Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Понятие «ребенок с интеллектуальной недостаточностью », принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.
Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.
Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об интеллектуальной недостаточности, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие "личность" в отечественной психологии.
2. Основная часть. Психология ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
2.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2.2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.
2.3. Особенности деятельности.
Заключение
Список используемой литературы
Личность характеризуется:
-Активностью
- стремлением субъекта выходить
за собственные пределы, расширять
сферу своей деятельности, действовать
за границей требований ситуации и ролевых
предписаний;
-Направленностью
- устойчивой доминирующей
-Ценностями, установками,
убеждениями, мировоззрением;
-Самосознанием
(это «Я - концепция» - система представлений
о себе, конструируемая индивидом
в процессах деятельности и
общения, обеспечивающая
Иследование
личности в отечественной психологии.
80-90-е г. ХХ
в. могут быть выделены в
отдельный период развития
-обращение к
исследованию реальной
- сближение психологии
личности и этики, обращение
к нравственно-ценностным
- особое внимание
к проблемам психического
- благодаря разработке
Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование
конкретных проблем психологии личности
(эмоций, способностей, мотивации) стали
исследоваться не сами по себе, а в составе
более общей системы личностного знания.
На основе таких системных исследований
очень активно развивается типологический
подход.
Типологические
исследования можно разделить
на два направления:
1. Построение
типологии по тем или иным
заранее выделенным основаниям (априорная);
2. Обобщение
существующих в реальности
Примером первой
типологии может быть модель, предложенная
Э.А. Голубевой. Она изучает способности
и наклонности человека и полагает, что
их первоосновой могут быть три особенности:
активность, саморегуляция и направленность.
Этот пример демонстрирует вариант типологии,
подстроенной на структурной и структурно-функциональной
модели личности и ее свойств. Типология
Э.А. Голубевой построена по типу "организм
- личность". Примером второй типологии,
построенной не на структурных, а на функциональных
принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской.
Эта типология охватывает соотношение
"личность - жизненный путь", а не
"организм - личность", или "личность-деятельность".
В основание типологии были положены -
активность, как аналог направленности
и саморегуляция. Выделены две формы активности:
ответственность и инициатива. Саморегуляция
рассматривалась как механизм активности,
а последняя - как способность личности.
В соответствии
с одним из признаков современных
отечественных исследований в области
психологии личности активно начинают
изучаться морально-нравственные особенности
личностной организации. Это исследование
идеалов личности, связи личностных и
моральных механизмов (Н.В. Дубровина),
моральных и интеллектуальных механизмов
(А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В.
Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой,
проведенном под руководством М.И. Воловиковой,
проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении
морального развития интеллектуальным.
В отечественном исследовании была получена
типология, в которой первый тип соответствует
представлению Л. Колберга о зависимости
морального развития от интеллектуального
(дети, не достигшие интеллектуального
уровня, не рассматривали моральные задачи
как проблемы). Однако второй тип - дети
с невысоким интеллектуальным развитием
демонстрировали высокий уровень морального
развития. Это направление продолжает
развиваться в русле психологии понимания
(В.В. Знаков).
Феномен и закономерности
понимания рассматриваются В.В. Знаковым
с позиции исследования явлений
"правды" и "лжи". В отличие
от понятия истины, которая выражает общезначимую
констатацию соответствия высказывания
действительности, правда - категория,
выражающая мировоззрение человека. Кроме
того, правда, основана на традиции, вере,
представлении о справедливости в отношениях
между людьми. Феномен правды изучается
Знаковым в соотношении с другим явлением
психологии понимания - ложью, при этом
она (правда) выражает соответствие знаний
миру и (в отличие от истины) степень адекватности
наших оценок социальных событий, является
атрибутом канала коммуникаций. Степень
правдивости сообщения всегда обусловлена
целями говорящего и слушающего, поэтому
правда всегда изучается в связи с оценкой
мотивации коммуницирующего субъекта.
В качестве конкретно-научной
методологии изучения проблем личности
в отечественной психологии принят деятельностный
подход (или субъектно-деятельностный).
А. Г. Асмолов отмечает, что в психологии
понятие “деятельностный подход” чаще
всего употребляется в двух значениях.
В
более узком
смысле под деятельностным подходом
понимается теория, рассматривающая психологию
как науку о порождении, функционировании
и структуре психического отражения в
процессах деятельности индивидов (А.
Н. Леонтьев).
В более широком
смысле под деятельностным подходом
понимается методологическое направление
исследований, в основу которого положена
категория предметной деятельности. Это
направление стало исходным в исследованиях
большинства отечественных психологов.
Согласно данному
подходу движущие силы и направленность
развития определяются совместной деятельностью
ребенка с взрослым. Основным условием
психического и личностного развития
является согласующаяся с логикой внешнего
объекта, организованная другим человеком
(взрослым) и
совместно с
ним выполняемая деятельность.
Источники становления
деятельностного подхода мы находим в
культурно-исторической концепции Л. С.
Выготского и теории деятельности А. Н.
Леонтьева и его последователей.
А. Н. Леонтьев утверждал,
что личность человека “производится”,
создается общественными
следствие формирования
его личностиТаким образом, индивидное
под влиянием развития и формирования
человека изменяется, но не переходит
в личностное. Личностное же новообразование
формируется только под влиянием разнообразных
и многочисленных форм деятельности человека.
Совершая деятельность, человек производит
свою личность.
А. Н. Леонтьев отмечал,
что в ходе развития субъекта отдельные
его деятельности вступают между собой
в иерархические отношения, которые и
характеризуют личность, составляют ее
ядро. При этом виды и формы деятельности
в процессе жизни человека естественно
развиваются. Однако это приводит, по его
словам, не просто к расширению “каталога”.
Происходит центрирование их вокруг немногих,
главнейших. Это и есть сложный процесс
развития личности, который имеет свои
этапы, свои
стадии.
Деятельностный
подход в исследовании процесса развития
личности обозначен А. Н.Леонтьевым в следующих
словах: “формирование личности предполагает
развитие процесса целеобразования и,
соответственно, развития действий субъекта.
Действия, все более обогащаясь, как
бы перерастают тот круг действительностей, который они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами”. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности.
Заключение.
2.
Основная часть. Психология
умственно отсталого
ребенка
2.1. Особенности развития
личности и эмоционально-волевой
сферы
Личность - это
конкретный человек,
Развитие
личности в онтогенезе
Уровень развития
личности, степень ее зрелости
определяется гармоничностью
Условием
нормального врастания ребенка
в цивилизацию, является единство двух
планов развития - естественного (биологического)
и социального (культурного).
Под развитой
человеческой личностью
Таким образом,
задержка или отклонения в
становлении личностного
Говоря об
отклонениях в становлении
Все аспекты
личностной сферы формируются
у дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью также замедленно и
с большими отклонениями. Детям свойственно
резко выраженное отставание в развитии
эмоций, нестабильность чувств, ограничение
диапазона переживаний, крайний характер
проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление
эмоций не зависит от
В 1936 г.
Л.В. Занков опубликовал
В данной
работе описывается, как