Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.
Объектом исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.
Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
Дать общую характеристику эмпатии;
Изучить и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
Изучить и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ эмпатии.
1. Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
2. Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
3. Особенности эмпатии у подростков.
Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.
1. Экспресс-диагностика эмпатии.
2. Исследование уровня эмпатийных тенденций.
3. Выводы проведенного исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Задача диагностики эмпатии у детей подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии) и исследования эмпатийных тенденций, разработанных И. М. Юсуповым.
Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [15. С. 121].
Исследование эмпатии у подростков проводилось на базе средней школы №1 им. Погодина г.Полярного. Возрастные границы выборки испытуемых: от 14 до 16 лет включительно. Опросник был предложен учащимся 8-10 классов.
При
обработке результатов
Первый этап исследования эмпатии у старших школьников на выборке в 10 человек. Было получено 10 достоверных результатов, что составляет 100% от общего числа испытуемых. Результаты представлены в табл.1.
Анализ полученных статистических данных показал следующее.
Таблица 1
Показатели развития эмпатии и ее составляющих у подростков.
Мальчики | С родителями | С животными | Со стариками | С детьми | С героями художественных произведений | С незнакомыми людьми |
10,13,16 | 19,22,25 | 2,5,8 | 26,29,35 | 9,12,15 | 21,24,27 | |
Максим(15лет) | 8 | 11 | 7 | 8 | 7 | 12 |
Вася(15 лет) | 11 | 10 | 11 | 7 | 8 | 9 |
Сергей(16 лет) | 8 | 7 | 7 | 7 | 11 | 12 |
Паша(15 лет) | 10 | 10 | 6 | 5 | 9 | 10 |
Женя(15 лет) | 9 | 12 | 9 | 11 | 9 | 10 |
Средний показатель развития эмпатии | 9,2 | 10 | 8 | 7,6 | 8,8 | 10,6 |
Девочки | 10,13,16 | 19,22,25 | 2,5,8 | 26,29,35 | 9,12,15 | 21,24,27 |
Наташа(14 лет) | 8 | 10 | 11 | 10 | 10 | 9 |
Оля(15 лет) | 9 | 6 | 7 | 7 | 4 | 12 |
Женя(14 лет) | 13 | 7 | 12 | 7 | 8 | 12 |
Катя(16 лет) | 10 | 9 | 6 | 9 | 12 | 9 |
Виктория(15 лет) | 10 | 6 | 5 | 5 | 7 | 10 |
Средний показатель развития эмпатии | 10 | 7,6 | 8,2 | 7,6 | 8,2 | 10,4 |
Значительно выше, чем другие составляющие эмпатии, у подростков развита эмпатия к незнакомым людям (у девочек Энл=10,4 балла, у мальчиков Эр=10,6, при возможных значениях от 0 до 15 баллов). Данный факт, по нашему мнению, объясняется тем, что в этом возрасте подросток зависит от учебного процесса в школе. Наименее развита эмпатия к детям(Эд=7,6 б.), а в случае с девочками еще и к животным(Эж=7,6 б.), что, вероятно, связано с жестокость нашей современной молодежи. На чуть более высоком уровне находятся эмпатия к старикам и к персонажам художественной литературы (у мальчиков Эс=8, у девочек Эс=8,2 б., у мальчиков Эгхп= 8,8, у девочек Эгхп=8,2 б.). Значительно развиты на этом фоне эмпатия к родителям (у мальчиков Эр=9,2, у девочек Эр=10 б.). Данный факт, по нашему мнению, не нуждается в пояснениях, т.к. родители являются самыми значимыми людьми для подавляющего большинства детей любого возраста. Жители провинции лично или опосредовано знают значительную часть населения города, что, вероятно, накладывает свой отпечаток на восприятие незнакомых и малознакомых людей, способствует повышению чувства социальной безопасности. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия для формирования у подростков эмпатийной установки.
Заканчивая
анализ данных, полученных в ходе первого
этапа исследования, необходимо отметить
высокую степень связи
Второй этап исследования включал в себя диагностику опросников, используемых в первом этапе, с помощью исследования эмпатийных тенденций, разработанным также И. М. Юсуповым.
Анализ
результатов математико-
Таблица 2.
Показатели индивидуального уровня эмпатийных тенденций подростков.
№ вопроса | Максим(15лет) | Вася(15 лет) | Сергей(16 лет) | Паша(15 лет) | Женя(15 лет) | Наташа(14 лет) | Оля(15 лет) | Женя(14 лет) | Катя(16 лет) | Виктория(15 лет) |
1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 |
3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | 1 | 3 | 1 | 1 |
4 | 1 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 5 |
5 | 2 | 5 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 |
6 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 |
7 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 1 | 5 | 2 | 3 |
8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 2 | 1 |
9 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
10 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 |
11 | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 |
12 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 | 4 |
13 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 2 |
14 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 |
16 | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 |
17 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 4 | 2 |
18 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 1 | 2 |
19 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 |
20 | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 1 | 2 | 5 | 3 |
21 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 |
22 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 |
23 | 5 | 1 | 2 | 5 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 |
24 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 |
25 | 5 | 4 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 |
26 | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 1 |
27 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 |
28 | 3 | 2 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 5 |
29 | 4 | 3 | 3 | 2 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 |
30 | 5 | 5 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
31 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 2 | 2 | 3 |
32 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 |
33 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
34 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
35 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
36 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 5 | 3 | 1 |
Итого | 96 | 120 | 108 | 104 | 118 | 115 | 89 | 106 | 97 | 88 |
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Существуют половые различия в показателях составляющих эмпатии и ее общего уровня. Мальчики в большей степени склонны к сопереживанию и сочувствию, нежели девочки.
Эмпатия к родителям и малознакомым людям является наиболее развитой составляющей у детей подросткового возраста, проживающих в провинциальном городе.
Эмпатия у современных подростков 14-16 лет имеет свои половозрастные особенности, проявляющиеся в общем уровне и составе эмпатии.
Заключение.
Под
эмпатией в узком смысле слова, понимается
- сочувствие, сопереживание, понимание
психологических состояний
Поскольку
ведущей в подростковом возрасте
традиционно считается учебная деятельность,
то и исследование, было направлено на
изучение и анализ психологического состояния
подростка в данной среде общения, отношений
подростка в различных социальных группах,
в которых он состоит. Молодежь в наше
время хоть и стала эгоистичнее и грубее,
мы доказали, что в ней есть тот уровень
эмпатии, сопереживания, который должен
быть в высоконравственной личности.
А ведь
именно развитое сочувствие подростков
формирует утонченные и высоконравственные
качества, в ходе которых дети превращается
в полноценную личность, а также усваивает
и активно воссоздает социальный опыт.
Список литературы
Гаврилова
Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной
психологии. Исторический обзор и
современное состояние
Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.
Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис....канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.
Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.
Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 157 с.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис....канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.
Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
Сивицкая Л. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.
Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. – 2002, - №3, с. 78-85.
Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса //Актуальные проблемы современной науки, - 2008, - №2, с. 115-117.
Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. – 2004, - №8, - с. 98-100.
Также в написании данной курсовой работы использовались сайты:
http://www.troek.net
http://www.yspu.yar.ru
http://psylist.net
Приложение 1.
Приложение 2.
1. Мне
больше нравятся книги о
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне
нравится размышлять о
4. Среди
всех музыкальных передач
5. Чрезмерную
раздражительность и
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное
состояние моих родителей
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда
я читаю о драматических
16. Родители
относятся к своим детям
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19. Я
подолгу наблюдаю за
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В
детстве я приводил домой
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.