Определение уровня эмпатии подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.

Объектом исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.

Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
Дать общую характеристику эмпатии;
Изучить и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
Изучить и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический анализ эмпатии.
1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
2. Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
3. Особенности эмпатии у подростков.
Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.
1. Экспресс-диагностика эмпатии.
2. Исследование уровня эмпатийных тенденций.
3. Выводы проведенного исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!2курс.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

    Если  подростковый возраст является критическим  в становлении личности и решающим в плане формирования черт характера, то, начиная с юношеского периода и далее, изменения черт характера могут возникать только под влиянием сильных воздействий.

    Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в  период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям" [15. С.150]. Эффект переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно. Стимулирование у испытуемых эмпатийных переживаний способствовало возникновению у них действенной помощи и усилению просоциального поведения [15. С. 150].

    Несмотря  на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей  различных возрастных групп носят  скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [1. С. 156].

    Следовательно, можно говорить о том, что эмпатия  как феномен имеет свою динамику изменений с течением времени. Специфические особенности эмпатии, на наш взгляд, обусловлены характером социального окружения подростков и юношей, что, в свою очередь, определяется целым комплексом различных социально-психологических факторов. 

Краткие выводы по Главе 1.

     Под эмпатией в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание  психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет  более широкое трактование и  глубинное понимание. Во-первых, как  нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.

     Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

     Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.

1.Экспресс-диагностика  эмпатии

     Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.

     При оценке эмпатии как индивидуально-психологической  характеристики следует учитывать  факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

     Опросник  содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

     Испытуемый  получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить  несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».

     Обработку результатов исследования следует  начинать с определения достоверности  данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма – 5 и более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3 – результат исследования может быть признан достоверным.

     Единичная униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

     С помощью таблицы, на основании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

   Ключ-дешифратор

  1. Эмпатия с родителями – 10, 13, 16
  2. Эмпатия с животными – 19, 22, 25
  3. Эмпатия со стариками – 2, 5, 8
  4. Эмпатия с детьми – 26, 29, 35
  5. Эмпатия с героями художественных произведений – 9, 12, 15
  6. Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми – 21, 24, 27

   Опросник (Приложение 1).

2. Исследование уровня эмпатийных тенденций

     Предлагаемая  ниже методика успешно используется казанским психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

     Эмпатия способствует сбалансированности межличностных  отношений. Она делает поведение  человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия –  ключевой фактор успеха в тех видах  деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

     Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций  необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам  следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

     Тест  опросника (Приложение 2).

     Подсчет результатов

Прежде  чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

     Классификатор теста

Если  вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству  людей. Окружающие не могут назвать  вас «толстокожим», но в то же время  вы не относитесь к числу особо  чувствительных лиц. В межличностных  отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов  – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов  и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств. 
 
 
 
 
 
 

    3. Выводы проведенного  исследования.

Информация о работе Определение уровня эмпатии подростков