Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение понятия общения.
3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности общения детей 6 лет
1.4 Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Детская практическая психология.docx

— 79.78 Кб (Скачать документ)

  Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться  новые психологические механизмы  деятельности и поведения.

  В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура  мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание  выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность  в признании сверстников: у старших  дошкольников активно проявляется  интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

  Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для  окружающих. Причиной таких изменений  является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. [24, с.64]

  Одним из важнейших достижений старшего дошкольного  возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды  развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие  у детей этих возрастов, не находят  реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

  В старшем  дошкольном возрасте ребенок впервые  осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди  других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять  новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной  жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес  к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного  обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье. [8, с.137]

  Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка  и возникает на том уровне, когда  ему становится доступным осознание  себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если переход  к новому социальному положению  и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает  чувство неудовлетворенности [23, с.72].

  Ребенок начинает осознавать свое место среди  других людей, у него формируется  внутренняя социальная позиция и  стремление к соответствующей его  потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности (одним свойственно  стремление к успеху и высоким  достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

  Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов  и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные  составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто  я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?). [9, с.275]

  Содержательный  и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

  В процессе развития у ребенка формируется  не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление  о том, каким он должен быть, каким  его хотят видеть окружающие (образ  идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. [20, с.147]

  Оценочная составляющая самосознания отражает отношение  человека к себе и своим качествам, его самооценку.

  Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и  положительного отношения ко всему, что входит в представления о  самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

  В старшем  дошкольном возрасте появляются зачатки  рефлексии — способности анализировать  свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с  мнениями и оценками окружающих, поэтому  самооценка детей старшего дошкольного  возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных  видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. [21, с.93]

  Заниженная  самооценка у детей дошкольного  возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

  Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены  своеобразным для каждого ребенка  сочетанием условий развития.

  Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта  ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам  предпринимает в окружающем предметном мире. [23, с.241]

  Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты  своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

  Если в  ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок  неосознанно подражает поведению  окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и  тождеством «Я»». Следовательно, уже  в этом возрасте можно говорить о  некоторой целостности и единстве самосознания.

  В старшем  дошкольном возрасте возникает осмысленная  ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что  значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в  конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает  обобщение переживаний, или аффективное  обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность. [20, с.65]

  В старшем  дошкольном возрасте ребенок имеет  относительно богатый собственный  опыт, обладает способностью наблюдать  и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются  старшим дошкольником только в том  случае, если они не противоречат его  личному опыту. Такое сочетание  факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших  старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

  Таким образом, старший дошкольный возраст - это  сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок  проходит большой путь в овладении  социальным пространством с его  системой нормативного поведения в  межличностных отношениях с взрослыми  и детьми. Ребенок осваивает правила  адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных  для себя условиях может действовать  в соответствии с этими правилами.

  1.3 Особенности общения  детей 6 лет

  В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты  со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается  сложный и порой драматичный  сценарий межличностных отношений  детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. [24, с.174]

  Исследования  Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

  Эмоциональная напряжённость и конфликтность  детских отношений значительно  выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают  о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают  особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. [17, с.216]

  Между тем  опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором  строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения  среди сверстников зависит, насколько  ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к  себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные  отдаленные последствия. В общении  детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. «За  радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные  с успехом идентификации и  страданиями отчуждения.

  Вовремя определить проблемы в межличностных  отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. [18, с.53] Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

  Общение со сверстниками – жесткая школа  социальных отношений.

  К 6-7 годам  у детей снова существенно  меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. [15, с.71] Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

  Однако  наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или  успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже  не только рассказывают о себе, но и  обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что  видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного  отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей  возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками