Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Понятие «ребенок с интеллектуальной недостаточностью », принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.
Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.
Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об интеллектуальной недостаточности, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие "личность" в отечественной психологии.
2. Основная часть. Психология ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
2.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2.2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.
2.3. Особенности деятельности.
Заключение
Список используемой литературы
Дошкольники
старших групп детского сада
с удовольствием слушают
Тем более
дети проявляют отчетливо
Волевая сфера
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
находится на самых начальных этапах формирования.
Ее становление непосредственно связано
с появлением речи, которая позволяет
ребенку понять необходимость того или
иного способа действия.
Побудителями
поведения ребенка и одним
из значимых критериев
Особые трудности
вызывает формирование у
Некоторые
дети в незнакомой обстановке
бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив,
молчат, испуганно смотрят по
сторонам , прячутся за родителей,
не вступают в контакт с
врачом или педагогом. В связи
с этим они кажутся более
отсталыми, чем это есть на
самом деле.
2.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
Самооценку
(СО) и уровень притязаний (УП) принято
относить к числу основных
компонентов личности.
Уровень притязаний
- это стремление к достижению
целей той или иной степени
сложности. В основе лежит оценка своих
возможностей. Впервые уровень притязаний
был исследован К. Левином и его учениками.
Было выявлено, что не сам по себе факт
успешной или неуспешной деятельности
оказывает влияние на формирование УП,
а субъективное восприятие человеком
своей деятельности, себя в целом как успешного.
Уровень притязаний, с одной стороны, связан
с объективной результативностью деятельности
человека, а с другой - с самооценкой человека,
мерой ее адекватности и высоты. Соотношение
между тремя данными параметрами можно
выразить формулой
УП = успех/самооценка
Самооценка
является важной составляющей
самосознания, определяющей не только
отношение к себе5, но и создающей
основу для построения
Экспериментальные
данные (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова,
Ж. Нюттен) показывают, что источником
истинной самомоценки является обобщенное
отношение, неограниченное рамками какой-либо
одной деятельности.
Самооценка ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
Психология
13.08.2009, 00:53
Экспериментальное
изучение самооценки у детей с интеллектуальной
недостаточностью в целом, подчеркивает
ее неадекватность в сторону завышения.
Так, в
работе Де-Греефа, являющейся одним
из первых экспериментальных
исследований самооценки детей с
интеллектуальной недостаточностью ,
испытуемым предъявлялось следующее задание:
«представь, что нарисованные три кружка,
которые ты видишь, обозначают: первый
- тебя самого, второй - твоего товарища,
а третий - твоего учителя. Проведи от этих
кружков вниз линии, такой длины, чтобы
самая длинная досталась самому умному,
вторая по длине - чуть менее умному и т.д.».
Как правило, самую длинную линию дети
с интеллектуальной недостаточностью
проводили от кружка, обозначавшего его
самого. Этот симптом так и называется
симптомом Де-Греефа. В целом соглашаясь
с исследователем в том, что повышенная
самооценка детей с интеллектуальной
недостаточностью связана с их общим интеллектуальным
недоразвитием, общей незрелостью личности,
Л.С. Выготский указывает, что возможен
и иной механизм образования симптома
повышенной самооценки. Она может возникнуть
как псевдокомпенсаторное характерологическое
образование в ответ на низкую оценку
со стороны окружающих. Л.С. Выготский
считает, что Де-Грееф глубоко неправ,
когда пишет, что у умственно отсталого
ребенка не может быть чувства собственной
малоценности. Точка зрения Л.С. Выготского
противоположна: он считает, что именно
на почве слабости, из чувства собственной
малоценности (часто бессознательного)
и возникает псевдокомпенсаторная переоценка
своей личности.
У некоторых
детей с интеллектуальной недостаточностью
обнаруживается пониженная и очень хрупкая
самооценка, полностью зависящая от внешней
оценки. У детей со средней и глубокой
степенями психического недоразвития,
оценка повышена: такие дети мало реагируют
на внешнюю оценку. Следует также учесть
феномен кажущейся независимости от внешней
оценки. Это явление может возникнуть
у ранимых и низко оценивающих себя детей,
но привыкших к неудачам и создавших себе
своего рода защитный барьер от внешней
оценки.
Специальное
исследование Р.Б. Стеркиной по выяснению
формирования уровня притязаний у детей
с интеллектуальной недостаточностью
в двух видах деятельности (учебной - решение
арифметических задач и практической
- вырезание различных фигур из бумаги)
показало, что формирование уровня притязаний
в конкретных видах деятельности зависит
от предшествующего опыта ребенка - его
успешности или не успешности в этих видах
деятельности В деятельности, обрекающей
заранее ребенка на неуспех (решение арифметических
задач), выбор задач разной степени сложности
осуществлялся формально, т.е. у детей
отсутствовали какие-либо стремления,
связанные с достижением успеха в данном
виде деятельности. Результаты подобных
исследований имеют большое практическое
значение для создания адекватной мотивационной
основы любой деятельности, особенно требующей
от ребенка определенных волевых усилий.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность
- это активное взаимодействие
с окружающей
Наблюдаются
нарушения целенаправленности
Выполняя
задание, дети обычно
Деятельность
младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью в значительной степени
зависит от окружающей их ситуации. Дети
часто бывают импульсивными, слабо регулируют
свое поведение. Успешность воспитания
и обучения ребенка в значительной мере
обеспечивает с созданием устойчивой
мотивации, которая адекватна поставленной
задаче.
У учащихся
старших классов мотивы
Специфическим
для детей с интеллектуальной недостаточностью
является снижение точности выполнения
задания при усложнении его условий, что
во многом обусловлено своеобразием их
умственной работы.
Говоря о
причинах низкой работоспособности
детей со сниженным интеллектом, исследователи
обычно указывают на понижение у них скорости
простой реакции при наличии отвлекающих
факторов.
Наибольшее
значение в онтогенезе ребенка
- детстве - имеет своевременное
формирование ведущего для каждого
возрастного этапа вида деятельности.
У детей с общим психическим недоразвитием
наблюдается выраженное запаздывание
в становлении всех ведущих видов деятельности.
В дошкольном
возрасте многие дети с интеллектуальной
недостаточностью, с которыми специально
не проводилась длительная, целенаправленная
работа, не могут самостоятельно одеться
и раздеться, правильно сложить свои вещи.
Особую сложность представляет для них
застегивание и расстегивание пуговиц,
а также зашнуровывание ботинок. Эти умения
обычно отрабатываются в специальном
детском саду с использованием тренажеров.
Неловкость
движений дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью обнаруживается в ходьбе,
беге, практической деятельности. Слабое
развитие моторики проявляется во всех
видах деятельности детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Все отрабатываемые
действия должны ежедневно
Для нормально
развивающихся детей в
Наиболее
сложной и вместе с тем
Для дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью
характерны игровые действия, не наполненные
каким-либо содержанием, отражающим реальную
жизнь.
Если оказывается,
что ребенок с интеллектуальной
недостаточностью играет с нормально
развивающимися детьми, то он всегда выполняет
только подсобные роли, даже в тех случаях,
когда его товарищи младше.
Из продуктивных
видов деятельности наиболее
изучена изобразительная
В связи
с низким уровнем развития
тонкой моторики большое
К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода к следующей ведущей деятельности - учебной.