Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:08, реферат
Целью данной курсовой работы является изучения основных сторон общения и их характеристика.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы такие задачи, как:
1. определить место общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
2. выделить основные функции и стороны общения.
Введение
1 Понятие и структура общения
1.1 Логические основания для структурирования общения как процесса
1.2 Средства общения
2 Выделение основных сторон общения
2.1 Общение как коммуникация
2.2 Общение как информационный процесс
2.3 Общение как взаимодействие
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Важно
сделать общий вывод о том,
что расчленение единого акта
взаимодействия на такие компоненты,
как позиции участников, ситуация
и стиль действий, также способствует
более тщательному
Заключение
Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо хотя бы кратко обозначить в самом общем виде наиболее существенные аспекты рассмотрения общения с точки зрения его значения и значимости в жизни общества и личности. Наиболее традиционной является трактовка общения как фактора человеческой жизнедеятельности или той силы, которая оказывает на последнюю постоянное и значительное влияние.
Общение
пронизывает собой всю
Человек является носителем всего того богатства общественных (как деловых, так и личностных) связей и отношений с миром других людей, в который он оказывается включенным в процессе своей повседневной деятельности. Из всего сказанного, видимо, достаточно очевидна правомерность уподобления понятия общения не только в узком (непосредственное, лицом к лицу общение в малой группе, в микросреде), но и в широком смысле слова, когда вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми.
Иными
словами, нет психологических отношений
между людьми, которые бы вместе с тем
нельзя было рассматривать с экономической,
политической или правовой точек зрения,
равно как и нет таких экономических, политических
или правовых отношений, которые бы не
выражали, не фиксировали и не регулировали
определенных отношений, складывающихся
в процессе общения между людьми.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Общение | Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера |
2 | Общение | Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами |
3 | Общение | сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению |
4 | Общение | форма жизнедеятельности |
5 | Специфика общения | в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого |
6 | Социальный смысл общения | оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта |
7 | Коммуникативная сторона общения | связана с выявлением
специфики информационного |
8 | Средствами коммуникативного процесса общения | 1) прежде всего
— речь;
2) оптико-кинетическая
система знаков — жесты, 3) системы паралингвистическая
и экстралингвистическая — 4) система организации пространства и времени коммуникации; 5) наконец, система «контакта глазами» |
9 | Интерактивная
сторона общения |
представляет собой построение общей стратегии взаимодействия |
10 | Перцептивная
сторона общения |
включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия |
11 | Общение: тип ведущий | тип общения с окружающими людьми, преобладающий в данном возрастном периоде. Значительно воздействует на формирование основных качеств личности |
12 | Общение: уровень | согласно одному
из подходов, выделяются:
1) макроуровень — выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям; 2) мезоуровень
— общение в пределах 3) микроуровень
— акт контакта, несущий элемент
содержания и выражаемый в
определенных внешних |
13 | Общение фактическое | бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения |
14 | Функции общения | 1) контактная, цель
коей - установление контакта как
состояния обоюдной готовности
к приему и передаче сообщений
и к поддержанию взаимосвязи
в виде постоянной 2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.; 3) побудительная,
цель коей - стимуляция активности
партнера для направления его
на выполнение определенных 4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной; 5) функция
понимания, цель коей - не только
адекватное восприятие и 6) амотивная,
цель коей - возбуждение в партнере
нужных эмоциональных 7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид; 8) функция
оказания влияния, цель коей -
изменение состояния, |
Список
использованных источников
Приложение А
(Коммуникативная
сторона)
(Перцептивная
сторона)
Рисунок
1 – Схема сторон общения
Приложение Б
Рисунок 2 – Схема средств обещения