Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение понятия общения.
3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности общения детей 6 лет
1.4 Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Детская практическая психология.docx

— 79.78 Кб (Скачать документ)

  С помощью  приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми.

  1.  Доброта.

  2.  Внимательность к людям.

  3.  Правдивость, честность.

  4.  Вежливость.

  5.  Общительность.

  6.  Щедрость.

  7.  Отзывчивость, готовность прийти на помощь.

  8.  Справедливость.

  9.  Жизнерадостность.

  10.  Ответственность.

  Для изучения общения со сверстниками детей дошкольного  возраста, мы решили использовать следующую  анкету:

  «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей  друг с другом». (см. приложение№3) [9, с.415]

  Инструкция: Уважаемые родители, сейчас вам предстоит  ответить на ряд вопросов о том, как  ваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между  собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво.  

  2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных

  После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач  второго этапа, используя подобранные  методики.

  Диагностика развития общения со сверстниками осуществлялась нами на базе МДОУ «Центр развития ребенка  детский сад №39 «Подснежник»». За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих  ситуаций общения: «Непосредственное  общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Один предмет на двоих». В протоколе  регистрации параметров общения (см. Приложение 4), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения – обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Софьи Г. (6 лет) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: Софья Г. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:

  ▪ интерес = 1 баллу;

  ▪ инициативность = 2 баллам;

  ▪ чувствительность = 2 баллам;

  ▪ просоциальные действия =1 баллу;

  ▪ средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;

  активная  речь = 4 баллам.

  Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровень  развития общения со сверстниками.

  Таким же образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения  со сверстниками всех диагностируемых  детей. Представим полученные результаты в таблице 1.  

  Таблица №1

  Уровни  развития общения  со сверстниками детей  дошкольного возраста (в  баллах).

№ п/п Имя, фамилия, возраст  ребенка. Уровни развития общения со сверстниками
1. Анибегова Ника (5,5 лет) 2
2. Баранов Егор (5 лет) 1
3. Бутырин Даниил (6 лет) 2
4. Бобринева Надежда(5 лет) 2
5. Волкова Ангелина(6 лет) 2
6. Герасимова  София(6 лет) 2
7. Ермаков Елизар (6 лет) 3
8. Захарова Полина (5 лет) 1
9. Иванов Данил(5 лет) 2
10. Климков Артем (6 лет) 2
11. Мякинникова Анастасия (6 лет) 2
12. Махонов Данила (6 лет) 1
13. Новиков Илья (6 лет) 3
14. Назарова Анна(6 лет) 2
15. Пахомова Мария (6 лет) 2
16. Полосин Максим (5 лет 10 мес.) 2
17. Самсонов Глеб (6 лет) 3
18. Саввин Сергей (5 лет) 1
19. Сарычева Ульяна(6 лет) 2
20. Филатова Елизавета (5 лет) 2
21. Фаустов Илья (6 лет) 2
22. Шевелева Марта (6 лет) 1
23. Шолохова Анна(6 лет) 2
24. Шамрина Юлия(6 лет) 2

  В целом  в группе можно наблюдать следующую  ситуацию развития общения детей  дошкольного возраста друг с другом (рис. 1): 

  

  Рисунок 1. Показатели кол-ва детей I старшей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.

  Условные  обозначения:

  Высокий уровень – 20,9 %

  Средний уровень – 66,6 %

  Низкий  уровень – 12,5 %

  На основе следующей проведенной методики (см. Приложение №2) представим полученные результаты в таблице 2.

  Таблица №2

  Уровни  развития общения  со сверстниками детей  дошкольного возраста (в  баллах).

№ п/п Имя, фамилия, возраст  ребенка. Уровни развития общения с окружающими людьми
1. Анибегова Ника (5,5 лет) 6,5
2. Баранов Егор (5 лет) 7,5
3. Бутырин Даниил (6 лет) 8
4. Бобринева Надежда(5 лет) 7
5. Волкова Ангелина(6 лет) 7
6. Герасимова  София(6 лет) 8
7. Ермаков Елизар (6 лет) 8,5
8. Захарова Полина (5 лет) 7
9. Иванов Данил(5 лет) 7
10. Климков Артем (6 лет) 8
11. Мякинникова Анастасия (6 лет) 7,5
12. Махонов Данила (6 лет) 6
13. Новиков Илья (6 лет) 8,5
14. Назарова Анна(6 лет) 8
15. Пахомова Мария (6 лет) 7,5
16. Полосин Максим (5 лет 10 мес.) 8,5
17. Самсонов Глеб (6 лет) 8,5
18. Саввин Сергей (5 лет) 8,5
19. Сарычева Ульяна(6 лет) 7,5
20. Филатова Елизавета (5 лет) 7
21. Фаустов Илья (6 лет) 8,5
22. Шевелева Марта (6 лет) 7,5
23. Шолохова Анна(6 лет) 8
24. Шамрина Юлия(6 лет) 8,5

  В целом  в группе можно наблюдать следующую  ситуацию развития общения детей  дошкольного возраста с окружающими  людьми:

  Условные  обозначения:

  Высокий уровень – 71% Средний уровень  – 29%

  Письменный  опрос родителей (анкетирование) детей  данной группы стал последним организационным  этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между  ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №3) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.

  Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения  между сверстниками дошкольного  возраста.

  2.3 Анализ результатов  исследования

  По результатам  проведенного исследования нами были получены данные по следующим диагностическим  методикам:

  Ø  «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.

  Ø  « Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С.

  Ø  «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой

  Для обработки  полученных данных применялся метод  анализа и обработки материалов.

  «Диагностика  развития общения  со сверстниками». На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 5 человек из 24, что составляет 20,9% – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 16 из 24 (66,6%) – средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 3 ребенка из 24 (12,5%) - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

  Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими  людьми?», эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Результаты показали, что 71% детей находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

  «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей  друг с другом» данные, полученные в результате обработки анкет подтвердили, достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.

  Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что детям старшего дошкольного  возраста присущи следующие особенности  общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.  

  Выводы  ко второй главе

  ð Общение  со сверстниками играет важную роль в  развитии личности ребенка, в процессах  его социализации. Для ребенка  его общение с другими людьми не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого  развития. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие  всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств.

  ð Что  касается особенностей развития общения  со сверстниками, то диагностика выявления  уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие результаты. Большинство  детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; и пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются  играть друг с другом, откликаются  на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное  состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы  в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит  о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

  ð Следует  помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится  взрослый. Именно он помогает ребенку  выделить сверстника и общаться с  ним на - равных.

  ð Системный  подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного  возраста общения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов МДОУ), сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.   
 

  Рекомендации   

Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками