Определение уровня эмпатии подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.

Объектом исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.

Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
Дать общую характеристику эмпатии;
Изучить и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
Изучить и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический анализ эмпатии.
1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
2. Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
3. Особенности эмпатии у подростков.
Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.
1. Экспресс-диагностика эмпатии.
2. Исследование уровня эмпатийных тенденций.
3. Выводы проведенного исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!2курс.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МУРМАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ:

Определение уровня эмпатии подростков. 
 
 

                                                                                      СТУДЕНКИ 2 КУРСА

ДНЕВНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ:

                                               Уминской Натальи Эдуардовны.

                                                                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

старший преподаватель кафедры психологии

                                                                        Тарасова Светлана Михайловна. 
 
 
 
 

МУРМАНСК
2010         
 
 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретический  анализ эмпатии.

  1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
  2. Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
  3. Особенности эмпатии у подростков.

Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.

  1. Экспресс-диагностика эмпатии.
  1. Исследование  уровня эмпатийных тенденций.
  1. Выводы  проведенного исследования.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Известно, что человек становится личностью  в процессе взаимодействия с социальной средой в результате образования и воспитания, усвоение культуры конкретно-исторического общества. Восходящим в таком роде, является принцип социализации, т.е. «вхождение» ребенка в общество. Ряд исследователей утверждают, что психологическое свойство эмпатии, сопереживания является значительным механизмом социализации молодежи.

     Именно  развитое сочувствие учеников формирует  утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращается в полноценную личность, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт.

      Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно  считается учебная деятельность, то и исследования, касающиеся данного  возрастного периода, направлены на изучение и анализ психологическое  состояние подростка в данной среде общения, отношений подростка в различных социальных группах, в которых он состоит.

      Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с наступившей ситуацией  в поведении современных подростков. Молодежь в наше время стала грубее, злее, «все для себя».

      Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.

    Объектом  исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.

    Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.

      В соответствии с целью ставятся следующие  задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
  2. Дать общую характеристику эмпатии;
  3. Изучить  и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
  4. Изучить  и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
  5. Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
  6. Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.

   Несмотря  на то, что молодежь в наше время стала эгоистичнее и  грубее попробуем доказать, что в ней есть тот уровень эмпатии, сопереживания,  который должен быть в высоконравственной личности. Это и есть гипотеза данной курсовой работы.

   Базой для проведения исследования была выбрана МОУ школа № 1 им. Погодина г. Полярного. В данном экспериментальном исследовании прияли участие 10 детей в возрасте от 14 до 16 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.

   При решении поставленных задач рименялись следующие методы:

  1. Теоретический(анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы);
  2. Эмпирический(констатирующий эксперимент);
  3. Статический(количественный и качественный анализ результатов).

   Этапы написания курсовой работы:

  1. ноябрь: выбор темы, построение программы исследования;
  2. декабрь: постановка задач исследования, формулировка гипотезы, определение методики исследования;
  3. январь: подготовка библиографического обзора, чтение и конспектирование литературы;
  4. февраль-март: написание теоретической главы работы;
  5. апрель: сбор эмпирического материала, количественно-качественная обработка данных, интерпретация полученных данных, написание эмпирической главы работы;
  6. май: формулировка выводов. Подготовка и оформление окончательного варианта работы.

   Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой в процессе написания литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  анализ эмпатии

  1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.

     Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение  – вчувствование во внутренний мир  другого человека.

     Термин "эмпатия" введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевлённых объектов.

     В.В. Бойко рассматривал эмпатию следующим  образом: [6. 116]

      «В расхожих определениях эмпатии упускается два обстоятельства: функция и необходимость проявления данной психической реалии.

     Действительно, для чего в репертуаре психического существует эмпатическая система, отражения  другого (окружающих людей) и когда  в ней возникает потребность? На наш взгляд, эмпатия как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера, а для этого необходима повышенная «проходимость». Таковая возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание.»

     Таким образом, соучастие и сопереживание - не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели.

     Необходимость в эмпатии возникает в тех  случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности  другого и затем воздействовать на него в нужном направлении. В таком  смысле эмпатия ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание.

     Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно  исследуется в гуманистической  психологии и позитивной психологии.

     В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как  основа всех позитивных межличностных  отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"». [39. 80].

     Эмпатическое  понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс  считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно  взаимосвязанным с двумя другими – подлинностью, конгруэнтностью терапевта, когда последний «является самим собой в отношении с клиентом», открыт по отношению к своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно испытывает, а также с безусловным позитивным отношением психотерапевта к клиенту.

     В позитивной психологии эмпатия –  одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

     Серия исследований, проведенных Д. Бэтсоном [15. 106] и его коллегами, убедительно  демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему.

     Проявление  эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в  ответ на сильный плач лежащего рядом  «товарища» (при этом у него также  учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. При чем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с бóльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

     Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р. Барон, С. Стайн  и Г. Бук [12. 65 ] задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений, было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.

     Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т.д.

     Интуитивное при эмпатическом постижении другого  сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом.

     Подводя итог сказанному, можно дать следующее  определение:

Информация о работе Определение уровня эмпатии подростков