Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «организационные формы обучения, обеспечивающие формирование способов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения.
До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Содержание

Введение
1. Организационные формы обучения (понятие и классификация)
2. Организационные формы обучения в школе
2.1 Урок как основная форма организации обучения в школе
2.2 Другие формы организации обучения в школе
2.3 Нетрадиционные формы организации обучения в школе
3. Организационные формы обучения в детском саду
3.1 Занятие как форма обучения в детском саду
3.2 Классификация занятий
3.3 Нетрадиционные формы занятий
4. Анализ различных форм организации обучения в школе и ДОУ, направленных на формирование способов творческого воображения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №2.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

 

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра педагогики

и психологии детства

 

Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

курсовая работа

Исполнитель:

Кудымова А.Е.

студентка 4 курса

заочного отделения

 

Руководитель:

к.п.н., доцент,

Царегородцева Е. А.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение

1.      Организационные формы обучения (понятие и классификация)

2.      Организационные формы обучения в школе

2.1 Урок как основная форма организации обучения в школе

2.2 Другие формы организации обучения в школе

2.3 Нетрадиционные формы организации обучения в школе

3.      Организационные формы обучения в детском саду

3.1 Занятие как форма обучения в детском саду

3.2 Классификация занятий

3.3 Нетрадиционные формы занятий

4.      Анализ различных форм  организации обучения в школе и ДОУ,   направленных на        формирование способов творческого воображения

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Тема данной курсовой работы «организационные формы обучения, обеспечивающие формирование способов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали  формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко,  Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения.

До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план

нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.

Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается:

индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

В процессе  обучения и его организации мы видим чёткую направленность на реализацию не только ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, но и на формирование способов творческого воображения. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.

В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и формирование приемов творческого воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей формированию приемов творческого воображения дошкольников и младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании приемов творческого воображения и творческих способностей именно для дошкольников и детей начальной школы как првой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.

Объектом исследования в моей работе является различные формы организации учебной деятельности дошкольников и младших школьников, а предметом – способы формирования приемов творческого воображения при различных формах организации учебной деятельности.

Целью  курсовой работы является выявление различных форм организации процесса обучения и рассмотрение способов формированию приемов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста при их организации в учебном процессе.

Для достижения поставленной цели обозначим следующие задачи:

1.      Раскрыть понятие «форма организации обучения»

2.      Рассмотреть различные формы организации учебной деятельности в ДОУ и в школе

3.      Рассмотреть на примере различных форм организации учебного процесса способы формирования творческого воображения

 

 


1. Организационные формы обучения (понятие и классификация)

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных принципов, должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы. Что же такое форма обучения?

Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.

Если рассматривать форму применительно к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени (М.И. Махмутов, И.М. Чередов, П.И. Пидкасистый и др.). Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога.[24, 110с.]

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма (от лат. forma) - наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М.А.Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма - это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Как указывает И.М. Чередов, формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. [13, 96с.]

Анализируя данный педагогический феномен, И.Ф. Харламов, например, считает, что понятие формы организации обучения «не имеет в дидактике достаточно четкого определения... Многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории». Так, Ю.К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».

Б.Т. Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся». С. А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения».

В учебных пособиях Н.А. Сорокина, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В.И. Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения -- это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».[21, 237с.]

Форма обучения, отмечает Б.Т. Лихачев, реализуется как органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе-воспитательное значение. Одновременно эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:

      обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;

      воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;

      организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;

      психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;

      развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;

      систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;

      комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;

      стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.

В целом все исследователи признают, что реализация этих функций в единстве различных форм обучения способствует профессиональному совершенствованию учителя и личностному развитию учащихся.

В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М.И. Махмутов и С.А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

      форма обучения (педагогическая технология);

      форма учебной деятельности учащегося;

      форма организации текущей учебной работы класса, группы.

Ч. Куписевич и И.П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям [26, 205с.]:

      количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);

      место организации учебы (школьные и внешкольные);

      продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок - 45 мин, спаренное занятие - 90 мин, спаренное укороченное занятие - 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

По утверждению современных исследователей И.Ф. Исаева, АИ Мищенко В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены:

Информация о работе Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста