Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «организационные формы обучения, обеспечивающие формирование способов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения.
До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Введение
1. Организационные формы обучения (понятие и классификация)
2. Организационные формы обучения в школе
2.1 Урок как основная форма организации обучения в школе
2.2 Другие формы организации обучения в школе
2.3 Нетрадиционные формы организации обучения в школе
3. Организационные формы обучения в детском саду
3.1 Занятие как форма обучения в детском саду
3.2 Классификация занятий
3.3 Нетрадиционные формы занятий
4. Анализ различных форм организации обучения в школе и ДОУ, направленных на формирование способов творческого воображения
Заключение
Ответы детей.
Воспитатель: День рождения – весёлый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вои и у нашей Мурки сегодня день рождения. И ей тоже хочется, чтобы к ней пришли гости, подарили подарки. А в подарок она хочет получить много воздушных шариков. Но беда в том, что у Мурки совсем нет друзей, некому прийти к ней в гости и подарить ей воздушные шарики. Когда я узнала всё это, мне стало жаль Мурку и захотелось ей помочь. Ребята, давайте вместе поможем нашей кошечке найти друзей.
Но сначала, чтобы хоть немного развеселить Мурку, давайте превратимся в котят и поиграем с ними.
Игровая гимнастика «Котята» (инсценировка стихотворения)
Вот пятеро котят.
Один ушёл – и нет его.
Котят осталось четверо.
Один ночной порою на дерево залез –
Котят осталось трое.
Но где-то запищал
Мышонок тонко-тонко.
Котёнок услыхал –
Осталось два котёнка.
Один из них с мячом
Исчез в дверях бесследно.
А самый умный тот,
Оставшийся, последний –
Лакать за пятерых
Стал молоко из миски.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось быть котятами? Давайте побудим ими ещё немного. Мурка утром мне сказала: «Как мне повезло, что я кошка, меня кормит хозяйка».Ребята, подумайте и скажите, вам повезло быть котенком? (ответ детей). А теперь каждый из вас скажите почему, в чем заключается ваше везение? Ну, вы просто молодцы! Замечательно справились с заданием! Давайте теперь из котят превратимся в маленьких художников и посмотрим на Мурку повнимательнее. Ведь её тело состоит из геометрических фигур, назовите их.
Дети: из большого треугольника, двух маленьких, круга, овалов и полуовалов.
Воспитатель: Посмотрите на свои подносы и скажите – какие фигуры лежат у вас (дети перечисляют). Как вы думаете, сможем ли мы из них выложить кошек? Давайте попробуем.
Дети выкладывают кошек на листе бумаги.
Воспитатель: спрашивает у детей, какого цвета их кошки. А как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А палочки ватные.
Дети: чтобы нарисовать воздушные шарики.
Воспитатель: А какой формы бывают шарики?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но сначала вы наклейте кошечек на лист бумаги.
Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и рисования ватными палочками.
Воспитатель (после выполнения работы): Ребята, мне кажется, теперь у Мурки будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. А сколько шариков нарисовали! У нашей Мурки будет весёлый день рождения! Пора поздравлять её. Подходите и поздравляйте.
Дети рисуют работы, а воспитатель размещает их рядом с Муркой»
Из выше приведенного конспекта видно, что автор составитель одной из своих целей выдвигает формирование способов творческого воображения. Давайте рассмотрим каких именно. Обратимся к игровой гимнастике «Котята». В данном случае дети превращаются в котят, что способствует формированию способа воображения – замещение.
Далее по плану занятия дети, будучи еще «котятами» начинают отвечать на вопрос воспитателя. На этой основе формируется способ воображения –уподобление, когда дети уподобились котятам, и эти же котята уподобились человеку и заговорили, как человек.
Следующее задание (ответ на вопрос: «Почему мне повезло быть котенком?») формирует способ воображения –типизацию. У каждого ребенка в процессе работы воссоздающего воображения уже был сложен образ маленького котенка и на основе этого образа (а он у каждого ребенка свой) дети представляя себя в этом образе отвечают на вопрос «В чем мое везение быть котенком?». О том, что образы у каждого ребенка свои свидетельствуют самые разнообразные ответы детей.
Задание на составление образа кошки из разных геометрических фигур формирует способ воображения – комбинирование. Здесь дети из различных, не связанных между собой частей должны составить целостный образ.
Таким образом, на примере одного конспекта занятия по ИЗО в средней группе мы рассмотрели как умело можно выстроить учебную деятельность детей, какие можно подобрать и сформулировать задания для формирования сразу нескольких способов творческого воображения в процессе одного занятия.
Для проведения подобного занятия в старшей группе, следует несколько усложнить задания. Например:
1. Представить образ дядюшки Дня Рождения и нарисовать его.
2. После игровой гимнастики можно предложить детям следующее задание: пофантазируйте как мог выглядеть каждый из котят и какие им можно дать необычные имена (например: первый котенок, который ушел мог быть черного цвета, от этого ему стало грустно и он ушел, а звали его Грустишел.)
3. Предложить детям из фигур выложить кошек в разных позах и добавив побольше фигур выложить композицию «У кошки на дне рождении»
4. Воздушным шарам можно придавать не только форму круга или овала, но и другие фантастические формы (даже формы кошек, и потом можно проанализировать чем живая кошка отличается от кошки, сделанной из геометрических фигур, и от кошки – воздушного шарика)
Перейдем к нетрадиционной форме организации учебной деятельности – занятию – путешествию. Рассмотрим часть конспекта такого занятия способствующего формированию способов творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
«… Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это будет за страна? Прежде чем я вам расскажу о ней, попробуйте пофантазировать и представить жителей этой страны, их дома и улицы горда, их занятия? (Ответы детей). Молодцы! А сейчас пришло время узнать, в какую страну попали мы с вами. В этой стране живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается! Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы можете выполнить все задания волшебников из Рисовандии, и это путешествие будет для вас интересным.
И так, в путь!
Звучит вальс, дети, медленно кружась, обходят вокруг стульчиков, садятся.
Воспитатаель: Вот мы и на месте! Смотрите, вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь светло, ярко! Представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей).
Воспитатель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной»….»
Уже во вступительной части занятия мы видим задание на формирование уподобления ( оживление неживых предметов: кистей, красок, карандашей и т. п.). реконструкции (по признакам «примысливается» целая структура образа, а именно страны Рисовандии и её жителей).
Рассмотрим конспект дальше:
«… Воспитатель: Порой, во время дождя, если прислушаться к его звукам, то кажется, что у всех вещей есть голоса. Что все вещи разговаривают. И ваши карандаши тоже. Хотите послушать, о чём они говорят?
Сценка «Разговор цветных карандашей» (исполняют мальчики, на них шапочки карандашей). Звучит музыка.
Слышите, это говорит красный карандаш.
Красный: Я – мак, я – огонь, я – пламя!
Оранжевый: Я – морковка, я – апельсин, я – заря.
Жёлтый: Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце.
Зелёный: Я – трава, я – сады, я – леса!
Голубой: Я – незабудка, я – лёд, я – небеса!
Синий: Я – колокольчик, я – чернила, я – море!
Фиолетовый: я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!
Давайте ребята присоединимся к цветным карандашами и пусть каждый из вас представит кто я , если я красный. (затем перечисляются и другие цвета, можно называть и оттенки)
Воспитатель: Молодцы! Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встаёт радуга (Показ радуги на стене).
Над рекой, над городом вырос мост.
Это встала радуга выше звёзд!
И вместе с ней вновь заговорили цветные карандаши.
Кр. Глядите, радуга – это я!
ОР. И я!, Ж. И я!, З. И я!, С. И я!, Ф. И я!
Все рады! Кто не взглянет на радугу, всяк ею любуется! Посмотрите, какая она большая! Представьте, что было бы если б вы были выше радуги и наоборот, если бы радуга стала размером с ваш рост? (Ответы детей)
Звучит песня «Радуга» (на стихи Р.Голосовой)…..Молодцы! И с этими заданиями вы справились. А теперь художниками будете вы. Волшебники Рисовандии предлагают вам конкурс «Дорисуй». На листах бумаги изображены круг, квадрат, треугольник. К ним за 3 мин подрисовать что-то так, чтобы получился интересный рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее.
Звучит музыка, Подводятся итоги. (Далее по конспекту идут игры и задания на смекалку, развитие мышлении и творческих способностей)
Воспитатель: ну вот, наше удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается. И нам пора возвращаться в группу.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует: цветы, рисунки, лес и сказки…
Всё нарисуют, были б краски.
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на Земле!
Исполняется песня «Солнечный круг» (1-й куплет и припев). По окончании песни в зале «появляются» воздушные шары.»
В этой части занятия формируются три способа творческого воображения, рассмотрим их формирование более подробно.
В процессе придумывания кем бы я был, если бы стал какого – нибудь цвета у детей формируется прием типизации. У детей на основе образов памяти, сложившихся в процессе воссоздающего воображения, при назывании цвета возникает ассоциация с каким – нибудь предметом.
При выполнении задания с радугой формируется такой способ воображения, как акцентирование. В данном случае, для выполнения задания, дети будут использовать прием увеличение – уменьшение.
И наконец, последний способ воображения, который формируется при выполнении задания «дорисуй изображение» - это реконструкция. Одну часть, например круг, дети должны дорисовать и получить нечто совершенно новое в результате проведенной реконструкции.
Таким образом, мы рассмотрели, как на занятии нетрадиционной формы можно сформировать различные виды творческого воображения путем комбинации различных заданий.
В детских садах, также как и в школах, есть дополнительные формы организации учебной деятельности. Таковыми являются кружки.
Рассмотрим как можно сформировать способы творческого воображения на примере часть конспекта занятия кружка по тестопластике "Поляна сказок" для детей старшего дошкольного возраста:
«…Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике находятся игрушки из теста, которые были слеплены на предыдущих занятиях: зайчики, лисички, медвежата, снеговики, деды Морозы, снегурочки, птички и др. Дети выбирают себе персонажей.
"Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились звери?
Давайте придумаем свою сказку:
Сказочно-игровая ситуация
Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года. Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки: (Звучит музыка с пением птиц). Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии……»
Выполняя предложенное воспитателем задание у детей может формироваться сразу два способа творческого воображения: уподобление (в том случае, если дети захотят наделить героев сказки речью и другими несвойственными им свойствами, и реконструкция - создание связанного текста сказки на основе имеющихся персонажей и начала сказки придуманной воспитателем.
Итак, мы рассмотрели несколько конспектов различной организационной формы обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. На основании этого можно сделать вывод, что формировать способы творческого воображения детей можно при любой форме занятия, но наиболее просто это можно сделать на занятии, имеющем нетрадиционную форму, так как они имеют ряд преимуществ, а именно:
1. субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися
2. формирование и развитие творческого потенциала личности учащихся
3. внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности
4. разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления и разнообразных способов творческого воображения
5. приоритет стимулирующей деятельности учителя
6. меньшие возможности для контроля со стороны учителя
7. сильная обратная связь
Все эти преимущества позволяют учителю (воспитателю) использовать в работе многообразие различных приемов в организации учебной деятельности, более продуктивно спланировать её, нацеливая на формирование различных психологических и познавательных процессов, в том числе и способов развития творческого воображения.