Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:08, реферат
Целью данной курсовой работы является изучения основных сторон общения и их характеристика.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы такие задачи, как:
1. определить место общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
2. выделить основные функции и стороны общения.
Введение
1 Понятие и структура общения
1.1 Логические основания для структурирования общения как процесса
1.2 Средства общения
2 Выделение основных сторон общения
2.1 Общение как коммуникация
2.2 Общение как информационный процесс
2.3 Общение как взаимодействие
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Содержание
Введение | 3 |
1 Понятие и структура общения | 5 |
1.1 Логические основания для структурирования общения как процесса | 5 |
1.2 Средства общения | |
2 Выделение основных сторон общения | 13 |
2.1 Общение как коммуникация | 13 |
2.2 Общение как информационный процесс | 18 |
2.3 Общение как взаимодействие | 26 |
Заключение | 32 |
Глоссарий | 33 |
Список использованных источников | 35 |
Приложение А | 36 |
Приложение Б | 37 |
Введение
Общение представляет собой сложный и многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми.
Это человеческое взаимодействие может быть весьма многообразным как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер смутно осознаваемых или вовсе не осознаваемых процессов.Любая аналогичная попытка нормативного определения феномена общения будет наталкиваться на реальное многообразие действительного взаимодействия людей, могущего оказаться как хуже, так и лучше предложенной модели.[5,64].
Общение представляет собой и отношение людей друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного сношения (а точнее, взаимоотношения) – лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.
Целью данной курсовой работы является изучения основных сторон общения и их характеристика.
Теоретическая гипотеза: Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступивший в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного, т.е. субъекта же, и рассчитывает, поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией.
Объект исследования – общение.
Предмет исследования – основные стороны общения и их характеристика.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы такие задачи, как:
1. определить место общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
2.
выделить основные функции и сторон общения.
1
Понятие и структура
общения
Видное место при анатомии общения принадлежит пласту коммуникативных образований, существенных для понимания структуры рассматриваемого явления в целом. Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс. При этом структурная характеристика общения может быть дана применительно как к его основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутренней структуры каждого из них.
В качестве логического основания для моделирования структуры общения как процесса в целом может быть взята характеристика его относительно автономных элементов, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций. Таковы, на мой взгляд, следующие компоненты общения, отвечающие этим требованиям:
- субъекты общения;
- средства общения;
- потребности, мотивация и цели общения;
-
способы взаимодействия, взаимовлияние
и отражение влияний в
- результаты общения.
Каждый из названных компонентов, в свою очередь, может быть предметом структурного и функционального анализа.
Наряду
с вычленением и
До
настоящего времени было принято
различать феноменологию
Но при данном походе не меньшие основания для вычленения в структуре общения имеют и такие явления, как понимание и взаимопонимание партнеров, их эмоциональное отношение друг к другу, их сопереживание. Безусловно, велика здесь роль процессов, связанных с формированием впечатления субъектов друг о друге.
А последнее, т.е. впечатление является результатом не только непосредственного восприятия, но и понимания субъектами общения друг друга на основе как своего жизненного опыта, который может оказаться обманчивым продуктом искусной манипуляции.
Существенное
влияние на восприятие и взаимное
понимание партнерами друг друга
способна оказать и та атмосфера,
в которой происходит это общение,
уровень эмоциональной
Восприятие и соответственно этому «перцептивная сторона» общения не может рассматриваться как однопорядковая наряду с ее коммуникативной и интерактивной сторонами, поскольку она в действительности – не сторона всего процесса общения, а лишь одна его составляющая наряду с другими, хотя и весьма существенная.
Если же говорить о перспективе дополнения современного видения и исследования многогранного процесса человеческого общения, то в числе этих сторон, на мой взгляд, заслуживают особого внимания в первую очередь те, которые связаны с характеристикой, как рефлексии, так и тех отношений, которые складываются в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. [7,84].
Показательно, например, то внимание именно к этим сторонам общения, которые я нашла в фундаментальном труде современного американского социального психолога Дэвида Майерса. Можно конечно спорить с последним о том, насколько социальную психологию уже сейчас было бы правомерно сводить преимущественно к изучению общения. Бесспорно, однако, то, что его видение и исследование общения с точки зрения того, «как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу» представляет большой шаг вперед по пути углубления и развития концепции общения.
Каждый из рассмотренных выше подходов по-своему правомерен в той степени, в какой он схватывает и описывает какие-то частные параметры структуры социально-психологического общения. Однако в качестве серьезной методологической предпосылки исследования общения наряду с частным походом крайне необходима интегральная, обобщенная модель структуры социально-психологического общения.
В качестве названной модели структуры общения представляется правомерным предложить такую характеристику общения, которая предусматривала бы дифференциацию последнего на содержание и форму.
В таком случае с содержательной, внутренней стороны общение могло бы рассматриваться как коммуникативный процесс взаимного выраженья психического состояния и обмена информацией, между тем как со стороны формы можно было бы говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу.
Учитывая
сложность общения, необходимо каким-то
образом обозначить его структуру,
чтобы затем возможен был анализ
каждого элемента. К структуре
общения можно подойти по-
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффектно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместного массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений.
Активный участник или субъект общения может относиться к другому участнику как к субъекту же, или только как к объекту или средству удовлетворения своих потребностей и интересов.
В таком случае правомерно говорить не о партнерском, межличностном общении, а об общении функционально-ролевом и притом таком, которое не опосредовано личностно. [1, с.95].
Объектом общения для человека является и природа в целом, лес, море, поля и луга – неиссякаемый источник радости, эмоционального отношения, впечатлений и символической значимости для человека.
Итак,
объектом общения для субъекта может
быть другой реальный или воображаемый
человек, природа, животный мир и
предметно-вещная среда, т.е. все многообразие
окружающего человека мира.
Наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь.
Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. На это обстоятельство обращал внимание в свое время еще В.М. Бехтерев, который писал: «…Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты и, наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах».
Однако
удельный вес названных выше элементов
в системе знаковых средств межличностного
общения далеко не равнозначен. Особое
место в системе средств
Нельзя не согласиться в этой связи с Б.Ф. Поршневым, который отмечал, подчеркивая это обстоятельство, что речь является «суперраздражителем», отличающимся от других раздражителей не только количественно, не только силой своего воздействия на нервную систему. «Человеческие слова способны опрокинуть то, что выработала «первая сигнальная система», - созданные высшей нервной деятельностью условнорефлекторные связи и даже врожденные, наследственные безусловные рефлексы. Она, как буря, может врываться в, казалось бы, надежные физиологические функции организма». [13, с.64].
Конечно, эффективность речевого воздействия в значительной степени определяется его содержательностью и богатством языковых средств, культурой и выразительностью речи.