Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «организационные формы обучения, обеспечивающие формирование способов творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения.
До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Содержание

Введение
1. Организационные формы обучения (понятие и классификация)
2. Организационные формы обучения в школе
2.1 Урок как основная форма организации обучения в школе
2.2 Другие формы организации обучения в школе
2.3 Нетрадиционные формы организации обучения в школе
3. Организационные формы обучения в детском саду
3.1 Занятие как форма обучения в детском саду
3.2 Классификация занятий
3.3 Нетрадиционные формы занятий
4. Анализ различных форм организации обучения в школе и ДОУ, направленных на формирование способов творческого воображения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №2.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

3 этап. Решение частично-поисковых задач

– Саша очень любит читать газеты, а Андрей любит кататься на велосипеде. Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета:

ГАЗЕТА - ВЕЛОСИПЕД

(Сколько велосипедов можно завернуть в одну газету? Что интересного написали в газете про велосипед? Почему, катаясь на велосипеде, ты не можешь читать газету? Что легче сухой велосипед или мокрая газета?)

– Андрей, когда писал письмо сестренке, очень торопился на улицу, и письмо получилось не совсем понятное.

…СОБАКА ПОГНАЛАСЬ ЗА КУРИЦЕЙ.. Я НЕ СМОГ ПОЕХАТЬ КУПАТЬСЯ НА РЕЧКУ…

– Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями. Объясните, как все произошло.

(Собака погналась за курицей. Курица выскочила на дорогу, по которой ехал Андрей с друзьями на велосипеде. Андрей не смог затормозить и повернул руль в сторону, чтобы не задавить курицу. Велосипед наскочил на камень. Андрей упал и разбил колено. Ему пришлось вернуться домой, чтобы остановить кровь и забинтовать ногу. Он не смог поехать купаться на речку.)

4 этап. Решение творческих задач

– Саша к приезду брата решила приготовить ему подарок. Но вот какой, догадайтесь сами. Что могла подарить Саша брату?

функции

материалы

металл

дерево

стекло

бумага

Играть

 

 

 

?

Кормить

 

?

 

 

Заниматься спортом

?

 

 

 

Учить

 

 

?

 

 

– Когда Саша с Андреем встретились, то не могли наговориться. Они наперебой рассказывали друг другу о тех событиях, которые произошли с ними за лето. Догадайтесь, о чем шла речь.

“Он такой пузатый и смешной. Когда я принес воды из колодца, дед уже надел на него сапог и засыпал угли. Потом показал мне как надо раздувать. Я прыгал от радости, когда у меня получилось, и он закипел” (самовар).

“Мы с мамой ходили в парк. Я не хотела его пробовать, оно лежало на мисочке отдельными шариками, а сверху был насыпан изюм, шоколад, орехи. После трех порций у меня заболело горло” (мороженое).

– Игра “Загадка другу”. Попробуйте сами составить описание какого-то предмета так, чтобы ребята смогли догадаться, о чем идет речь.

– Молодцы! Спасибо за урок.»

В данном случае у детей посредством выполнения предложенных учителем заданий формируется такой способ воображения, как реконструкция. Задания выстроены так, что для их выполнения детям необходимо по имеющимся признакам, частям и свойствам создать целостную структуру образа (имя брата, предложение, рассказ, подарок брату и т.д.)

Помимо традиционных и нетрадиционных форм уроков существует еще внеклассная работа. Формы внеклассной работы также  могут способствовать формированию способов творческого воображения.               Рассмотрим, к примеру одну из таких форм - тренинг фантазии и воображения «Легенды о цветах»:

«…А сегодня вы попробуете применить один из рассмотренных способов, несколько, а может быть и все сразу – это уже, высший “пилотаж” фантазирования. А посвящено наше занятие цветам и растениям.

Примерами великолепной фантазии являются мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.

Заслушаем некоторые из них.

Сирень.

Древнегреческая легенда повествует: Молодой Пан – бог лесов и лугов – однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари – и так залюбовался ее грацией и нежной красотой, что забыл о своих забавах.

Решил Пан поговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоуханный куст с нежными лиловыми цветами.

Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, все старался сделать добро. (Далее детям зачитываются или рассказываются мифы про Флокс, Нарцисс, легенда о Дафне и о Кипарисе.)

3. Работа с проблемой в парах. Диалог.

а) На доске записаны названия цветов: пион, сирень, флокс, тюльпан, гладиолус, нарцисс.

Написать слева на листке название одного из этих цветов, ниже написать слова, которые приходят на ум, когда смотрите на этот цветок. Поменяйтесь листочками и добавьте свои слова о цветке. Обсудите в паре и выберите самые яркие слова о цветах. Один человек от пары зачитывает вслух. Если вам нравятся новые слова, можете их себе на листах дописать.

б) Я предлагаю вам еще один набор из полевых, луговых и лесных цветов. На доске ромашка, колокольчик, фиалка, василек, ландыш.

Выберите один цветок из группы и запишите его посередине листа. (работа повторяется)

в) Я вспомнила о растениях осока, крапива, подорожник, репейник, мать-и-мачеха, зверобой, мята.

Выберите одно из растений и запишите его справа в последний столбик. (работа повторяется)

Итог работы: как много нежных, ярких, добрых слов по отношению к цветам и растениям мы услышали.

Как красиво! Эту красоту природы вы обязательно должны беречь!...»

В этой части тренинга дети могут использовать различные приемы фантазирования в процессе придумывания слов для конкретных цветов. Это подтверждает фраза: «…написать слова, которые приходят на ум, когда смотрите на этот цветок». Данное выражение не ограничивает детей в подборе, например, только имен прилагательных, относящихся к цветку.

В процессе выполнения этого задания формируется еще и такой способ воображения как реконструкция. Это можно проследить на этапе, когда дети меняются листочками и дописывают свои ассоциации, и конечно в конце задания, когда у детей образовался целый список слов по отношению к цветам и растениям.

Рассмотрим следующий этап тренинга:

«…4. Этап представления нового образа, вхождение в него, изучение позиции в новом образе.

А сейчас мы посмотрим отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. А вы подумайте о характере цветка, о котором идет речь!

Театрализованное выступление учащихся по фрагменту сказки.

А теперь вернемся к своему славному букету, и тем трем названиям, которые у вас написаны на листочках. Подойдут ли они по характеру друг другу? (высказывания детей)….»

Эта часть тренинга способствует формированию такого способа воображения, как уподобление. Дети, инсценируя фрагмент сказки, уподобляют себя её героям. И еще одно уподобление прослеживается в придании цветку человеческого образа с ярко выраженным характером. Дальнейшее задание учителя служит как бы закреплением этого способа фантазирования, когда дети описывают характеры своих букетов.

Обратимся к заключительной части тренинга:

«…5. Оформление результатов. Творческий процесс (музыка).

а) А теперь представьте, что вы на полянке в лесу, или около клумбы, или в поле, или на болоте, или в оранжерее Ботанического сада. Куда хотите, туда и переместитесь мысленно. И вы хотите подарить букет.

Подумайте:

- Кому бы вы хотели подарить букет?

- В связи с чем (по какому поводу)?

- Ну и, конечно же, какой букет, на ваш взгляд доставит этому человеку радость?

Сначала составьте мысленно, а потом нарисуйте на бумаге.

Представление рисунков.

б) Индивидуальное создание текстов.

Я – волшебница. Я взмахнула своей волшебной палочкой и превратила вас в цветы. Но я забыла, в какой цветок я превратила каждого из вас. Только вы знаете об этом.

Посредине чистого листа напишите, в какой цветок я вас превратила. Это и будет заголовок вашей творческой работы.

Составьте необычный текст. Опишите цветок или напишите о его жизни среди других цветов, о его жизни с человеком, с природой, можно написать сказку, можно написать текст от первого лица.

Музыка; пишут; по желанию зачитывают.

Итог работы: рефлексия (под музыку) – сесть, расслабиться, закрыть глаза, подумать о том, что приятного для вас было сегодня на занятии, что вам понравилось, не понравилось, кто работал лучше всех.

Я считаю, что все сегодня замечательно потрудились и мне очень хочется сделать вам подарки: мальчикам я дарю – куст душистой сирени;

девочкам:

1 ряд – лесную полянку ландышей;

2 ряда – поле васильков

3 ряда – клумбу с тюльпанами

гостям – луг ромашек

Спасибо за работу!»

В процессе выполнения детьми первого задания, формируется способ воображения – реконструкция. По вопросам, предложенным учителем, необходимо создать связанный рассказ ( т. е. по трем элементам создать нечто новое, целое). Перенос придуманного на лист бумаги в виде рисунка, тоже способствует формированию реконструкции, так как мы имеем в голове устный образ (элементы придуманного, логично связанные по смыслу) и нам необходимо придать ему материальную форму, причем все элементы этого образа должны органично вписаться в одну композицию и не разрушать её целостность.

Второе задание дает полный простор для воображения. На его основе формируется способ воображения - замещение, когда дети превращаются в цветы, воспитывается эмпатия – умение перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Составляя необычный текст, дети могут использовать все известные им приемы фантазирования, сформированные на предыдущих тренингах. Этот вывод можно сделать на основе вступительной речи учителя : «…Вспомним какие приемы фантазирования использованы на предыдущих занятиях.

На последних занятиях мы проводили тренинг фантазии и воображения. Убедились в том, что фантазировать не стыдно, а очень полезно, престижно и интересно. Овладев умением фантазировать, у вас развивается умение воображать, а потом и умение рационально мыслить.

Существует 35 приемов фантазирования. Мы с вами рассмотрим 9 из них. Это:

1. Увеличение – уменьшение

Увеличивали, уменьшали предметы живой и неживой природы, а потом проводили нравственный анализ сложившейся ситуации.

2. Оживший рисунок

Получив замечательный дар все что вы нарисуете – оживает, вы рисовали свои самые сокровенные желания.

3. Превращали человека в любой объект и писали об этом сказки. Самое главное в этом приеме – это воспитание эмпатии – умение перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

4. Антропоморфизм.

Вспоминали сказки, мифы, басни в которых объекты одушевленные и неодушевленные были наделены человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать…)

5. Разобрали метафоры, встречающиеся в литературных произведениях и поговорках.

6. Прием ускорения-замедления времени.

а) С помощью устройства хронодина – меняли скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Мечтали о том, чтобы урок длился то 40 секунд, то 4 часа, то 4 минуты, и все это непредсказуемо для учителя и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 100 раз. Обидно!

б) Используя прибор хронотур – повторяли события: возвращали каникулы, съеденный торт, омолаживали родственников.

7. На машине времени – путешествовали в прошлое и будущее.

8. Для утренней гимнастики ума я вам рекомендовала метод Л.Н. Толстого: описать предмет словами человека, который никогда его раньше не видел, и не знает, что это такое и зачем…»

Обратимся теперь к организационным формам обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Как было сказано выше, основной формой обучения в ДОУ выступает занятие.

Рассмотрим части конспектов занятий в разных возрастных группах на формирование способов творческого воображения.

Начнем с конспект занятия по ИЗО деятельности в средней группе:

«…Ход занятия

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Но есть ещё одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Кто это? Правильно. Посмотрите, какая кошка Мурка пришла к нам. Красивая, но грустная. И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Тогда скажите, вы любите день рождения? А за что?

Информация о работе Организационные формы обучения, обеспечивающие формирование творческого воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста