Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение понятия общения.
3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности общения детей 6 лет
1.4 Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Детская практическая психология.docx

— 79.78 Кб (Скачать документ)

  Детская практическая психология.

  Тема  курсовой: «Обучение детей старшего дошкольного возраста, разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками»

  Содержание 

  Введение

  Глава 1. Теоретическое  изучение особенностей общения детей  старшего дошкольного возраста

  1.1  Понятие общения

  1.2  Характеристика детей старшего дошкольного возраста

  1.3  Особенности общения детей 6 лет

  1.4  Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Подбор методик  к исследованию

  2.2 Проведение  исследования и анализа полученных  данных

  2.3 Анализ  результатов исследования

  Рекомендации

  Заключение.

  Список  литературы

  Приложение 

  Введение

  Актуальность  проблемы.

  Проблема  развития общения сверстников в  дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область  возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и  необходимому условно-социального  и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение  Ж. Пиаже не имея, особого резонанса  в психологической литературе и  осталось на уровне общего предложения.Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. [2, с.34]

  По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека –  это другой человек. Отношение к  другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все  соткано из его отношений к  другим людям; с ними связано главное  содержание психической, внутренней жизни  человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». [5, с.73]

  Концептуальные  основы разработки проблемы общения  связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

  Поэтому, целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

  Объект нашего исследования – общение дошкольников.

  Предмет исследования – процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

  Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.

  Задачи:

  1.  Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.

  2.  Изучение понятия общения.

  3.  Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

  4.  Развитие общения детей 6 лет со сверстниками.

  5.Экспериментально  исследовать особенности общения  старших дошкольников со сверстниками.

  6.Обобщение  и систематизирование полученных  сведений.

  Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

  - теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы;

  - методы  массового сбора материала (беседы, наблюдения);

  - диагностические  методы;

  - психолого-педагогический  эксперимент.

  Работа  состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. В первой главе освещается проблема развития общения старших дошкольников со сверстниками. Вторая глава заключается  в предоставлении данных исследования, их обработке и анализе. 

  Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения  детей старшего дошкольного  возраста  

  1.1 Понятие общения

  Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется  в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое  определение требуется еще и  потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит  от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5, с.85]

  Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом  изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

  Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

  Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9, с.361]

  Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать  в одно и то же время как процесс  взаимодействия индивидов и как  информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2, с.35]

  Субъектами  общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения  становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными  актами.

  Для общения  характерно также то, что здесь  каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3, с.268] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном  состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены  на то, что партнер им ответит, и  рассчитывают на его отзыв. На эту  особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

  Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение  есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

  Понятие общения близко соотносится с  понятием коммуникации. Акт общения  оценивается и анализируется  по следующим компонентам: адресат - субъект общения, адресант - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения, канал  связи и результат - что достигнуто в итоге общения. [5, с.294]

  Данный  подход представлен в работах  Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

  Другой  распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую  категорию, мы интерпретируем его как  деятельность, и потому синонимом  общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

  Следовательно, существует несколько подходов к  пониманию общения. Наиболее целесообразно  рассматривать общение как неразрывное  единство общения и деятельности. [3, с.149]

  Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

  Выделяют  следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5, с.137]

  Наиболее  универсальное средство человеческого  общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

  В речевом  общении имеют значение такие  особенности, как:

  ü  Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

  ü  Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

  ü  Выразительные качества голоса.

  ü  К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники. [24, с.268]

  ü  Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24, с.269]

  Выделяется  две разновидности монологического  общения: императив и манипуляция.

  ü  Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. [24, с.231]

  ü  Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

  ü  Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

  ü  Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.

  Таким образом, общение многолико; включает много  форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает  различные подходы к изучению общения, однако, практически все  исследователи отмечают, что без  человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший  путь для того, чтобы познать себя.

  1.2 Характеристика детей  старшего дошкольного  возраста

  В старшем  дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в  работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавляет в  росте и весе, изменяются пропорции  тела. Происходят существенные изменения  высшей нервной деятельности. По своим  характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени  приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребенка  в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует  о готовности к переходу на более  высокую ступень возрастного  развития, предполагающую более интенсивные  умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим  школьным обучением. [23, с.85]

Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками