Определение уровня эмпатии подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.

Объектом исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.

Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
Дать общую характеристику эмпатии;
Изучить и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
Изучить и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический анализ эмпатии.
1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
2. Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
3. Особенности эмпатии у подростков.
Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.
1. Экспресс-диагностика эмпатии.
2. Исследование уровня эмпатийных тенденций.
3. Выводы проведенного исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!2курс.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

    Задача  диагностики эмпатии у детей  подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии) и исследования эмпатийных тенденций, разработанных И. М. Юсуповым.

    Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [15. С. 121].

    Исследование  эмпатии у подростков проводилось  на базе средней школы №1 им. Погодина г.Полярного. Возрастные границы выборки испытуемых: от 14 до 16 лет включительно. Опросник был предложен учащимся 8-10 классов.

    При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные  автором методики. Результаты исследования, признанные недостоверными, а также результаты, имеющие сомнительный характер, исключались из исследования. Остальные проходили дальнейшую, в том числе и статистическую, обработку.

    Первый  этап исследования эмпатии у старших  школьников на выборке в 10 человек. Было получено 10 достоверных результатов, что составляет 100% от общего числа испытуемых. Результаты представлены в табл.1.

    Анализ  полученных статистических данных показал  следующее.

    Таблица 1

    Показатели  развития эмпатии и ее составляющих у подростков.

Мальчики С родителями С животными Со стариками С детьми С героями художественных произведений С незнакомыми  людьми
10,13,16 19,22,25 2,5,8 26,29,35 9,12,15 21,24,27
Максим(15лет) 8 11 7 8 7 12
Вася(15 лет) 11 10 11 7 8 9
Сергей(16 лет) 8 7 7 7 11 12
Паша(15 лет) 10 10 6 5 9 10
Женя(15 лет) 9 12 9 11 9 10
Средний показатель развития эмпатии 9,2 10 8 7,6 8,8 10,6
Девочки 10,13,16 19,22,25 2,5,8 26,29,35 9,12,15 21,24,27
Наташа(14 лет) 8 10 11 10 10 9
Оля(15 лет) 9 6 7 7 4 12
Женя(14 лет) 13 7 12 7 8 12
Катя(16 лет) 10 9 6 9 12 9
Виктория(15 лет) 10 6 5 5 7 10
Средний показатель развития эмпатии 10 7,6 8,2 7,6 8,2 10,4

    Значительно выше, чем другие составляющие эмпатии, у подростков развита эмпатия  к незнакомым людям (у девочек  Энл=10,4 балла, у мальчиков Эр=10,6, при возможных значениях от 0 до 15 баллов). Данный факт, по нашему мнению, объясняется тем, что в этом возрасте подросток зависит от учебного процесса в школе. Наименее развита эмпатия к детям(Эд=7,6 б.), а в случае с девочками еще и к животным(Эж=7,6 б.), что, вероятно, связано с жестокость нашей современной молодежи. На чуть более высоком уровне находятся эмпатия к старикам  и к персонажам художественной литературы (у мальчиков Эс=8, у девочек Эс=8,2 б., у мальчиков Эгхп= 8,8, у девочек Эгхп=8,2 б.). Значительно развиты на этом фоне эмпатия к родителям (у мальчиков Эр=9,2, у девочек Эр=10 б.). Данный факт, по нашему мнению, не нуждается в пояснениях, т.к. родители являются самыми значимыми людьми для подавляющего большинства детей любого возраста. Жители провинции лично или опосредовано знают значительную часть населения города, что, вероятно, накладывает свой отпечаток на восприятие незнакомых и малознакомых людей, способствует повышению чувства социальной безопасности. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия для формирования у подростков эмпатийной установки.

    Заканчивая  анализ данных, полученных в ходе первого  этапа исследования, необходимо отметить высокую степень связи показателей  общего уровня эмпатии с показателями составляющих эмпатии, а также с полом и возрастом испытуемых. Обнаружена связь между возрастом и уровнем эмпатии.

    Второй  этап исследования включал в себя диагностику опросников, используемых в первом этапе, с помощью исследования эмпатийных тенденций, разработанным также И. М. Юсуповым.

    Анализ  результатов математико-статистической обработки данных позволяет сделать  следующие выводы (см. табл.2).

    Таблица 2.

    Показатели  индивидуального уровня эмпатийных тенденций подростков.

№ вопроса Максим(15лет) Вася(15 лет) Сергей(16 лет) Паша(15 лет) Женя(15 лет) Наташа(14 лет) Оля(15 лет) Женя(14 лет) Катя(16 лет) Виктория(15 лет)
1 1 4 2 2 4 5 5 5 4 4
2 2 3 3 3 3 3 3 4 2 2
3 2 4 4 2 2 5 1 3 1 1
4 1 5 3 2 2 2 4 2 3 5
5 2 5 2 1 3 4 3 4 2 2
6 2 4 3 1 2 2 4 2 4 3
7 3 4 4 2 2 4 1 5 2 3
8 3 3 2 2 3 4 1 4 2 1
9 2 3 3 3 3 3 2 2 4 2
10 3 2 2 4 2 2 2 4 3 5
11 2 3 5 5 5 3 3 3 2 4
12 4 2 4 3 4 4 1 4 4 4
13 4 5 3 4 4 4 5 5 5 2
14 2 2 2 4 2 1 2 3 2 1
15 1 3 4 3 2 3 1 2 4 1
16 1 4 3 2 3 2 2 4 2 3
17 2 3 2 2 2 5 1 1 4 2
18 3 3 4 3 4 5 3 3 1 2
19 3 4 2 3 4 5 3 2 4 2
20 4 2 5 5 3 3 1 2 5 3
21 4 3 4 5 2 4 5 5 2 4
22 3 2 3 4 3 1 1 1 3 2
23 5 1 2 5 2 3 1 1 1 2
24 5 4 4 3 4 3 3 3 4 2
25 5 4 2 3 5 4 2 4 2 2
26 3 3 3 2 5 4 3 2 5 1
27 3 2 4 2 4 2 4 4 3 4
28 3 2 5 3 3 4 4 3 2 5
29 4 3 3 2 5 5 3 4 3 3
30 5 5 2 5 2 2 2 3 1 1
31 2 3 3 4 4 3 5 2 2 3
32 1 4 3 2 2 3 3 2 4 2
33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2
34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36 3 5 5 5 5 5 2 5 3 1
Итого 96 120 108 104 118 115 89 106 97 88
 

    Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

    Существуют  половые различия в показателях  составляющих эмпатии и ее общего уровня. Мальчики в большей степени  склонны к сопереживанию и  сочувствию, нежели девочки.

    Эмпатия к родителям и малознакомым людям является наиболее развитой составляющей у детей подросткового возраста, проживающих в провинциальном городе.

    Эмпатия у современных подростков 14-16 лет  имеет свои половозрастные особенности, проявляющиеся в общем уровне и составе эмпатии.

Заключение.

     Под эмпатией в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание  психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет  более широкое трактование и  глубинное понимание. Во-первых, как  нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.

     Поскольку ведущей в подростковом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то и исследование, было направлено на изучение и анализ психологического состояния подростка в данной среде общения, отношений подростка в различных социальных группах, в которых он состоит. Молодежь в наше время хоть и  стала эгоистичнее и грубее, мы  доказали, что в ней есть тот уровень эмпатии, сопереживания,  который должен быть в высоконравственной личности.  

А ведь именно развитое сочувствие подростков формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращается в полноценную личность, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и  современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.

    Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии  у детей младшего и среднего школьного  возраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.

    Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности  у детей младшего и среднего школьного  возраста: Дис....канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.

    Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.

    Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

    Кузьмина  В. П. Формирование эмпатии у младших  школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 157 с.

    Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство  для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

    Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис....канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.

    Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с.

    Осорина М. В. Секретный мир детей в  пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.

    Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.

    Развитие  личности ребенка: Пер. с англ. / Под  ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.

    Сивицкая  Л. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.

    Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

    Юсупов  И. М. Психология эмпатии (Теоретические  и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.

 Карпович  Т.Н. Социальный интеллект и  пути его развития у учащихся  юношеского возраста// Психология. –  2002, - №3, с. 78-85.

 Киселев  А.М. Эмпатия и толерантность  как важные составляющие педагогического процесса //Актуальные проблемы современной науки, - 2008, - №2, с. 115-117.

Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. – 2004, - №8, - с. 98-100.

   Также в написании данной курсовой работы использовались сайты:

    http://www.troek.net

    http://www.yspu.yar.ru

    http://psylist.net 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота старших.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
  9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда все родителям прощал, если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую , словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
  26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему мои одноклассники иногда задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
 
 
 

Приложение 2.

1. Мне  больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь  замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне  нравится размышлять о причинах  успехов и неудачах других  людей.

4. Среди  всех музыкальных передач предпочитаю  передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную  раздражительность и несправедливые  упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному  человеку можно помочь даже  словом.

7. Посторонним  людям не следует вмешиваться  в конфликт между двумя лицами.

8. Старые  люди, как правило, обидчивы без  причин.

9. Когда  в детстве слушал грустную  историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное  состояние моих родителей влияет  на мое настроение.

11. Я  равнодушен к критике в мой  адрес.

12. Мне  больше нравится рассматривать  портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я  всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если  лошадь плохо тянет, ее нужно  хлестать.

15. Когда  я читаю о драматических событиях  в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители  относятся к своим детям справедливо.

17. Видя  ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я  не обращаю внимание на плохое  настроение моих родителей.

19. Я  подолгу наблюдаю за поведением  животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы  и книги могут вызвать слезы  только у несерьезных людей.

21. Мне  нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В  детстве я приводил домой кошек  и собак.

23. Все  люди необоснованно озлобленны.

24. Глядя  на постороннего человека, мне  хочется угадать, как сложится  его жизнь.

Информация о работе Определение уровня эмпатии подростков