Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:08, реферат
Целью данной курсовой работы является изучения основных сторон общения и их характеристика.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы такие задачи, как:
1. определить место общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
2. выделить основные функции и стороны общения.
Введение
1 Понятие и структура общения
1.1 Логические основания для структурирования общения как процесса
1.2 Средства общения
2 Выделение основных сторон общения
2.1 Общение как коммуникация
2.2 Общение как информационный процесс
2.3 Общение как взаимодействие
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
При всем богатстве средств сообщения и взаимной дешифровки психического состояния друг друга у партнеров по общению, адекватной переработке и осмыслению поддается, как правило, только какая-то доля передаваемой информации. А из этого следует, что значительная и, как правило, большая часть содержания коммуникации остается за порогом сознания общающихся индивидов. В таком случае это содержание коммуникации не несет для партнеров осознанной информации. Но и выходя за рамки информационного обмена, это содержание способно сказаться на интуитивном уровне эмоционально-энергетического взаимовлияния партнеров.
Есть
и другая, не укладывающаяся в рамки
утилитарного обмена безличной (деловой)
информации, функция коммуникации как
глубинной психологической
Из сказанного должно быть очевидно, что коммуникация, как я ее понимаю, не может быть сведена к информационному процессу передачи и приема информации в ситуации общения.
Показательно то, что узко утилитарный, даже технократический подход к феномену коммуникации, ставший модным для многих представителей гуманитарных наук, склонных к отождествлению коммуникации с чисто информационным процессом, сегодня ужу нередко не разделяют даже специалисты, выступающие по праву профессиональной принадлежности к области физики и медицины с технократических позиций. Для части из них общение представляет собой не просто информационное, а энергоинформационное поле.
Основным
механизмом энергоинформационного
или эмоционально-
В некоторых видах творческого общения, таких, например, как взаимодействие дирижера с оркестром, оно приобретает особую значимость.
Дирижер
воздействует на оркестр, заражая его
своим эмоциональным настроем. При
этом состояние дирижера заражает не только
оркестр, но передается и его слушателям.
Тем самым под влиянием музыки и психологического
контакта дирижера с оркестром и слушателями
создается мощное и динамичное эмоционально-энергетическое
поле их взаимного сопереживания и общения.
2.2
Общение как информационный
процесс
Как информационный процесс взаимодействие может рассматриваться со стороны условий, предпосылок и средств человеческого общения, а также со стороны структуры данного процесса.
Последняя в свою очередь может быть охарактеризована как со стороны форм и способов информационной связи вообще, так и со стороны пространственной конфигурации информационной связи в различных внутригрупповых структурах.
Важным параметром информационной связи наряду со статическим является и динамический аспект взаимодействия, связанный с характеристикой соотношения вербальных и невербальных средств в процессе общения.
По своей структуре связь между общающимися индивидами может рассматриваться:
Во-первых, как со стороны вербальных, так и невербальных средств;
Во-вторых, она может рассматриваться как в общей так и в специфической форме (различие между непосредственным общением «лицом к лицу» и многократно опосредованным общением через систему средств массовых коммуникаций или через предметы культуры, например книгу, произведения искусства и т. д.);
В-третьих, по масштабу связь может быть межперсональной – обращенной к отдельному лицу, камерной — обращенной к небольшой группе лиц и массовой — обращенной к большим группам слушателей;
В-четвертых, следует различать как статический, так и динамический аспект информационной связи. С рассмотрением последнего связана характеристика как гармонии, так и диссонанса между формой и содержанием информационной связи, между вербальными и невербальными средствами коммуникации. [23, с.79].
Можно
также различать как
Под способами вербального общения понимаются высказывания различного вида, которые могут выполнять троякую функцию, позволяющую их рассматривать как:
1)
способы связи (способы
2) способы передачи информации;
3) способы воздействия.
Таким образом, вербальная связь между общающимися индивидами предполагает следующие компоненты: партнеры по общению, средства и способы установления связи, сеть и каналы связи, частота и направленность связи, Основываясь на таких элементах процесса взаимного общения, можно дать, другие классификации способов вербальной связи.
Способы общения на различных уровнях руководства могут содержать информацию о новой задаче, о ходе или результате ее решения. В связи с этим информация делится на исходную, координирующую, направляющую, контролирующую и оценочную.
Способы общения могут передавать обобщенную и конкретную информацию. Субъект, участвующий в системе руководства и подчинения, при его связи с вышестоящим руководителем пользуется не всем объемом информации, используемой им при руководстве своим объектом, а уже меньшим количеством более обобщенной информации. В то же время способы общения нижестоящего уровня руководства передают, как правило, более содержательную, конкретную, детальную информацию (В. Г. Афанасьев).
Наряду
с официальными следует различать
и неофициальные способы
Роль неофициальных способов общения велика. Если организация обладает лишь системой официальных способов общения, то она вряд ли сможет функционировать удовлетворительно. Разрешение многих вопросов происходит путем неофициального общения. При использовании неофициальных способов общения люди лучше узнают друг друга, вовремя и с меньшими искажениями получают информацию. Но неофициальные способы общения далеко не оптимальны с точки зрения их продуктивности. Где нет четко функционирующей официальной системы общения, там снижается уровень эффективности в деятельности- организации.
Преимуществами письменных способов общения являются определенность источника, постоянство информации и возможность ее адекватного донесения как до отдельных индивидов, так и до целых групп.
Преимущества устных способов общения заключаются в их непосредственности, а, следовательно, в подкрепленности и сопровождении вербального сообщения средствами невербального контакта, в возможности постоянного редактирования мысли на основе использования обратной связи.
В зарубежной литературе принято различать несколько видов или типов информационных связей, или сетей, в условиях внутригруппового общения. Все виды сетей делятся на два основных типа — централизованные и нецентрализованные.
Степень централизованности определяется наличием центральной позиции в сети коммуникации, определенным местом ее в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой. Член группы действует как «передающий» или как «интегрирующий». Как интегрирующий член группы он может утаивать, не передавать сообщения, которые он получает, пока сам не решит проблему. Он может также: а) послать решение другому члену, б) послать решение и всю необходимую информацию в одном сообщении -другим членам, в) послать всю необходимую информацию, не посылая решения, в одном сообщении другим членам.
Названные варианты, конечно, на наш взгляд, далеко не исчерпывают всего многообразия моделей информационной связи данного типа. Есть основание предполагать, что количество возможных вариантов информационной связи подобного вида будет возрастать по мере включения новых критериев, характеризующих сам механизм связи.
Такие различия в сетях коммуникации определялись многими факторами: 1) расположением в сети лидера; 2) вероятность ошибок при решении задач; 3) общей удовлетворенностью группы характером данной информационной сети. Один член находится в центре и всегда рассматривается как руководитель.
Однако при сравнении централизованных и нецентрализованных сетей по степени эффективности решения задач, по удовлетворенности всех членов группы трудно установить наиболее оптимальные варианты. Так, централизованные сети коммуникации четко организованы, оставляют мало возможности для ошибок в поисках оптимального решения задачи. В нецентрализованных сетях каждый члён имеет доступ к такому же числу каналов-, что и другой, так как каждый снабжается по меньшей мере двумя каналами информации, Но все члены нецентрализованной сети коммуникации обнаруживают большую готовность к действию, легко реагируют на новшества, находят большее удовлетворение в процессе принятия решений и выполнения поставленных задач. Эффективность решения задач в группах с широкой сетью и уровнем циркуляции потока информации находятся в обратной зависимости от степени различий между членами группы по статусу. Однако в отдельных случаях эти различия могут быть нивелированы поведением лидера, если он не препятствует циркуляции информации в группе.
Исследование сети групповых коммуникаций предполагает и характеристику стимулов общения, Стремление к единообразию в группе и стремление к групповому передвижению определяется как стимул к установлению коммуникации.
Стимулирование коммуникаций объясняется также необходимостью решать задачи и получать оценки. Стремление к общению при решении задачи обычно стимулируется ожиданием поощрения в случае ее успешного решения.
К числу факторов, влияющих на характер восприятия информации, относятся, по мнению ряда зарубежных авторов, следующие моменты: статус члена группы, степень правдоподобия информации, количество сообщений, иерархическая структура группы, степень организованности и характер психического состояния и т. д.
Вопрос
о соотношении вербальных и невербальных
средств информационной связи в
процессе общения представляет несомненный
интерес и имеет большое
Во-первых, любая форма вербальной связи содержит в себе элемент эмоционального значения. Это находит выражение в подтексте, дополнительном смысловом значении вербального общения или в модальности речи;
Во-вторых, в условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информационного контакта. Это нисколько не ставит под сомнение ранее высказанный тезис о решающей роли речи в системе средств межиндивидуального общения. Вместе с тем нельзя недооценивать или тем более игнорировать как выразительные психосоматические движения человека, так и имеющие большое смысловое значение отдельные акты человеческого поведения.
При этом язык, как правило, тесно связан со всеми остальными элементами системы межличностной коммуникации, находя в них соответствующий способ выражения и усиления.
Язык, по мнению Б. Г. Ананьева, всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения, в том числе с экспрессивными реакциями поведения (мимико-соматическими, интонационными и жестикулярно-тоническими и т. д.), семантикой поведения, то есть смыслом и значением поступков людей в определенных обстоятельствах, процессом совместной деятельности в сложных трудовых актах.
Будучи подчиненными языку, экспрессивные средства невербального поведения человека вместе с тем обладают известной, хотя и относительной самостоятельностью. Последняя особенно наглядно проявляется в случаях рассогласования между коммуникативными функциями речи и ее смысловым значением. Подобные явления могут наблюдаться как у коммуникатора, так и у реципиента в случаях различных психических расстройств. Так, одним из симптомов болезни Паркинсона является масковидное лицо, когда у больных отсутствует способность к голосовым модуляциям во время речи. Поскольку, однако, познавательные процессы не затронуты, то больные могут разговаривать и легко вступают в коммуникацию. Но госпитальный персонал при этом жалуется на чувство неуверенности в том, насколько адекватно им воспринята и понята информация, идущая от больных, лишенных способности сопровождения речи выразительными движениями.
Другим примером рассогласования коммуникативной и семантической функций речи является болезненный симптом, свидетельствующий об истерии и других неврозах, а также наблюдаемый при местных нарушениях в лобных долях головного мозга и называемый эхолалией. Суть последнего состоит в том, что на команду или вопрос больной отвечает точным повторением, но не исполнением или осмысленным ответом. Как справедливо замечает в данной связи Б. ф. Поршнев, «эти словесные реакции речеподражательного, эхолалического типа представляют картину отщепления речи как инструмента общения от смысловой информации». [20, с.19].