Общие и специфические особенности формирования личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание

Понятие «ребенок с интеллектуальной недостаточностью », принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об интеллектуальной недостаточности, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие "личность" в отечественной психологии.

2. Основная часть. Психология ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

2.2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.

2.3. Особенности деятельности.

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

 Дошкольники  старших групп детского сада  с удовольствием слушают выразительно  читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации ребенок с интеллектуальной недостаточностью способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека. 

 Тем более  дети проявляют отчетливо выпаженное  эмоциональное отношение к своим  родным и близким. Они любят  своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью. 

 Волевая сфера  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. 

 Побудителями  поведения ребенка и одним  из значимых критериев социальной  активности личности являются  его интересы. Мотивационно-потребностная  сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту ребенка с интеллектуальной недостаточностью отсутствие у него интереса к познанию. 

 Особые трудности  вызывает формирование у ребенка  правильного поведения. Присущая  ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. 

 Некоторые  дети в незнакомой обстановке  бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по  сторонам , прячутся за родителей,  не вступают в контакт с  врачом или педагогом. В связи  с этим они кажутся более  отсталыми, чем это есть на самом деле. 

  2.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

 Самооценку (СО) и уровень притязаний (УП) принято  относить к числу основных  компонентов личности. 

 Уровень притязаний - это стремление к достижению  целей той или иной степени  сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Впервые уровень притязаний был исследован К. Левином и его учениками. Было выявлено, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты. Соотношение между тремя данными параметрами можно выразить формулой 

 УП = успех/самооценка 

 Самооценка  является важной составляющей  самосознания, определяющей не только  отношение к себе5, но и создающей  основу для построения отношений  с другими. 

 Экспериментальные  данные (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самомоценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности. 

 Самооценка  ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Психология

13.08.2009, 00:53

Экспериментальное изучение самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью в целом, подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. 

 Так, в  работе Де-Греефа, являющейся одним  из первых экспериментальных  исследований самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью , испытуемым предъявлялось следующее задание: «представь, что нарисованные три кружка, которые ты видишь, обозначают: первый - тебя самого, второй - твоего товарища, а третий - твоего учителя. Проведи от этих кружков вниз линии, такой длины, чтобы самая длинная досталась самому умному, вторая по длине - чуть менее умному и т.д.». Как правило, самую длинную линию дети с интеллектуальной недостаточностью проводили от кружка, обозначавшего его самого. Этот симптом так и называется симптомом Де-Греефа. В целом соглашаясь с исследователем в том, что повышенная самооценка детей с интеллектуальной недостаточностью связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л.С. Выготский считает, что Де-Грееф глубоко неправ, когда пишет, что у умственно отсталого ребенка не может быть чувства собственной малоценности. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна: он считает, что именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности (часто бессознательного) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности. 

 У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У детей со средней и глубокой степенями психического недоразвития, оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует также учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки. 

 Специальное  исследование Р.Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у детей с интеллектуальной недостаточностью в двух видах деятельности (учебной - решение арифметических задач и практической - вырезание различных фигур из бумаги) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка - его успешности или не успешности в этих видах деятельности В деятельности, обрекающей заранее ребенка на неуспех (решение арифметических задач), выбор задач разной степени сложности осуществлялся формально, т.е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий. 

  2.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   

 Деятельность - это активное взаимодействие  с окружающей действительностью,  в ходе которого живое существо  выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы: мотивы - все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности; цели, прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность; средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа, с помощью различных психических процессов и являющиеся показателем уровня развития последних. Общее психическое недоразвитие при с интеллектуальной недостаточности обусловливает качественное своеобразие целей, мотивов и средств деятельности. Школьники, особенно младших лет обучения, не всегда могут подчинить свои действия поставленной перед ними цели. Выполняя относительно сложное задание, они, как правило, не осмысливают его полностью, не намечают общего плана реализации. Дети начинают действовать, не учитывая всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная им задача оказывается подмененной другой, обычно сходной, но упрощенной. 

 Наблюдаются  нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся в неправильной  ориентировке в задании, в ошибочном  и фрагментарном его выполнении, в неадекватном отношении к возникающим трудностям, в не критичности к получаемым результатам: ученики приступают к выполнению задания без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения намеченной цели. В ходе деятельности способы действия ученика не изменяются даже в тех случаях, когда они оказываются явно ошибочными. Кроме того, дети склонны переносить в неизмененном виде элементы прошлого опыта на решение новой задачи. Ученики недостаточно критичны к результатам своей деятельности. 

 Выполняя  задание, дети обычно руководствуются  близкими мотивами, направленными  на осуществление отдельных операций  и действий, а не задачей в  целом, что не способствует  достижению далеких целей. То  обстоятельство, что работа будет оценена и получит оценку), не всегда влияет на деятельность учащихся. 

 Деятельность  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Успешность воспитания и обучения ребенка в значительной мере обеспечивает с созданием устойчивой мотивации, которая адекватна поставленной задаче. 

 У учащихся  старших классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую  основу, характеризуются значительной устойчивостью. 

 Специфическим  для детей с интеллектуальной недостаточностью является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работы. 

 Говоря о  причинах низкой работоспособности детей со сниженным интеллектом, исследователи обычно указывают на понижение у них скорости простой реакции при наличии отвлекающих факторов. 

 Наибольшее  значение в онтогенезе ребенка  - детстве - имеет своевременное  формирование ведущего для каждого возрастного этапа вида деятельности. У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. 

 В дошкольном  возрасте многие дети с интеллектуальной недостаточностью, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно отрабатываются в специальном детском саду с использованием тренажеров. 

 Неловкость  движений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается в ходьбе, беге, практической деятельности. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. 

 Все отрабатываемые  действия должны ежедневно выполняться  ими под руководством взрослого  или с его активной помощью  в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемых речью. Решающее  значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения. 

 Для нормально  развивающихся детей в дошкольный  период жизни ведущим видом  деятельности является игра. Для  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игра таковой роли не играет. 

 Наиболее  сложной и вместе с тем развивающей  ребенка является сюжетно-ролевая  игра. Ею дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не овладевают. Без специального обучения дети остаются на этапе простейших манипуляций с игрушками. Лишь в конце дошкольного детства у воспитанников специальных детских садов можно наблюдать отдельные элементы сюжетно-ролевой игры, которые длительный срок формируются воспитателем на занятиях (Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина). 

 Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерны игровые действия, не наполненные каким-либо содержанием, отражающим реальную жизнь. 

 Если оказывается,  что ребенок с интеллектуальной недостаточностью играет с нормально развивающимися детьми, то он всегда выполняет только подсобные роли, даже в тех случаях, когда его товарищи младше. 

 Из продуктивных  видов деятельности наиболее  изучена изобразительная деятельность  детей с интеллектуальной недостаточностью (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина). Изобразительная деятельность формируется замедленно и своеобразно. Их рисунки имеют многие характерные черты, делающие их диагностичными. 

 В связи  с низким уровнем развития  тонкой моторики большое значение  имеет использование конструктивной  деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства. 

 К концу  дошкольного возраста у детей  с интеллектуальной недостаточностью не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода к следующей ведущей деятельности - учебной.

Информация о работе Общие и специфические особенности формирования личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью