Основные стороны процесса общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:08, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения основных сторон общения и их характеристика.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы такие задачи, как:
1. определить место общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
2. выделить основные функции и стороны общения.

Содержание

Введение
1 Понятие и структура общения
1.1 Логические основания для структурирования общения как процесса
1.2 Средства общения
2 Выделение основных сторон общения
2.1 Общение как коммуникация
2.2 Общение как информационный процесс
2.3 Общение как взаимодействие
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

Основные стороны процесса бщения.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Прежде  чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого  общения, необходимо хотя бы кратко обозначить в самом общем виде наиболее существенные аспекты рассмотрения общения с точки зрения его значения и значимости в жизни общества и личности. Наиболее традиционной является трактовка общения как фактора человеческой жизнедеятельности или той силы, которая оказывает на последнюю постоянное и значительное влияние.

     Общение пронизывает собой всю психологическую  жизнедеятельность человека. Как  личность, так и любая общность – продукт их внутреннего и  внешнего общения, результат, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Это же относится и к предметной деятельности, которая предполагает благоприятное, стимулирующее общение как условие своей эффективности. И это применимо не только к групповой, но и индивидуальной, в том числе и творческой, активности. Последняя предполагает достаточно высокий уровень внутренней гармонии в общении индивида с самим собой.  [37, с.56].

     Человек является носителем всего того богатства  общественных (как деловых, так и  личностных) связей и отношений с  миром других людей, в который  он оказывается включенным в процессе своей повседневной деятельности. Из всего сказанного, видимо, достаточно очевидна правомерность уподобления понятия общения не только в узком (непосредственное, лицом к лицу общение в малой группе, в микросреде), но и в широком смысле слова, когда вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми.

     Иными словами, нет психологических отношений  между людьми, которые бы вместе с тем нельзя было рассматривать с экономической, политической или правовой точек зрения, равно как и нет таких экономических, политических или правовых отношений, которые бы не выражали, не фиксировали и не регулировали определенных отношений, складывающихся в процессе общения между людьми. 

     Глоссарий 

№ п/п Новое понятие Содержание 
1 Общение Сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера
2 Общение Реализуемое знаковыми  средствами взаимодействие двух или  более субъектов, вызванное потребностями  деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами
3 Общение сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению
4 Общение форма жизнедеятельности
5 Специфика общения в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого
6 Социальный  смысл общения оно выступает  средством передачи форм культуры и  общественного опыта
7 Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди
8 Средствами  коммуникативного процесса общения 1) прежде всего  — речь;

2) оптико-кинетическая  система знаков — жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая  и экстралингвистическая — интонация,  неречевые вкрапления в речь (например  паузы);

4) система организации  пространства и времени коммуникации;

5) наконец,  система «контакта глазами»

9 Интерактивная

сторона общения

представляет  собой построение общей стратегии  взаимодействия
10 Перцептивная 

сторона общения

включает в  себя процесс формирования образа другого  человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия

 
11 Общение: тип ведущий тип общения  с окружающими людьми, преобладающий в данном возрастном периоде. Значительно воздействует на формирование основных качеств личности
12 Общение: уровень согласно одному из подходов, выделяются:

1) макроуровень  — выражается в том, что  человек общается с другими  людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;

2) мезоуровень  — общение в пределах содержательной  темы, одноразовое или многоразовое;

3) микроуровень  — акт контакта, несущий элемент  содержания и выражаемый в  определенных внешних показателях — простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический, и пр.

13 Общение фактическое бессодержательное общение, использующее коммуникативные  средства исключительно с целью  поддержания самого процесса общения
14 Функции общения 1) контактная, цель  коей - установление контакта как  состояния обоюдной готовности  к приему и передаче сообщений  и к поддержанию взаимосвязи  в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная,  цель коей - стимуляция активности  партнера для направления его  на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция  понимания, цель коей - не только  адекватное восприятие и понимание  смысла сообщения, но и взаимное  понимание - намерений, установок,  переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная,  цель коей - возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний  (обмен эмоциями), а также изменение  с его помощью своих переживаний  и состояний;

7) функция  установления отношений, цель  коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

8) функция  оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения,  личностно-смысловых образований  партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.


 
 

     Список  использованных источников 

     
  1. Андреева  Г.М. «Социальная психология», М., 1998
  2. Социальная психология «Курс лекций» Рудененский Е.В. Москва-Новосибирск, 1998
  3. Общая психология. Под ред. В.В. Богославского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина, Москва «Просвещение», 1973
  4. «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн, Санкт-Петербург, 1999
  5. «Основы психологии ощущения» Н.В. Ушакова, Н.И. Козлова, А.П. Егидес, Москва, 1990
  6. «Социальная психология» Под ред. Академика АПН СССР А.В. Петровского
  7. А.А. Бодалев «Личность и общение», Москва, 1983
  8. А.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология», Москва, 1988
  9. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запоржца, В.Ф. Ломова и др. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. Наук СССР, Москва «Педагогика», 1983
  10. Социальная психология и этика делового общения. Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко, Москва, изд. Объед. «Юнити», 1995
  11. Социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.
  12. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. Изд-во Моск-го ун-та, 1987
  13. Человеческое общение М.Н. Ночевник. Москва, Издательство политической литературы, 1988
  14. В.Г. Крысько «Социальная психология», Москва, 2004
  15. А.А. Свенцицкий «Социальная психология» Москва, 2005
  16. Р.С. Немов. Психология «Словарь-справочник», Москва, 2004
  17. Социальная психология. Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача, Москва, 2001
  18. Крижанская Ю.С., Третьякова В.В., «Грамматика общения», Л., 1990
  19. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М., 1981
  20. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения конфликтующих сторон. Иностр. Психология. Т.1., М., 1993
  21. Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шороховой, М., 1975
  22. Майерс Д. «Социальная психология» СПб., 1997
  23. Обозов Н.Н. «Межличностные отношения», Л., 1979
  24. Петровская Л.А. «Компетентность в общении: социально-психологический тренинг», М., 1983
  25. Парыгин Б.Д. «Социальная психология как наука», Л., 1967
  26. Роббер М.А., Тельман Ф. «Психология индивида и группы», пер. с франц., М., 1988
  27. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медитации. Личность, общение, групповые процессы. Сб. Обзоров, М., 1991
  28. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология, М., 1999
  29. Гришина Н.В. «Я и другие: общение в трудовом коллективе» Л., 1990
  30. Коломинский Я.Л. «Психология взаимоотношений в малых группах общения и возрастные особенности», Мн., 1996
  31. Шибутани Т. «Социальная психология» М., 1968
  32. Теоретические и методические проблемы социальной психологии. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М., 1977
  33. Общая психология. Под ред. В.В. Богославского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина. Москва «Просвещение», 1973
  34. Бодалев А.А. «Психология общения», Воронеж, 1996
  35. Леонтьев А.А. «Психология общения», Воронеж, 1996
 
 
 
 
 

     Приложение  А

     

                                                                                                                                                                                             

     (Коммуникативная  сторона)                           (Интерактивная сторона) 

       
 
 

     (Перцептивная  сторона) 
 

     Рисунок 1 – Схема сторон общения 
 
 
 

     Приложение  Б

                                                              ХАРАКТЕРИСТИКИ     ВИДЫ                                                                                                                      

        

                                               

       

       
 

     

                                                                                                                                      

                                                                                                                                    

                                                                                                                                  

                                                                                                                                      

                                                                                                                                   

     Рисунок 2 – Схема средств обещения

Информация о работе Основные стороны процесса общения