Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «организационные формы обучения, обеспечивающие формирование способов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения.
До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Содержание

Введение
1. Организационные формы обучения (понятие и классификация)
2. Организационные формы обучения в школе
2.1 Урок как основная форма организации обучения в школе
2.2 Другие формы организации обучения в школе
2.3 Нетрадиционные формы организации обучения в школе
3. Организационные формы обучения в детском саду
3.1 Занятие как форма обучения в детском саду
3.2 Классификация занятий
3.3 Нетрадиционные формы занятий
4. Анализ различных форм организации обучения в школе и ДОУ, направленных на формирование способов творческого воображения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №2.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

- ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

- развитие элементарных математических представлений;

- изобразительная деятельность и конструирование;

- физическая культура;

- музыкальное воспитание.

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия предусматривает:

- определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

- объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

- объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

- формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.[12, 53c.]

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно является следующей:

      Структурный компонент

      Содержание

      Подготовительный этап

Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Триединая задача занятия:

      Образовательная: повышать уровень развития ребенка

      Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

      Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

3.3  Нетрадиционные формы занятий

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.[22, 67c.]

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Способы формирования приемов творческого воображения у дошкольников и младших школьников на примере различных организационных форм  обучения

 

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Творческое воображение – это создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

Проанализируем механизмы творческого воображения:

1. Типизация — это специфическое обобщение, состоящее в создании сложного целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

2. Комбинирование — прием воображения, основанный на способе подбора и соединения определенных черт предметов или явлений. Комбинирование — не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности.

3. Акцентирование — подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или приуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

4. Реконструкция — мыслительный процесс, в котором по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа. За основу педагогического метода можно взять прием расчленения. Он основывается на расчленении понятия или объекта в получении нового в результате реконструкции.

5. Агглютинация — мыслительный процесс «склеивания» различных несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, образы художников сюрреалистов. В основе педагогического метода можно использовать прием замещения — это замена одних элементов другими.

6. Гиперболизация — парадоксальное усиление свойств предмета.

7. Уподобление — прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

8. Расчленение — этот прием заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

9. Замещение — прием замены одних элементов другими.

10. Аналогия — прием создания нового по аналогии (сходству) с уже известным понятием, образом.[20, 51 c.]

Конечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность. В образовательном процессе ее можно назвать социализацией творческого воображения — это творческий продукт. Следующим этапом педагогического процесса должна быть рефлексия — очень важный этап верифицирования личностного восприятия. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями личности, преобразуя прошлое и настоящее за счет обобщений.

Процессы воображения в своем развитии описали круг: восприятие, воображение, материализованный образ. Элементы, из которых построен новый образ, были взяты человеком из реальности, но под воздействием воображения изменились. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и материализовались в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Рассмотрим фрагмент урока – образа по рисованию во втором классе, на котором осуществляется формирование одного из способов творческого воображения:

«…И  мы переходим  к главной  задаче  нашего урока,  как нарисовать  ёлочку.  И в этом нам  помогает  вопрос: «На что похожа  ёлка  по  форме?»  Дети  называют  треугольник,   зонтики,  и что важно,  женскую  фигуру  в  длинном  платье.  Ассоциируя  ёлку  с  женской  фигурой,  чаще  говорят  о  фигуре  девушки,  подчёркивая  тем  самым  её  стройность.  Эта  ассоциация  сразу  создаёт  правильный  по  пропорциям  образ  дерева:

маленькая  головка  с головным  убором; небольшие  плечи; юбка  расширяющаяся  к  низу.

«Если ёлка – это  женщина  в  сарафане,  то  как на нём  будут  лежать  складки?».  «Сверху  вниз»,  -  отвечают  ребята.  А   значит,  что  мазок,  которым  следует  рисовать  елку  должен  ложиться  сверху  вниз.  Ставим  кисть  на  кончик,  а  затем  ведем  вниз  с  увеличением  нажима – получается  складка.  Чтобы  ёлочка получилась  объёмной   между складками – ветками положим по  темному  мазку,  смешивая  зеленую  и  синюю  краски.  Затем  рисуем  ствол,  но не сплошной  линией,  а  так  будто  он проглядывает  из-за  колючих  веток.  У  ёлки  ствол  в  иголках  поэтому,  он  не  просто  коричневый,  а  коричневато-зеленый.  Смешиваем  на  палитре  и  прорисовываем…»

В данном случае мы видим, как учительница на примере объяснения как правильно рисовать ёлку формирует у детей такой способ воображения, как уподобление (ёлка уподобляется девушке в длинном сарафане, макушка –голове с головным убором, верхняя часть ели – плеч, а нижняя часть – юбка расширяющаяся книзу).

Рассмотрим еще один фрагмент конспекта урока РТС:

«…– Запишите слово в тетрадь слово АЛЕКСАНДРА

– Чтобы узнать, как зовут брата нужно: взять четыре буквы, стоящие подряд, и еще одну букву из имени сестры и добавить к ним букву Й.

АЛЕКСАНДРА + Й = АНДРЕЙ

–Итак, мы узнали, что брата зовут Андрей. А знаете ли вы что он очень любит загадывать сестре различные загадки. Свое письмо Саше он закончил вот таким предложением.

С…П…В….Г…..

– Помогите Саше его разгадать. Составьте такое предложение, чтобы слова в нем начинались с этих букв. Найдите несколько вариантов ответа.

(Саша приезжай в гости. Скоро приеду в город. Сестренке привезу вкусного гороха.)

Информация о работе Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста