Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение понятия общения.
3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности общения детей 6 лет
1.4 Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Детская практическая психология.docx

— 79.78 Кб (Скачать документ)

  К концу  дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные  привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в  небольшие группы (по 2-3 человека) и  оказывают явное предпочтение своим  друзьям. Споры и проблемы возникают  в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей  в данном случае очень важна. Ребенку  необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное  и сочувственное отношение близких  взрослых, их совет, поддержка помогут  ребенку пережить эти первые переживания  и найти себе друзей. Тем более  что дети ссорятся и мирятся очень  легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. [23, с.195] Однако она далеко не всегда реализуется  в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении  ребёнка к сверстникам, которые  во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенности становления  личности.

  Так же к 6-7 годам у детей дошкольного  возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность  к взаимопомощи. [20, с.93] Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется  уже на всю жизнь. Однако наряду с  этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его  ситуативные проявления: что у  него есть и что он делает, но и  некоторые психологические аспекты  существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники  теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к  сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

  К 6 годам  у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в  деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что  рисует, какие книжки смотрит), не для  того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут  объединяться с товарищем в своем  «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда  взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится». [21. с.157]

  Все это  свидетельствует о том, что мысли  и действия старших дошкольников направлены не только на положительную  оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого  ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

  Многие  дети уже способны сопереживать как  успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда  воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или  пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и  предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и  интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

  Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок. Сверстник  теперь уже не только объект для  сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и  предпочтениями. [15, с.206]

  В старшем  дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для сверстника, чтобы помочь ему или как-то сделать  ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь сверстнику, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить  радость и удовольствие. С такого внимания к товарищу, с заботы о  нем и начинается дружба.

  В старшем  дошкольном возрасте отношение к  сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. [23, с.261]

  Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает  высшая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

  Перечисленные особенности характерны для детских  контактов на протяжении всего дошкольного  возраста (от 3 до 6-7 лет).

  Выводы  по 1 главе

  В теоретической  части исследования, мы выяснили, что  в последние десятилетия психологические  проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей. Основной вопрос, волнующий ученых разных стран, — роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.

  Концептуальные  основы разработки проблемы общения  связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисина, Г.М. Андреева Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау А.Кимпински, У. Хартап, Б. Коутс, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

  Мы, в своей  работе, придерживаемся концепции М.И. Лисиной, она дает следующие определение  общению: общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Будет, верным согласится со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

  В зависимости  от содержания, целей и средств  общение можно разделить на несколько  видов. По содержанию оно может быть представленно как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его.

  Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на общение детей  друг с другом. 

  Глава 2 Экспериментальное  выявление особенностей общения детей  старшего дошкольного  возраста  

  2.1 Обоснование выбора  и описание методик

  Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто  следующее научное положение: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.

  С целью  проверки выдвинутого предположения  нами была проведена исследовательская  работа.

  Цель исследования: изучить особенности общения  со сверстниками у детей дошкольного  возраста.

  В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  1.Подобрать  методики, направленные на диагностику  общения со сверстниками у  детей дошкольного возраста.

  2.Организовать  диагностическое обследование детей  по подобранным методикам.

  3.Сравнить  полученные в результате исследования  данные.

  4.Подвести  итог по результатам, сделать  выводы.

  Первый  этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных  методов и приемов, диагностических  методик, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста. В рамках поставленных задач в соответствии с целью  исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей  организации диагностического обследования детей дошкольного возраста.

  В поиске наиболее оптимальных, соответствующих  возрастным методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов (Г.А.Урунтаевой, Р.С.Немова; О.Н. Истратовой). Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:

  1.  «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. (см. приложение № 1).

  2.  «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов (см. приложение № 2).

  3.  «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой (см. приложение № 3).

  Диагностика развития общения  со сверстниками. (см. приложение№1) [9, с. 395]

  Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных  действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка  в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).

  Цель: выявить  уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.

  Для определения  уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:

  - параметры  общения со сверстниками;

  - шкалы  оценки параметров развития общения  со сверстниками.

  Показателями  общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

  - Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

  - Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

  - Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

  - Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

  - Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и

  участвует в них). Показателями данного параметра  являются:

  - экспрессивно-мимические  средства (эмоциональная окрашенность  действий детей, раскованность  сверстников);

  - активная  речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

  «Каков  ребенок во взаимоотношениях с окружающими  людьми?» (см. приложение№2) [10, с. 263]

  Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.

Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста,разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками