  (апостериорная).  

Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности. 

В соответствии с одним из признаков современных  отечественных исследований в области  психологии личности активно начинают изучаться морально-нравственные особенности личностной организации. Это исследование идеалов личности, связи личностных и моральных механизмов (Н.В. Дубровина), моральных и интеллектуальных механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении морального развития интеллектуальным. В отечественном исследовании была получена типология, в которой первый тип соответствует представлению Л. Колберга о зависимости морального развития от интеллектуального (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не рассматривали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип - дети с невысоким интеллектуальным развитием демонстрировали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков). 

Феномен и закономерности понимания рассматриваются В.В. Знаковым с позиции исследования явлений "правды" и "лжи". В отличие от понятия истины, которая выражает общезначимую констатацию соответствия высказывания действительности, правда - категория, выражающая мировоззрение человека. Кроме того, правда, основана на традиции, вере, представлении о справедливости в отношениях между людьми. Феномен правды изучается Знаковым в соотношении с другим явлением психологии понимания - ложью, при этом она (правда) выражает соответствие знаний миру и (в отличие от истины) степень адекватности наших оценок социальных событий, является атрибутом канала коммуникаций. Степень правдивости сообщения всегда обусловлена целями говорящего и слушающего, поэтому правда всегда изучается в связи с оценкой мотивации коммуницирующего субъекта. 

В качестве конкретно-научной  методологии изучения проблем личности в отечественной психологии принят деятельностный подход (или субъектно-деятельностный). А. Г. Асмолов отмечает, что в психологии понятие “деятельностный подход” чаще всего употребляется в двух значениях. В 

более узком  смысле под деятельностным подходом понимается теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). 

В более широком  смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Это направление стало исходным в исследованиях большинства отечественных психологов. 

Согласно данному  подходу движущие силы и направленность развития определяются совместной деятельностью ребенка с взрослым. Основным условием психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего объекта, организованная другим человеком (взрослым) и 

совместно с  ним выполняемая деятельность. 

Источники становления деятельностного подхода мы находим в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева и его последователей. 

А. Н. Леонтьев утверждал, что личность человека “производится”, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а 

следствие формирования его личностиТаким образом, индивидное под влиянием развития и формирования человека изменяется, но не переходит в личностное. Личностное же новообразование формируется только под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека. Совершая деятельность, человек производит свою личность. 

А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые и характеризуют личность, составляют ее ядро. При этом виды и формы деятельности в процессе жизни человека естественно развиваются. Однако это приводит, по его словам, не просто к расширению “каталога”. Происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших. Это и есть сложный процесс развития личности, который имеет свои этапы, свои 

стадии. 

Деятельностный  подход в исследовании процесса развития личности обозначен А. Н.Леонтьевым в следующих словах: “формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как 

бы перерастают  тот круг действительностей, который они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами”. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности.

Заключение. 

2. Основная часть. Психология умственно отсталого ребенка 

  2.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 

 Личность - это  конкретный человек, занимающийся  определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к  окружающей среде и имеющий  свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми. 

 Развитие  личности в онтогенезе происходит  по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение  общественного опыта) и линии  индивидуализации(приобретение самостоятельности). 

 Уровень развития  личности, степень ее зрелости  определяется гармоничностью сочетания  данных линий в процессе индивидуального  развития человека. В процессе  личностного развития формируются  определенные социальные ориентиры  по отношению к себе и другим. 

 Условием  нормального врастания ребенка  в цивилизацию, является единство двух планов развития - естественного (биологического) и социального (культурного). 

 Под развитой  человеческой личностью подразумевают  обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. 

 Таким образом,  задержка или отклонения в  становлении личностного уровня  развития могут быть обусловлены  как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л, С, Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой. 

 Говоря об  отклонениях в становлении личностного  уровня регуляции поведения и  деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка. 

 Все аспекты  личностной сферы формируются  у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. 

 Проявление  эмоций не зависит от качественного  своеобразия структуры дефекта,  т.е. от принадлежности ребенка  к определенной клинической группе. Развитие эмоций дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности детей с интеллектуальной недостаточностью (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок». 

 В 1936 г.  Л.В. Занков опубликовал результаты  психологического анализа личности детей с интеллектуальной недостаточностью, страдающих разной глубиной дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация…» 

 В данной  работе описывается, как удалось сделать общение с окружающими более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с интеллектуальной недостаточностью в степени имбецильности через воспитание привычных стереотипов и склонность к повышенному, часто бессмысленному говорению. Резкие появления негативизма по незначительным поводам у ребенка с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии. Т.е. еще раз был подтвержден тезис Л.С. Выготского о том, что «в виде общего правила можно сказать: чем дальше отстоит синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов» (Выготский Л.С - Т.5. - С. 293). 

Информация о работе Общие и специфические особенности формирования личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью