Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: особенности человеческого внимания.
Введение
1 Особенности человеческого внимания 7
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных
и зарубежных исследователей 7
1.2 Функции и свойства внимания 11
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия 14
1.4 Развитие видов и форм внимания 18
2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
2.1Организация исследования 20
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
Заключение 28
Библиографический список 31
Приложение А Бланк методики Мюнстенберга 33
Приложение Б Стимульный материал к методике Бурдона 34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Биробиджанский филиал
Факультет социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин
Специальность 030301 -Психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Особенности человеческого внимания
по дисциплине «Общая психология»
Исполнитель
студент группы 967-СБ Д.В. Мартынова
Руководитель
ст. преподаватель О.Е. Андреева
Нормоконтроль
ст. преподаватель О.Е. Андреева
Биробиджан 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 34 с., 27 источников, 6 таблиц, 2 приложения.
Внимание, установка, функции внимания, свойства внимания, устойчивость внимания, сосредоточенность внимания, переключаемость внимания, распределение внимания, объем внимания, произвольное и непроизвольное внимание.
Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем, при этом объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.
Внимание – важный
компонент психической
Объектом исследования выступает внимание человека. Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Работа состоит из двух глав. В первой главе освещены теоретические аспекты человеческого внимания. Во второй главе - исследование особенностей человеческого внимания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Особенности
человеческого внимания
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных
и зарубежных исследователей
1.2 Функции и свойства внимания
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия 14
1.4 Развитие видов и форм внимания
2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
2.1Организация исследования
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
Заключение
Библиографический список
Приложение А Бланк методики Мюнстенберга
Приложение Б Стимульный материал
к методике Бурдона
ВВЕДЕНИЕ
Внимание – важный компонент психической деятельности человека. Если человек сосредоточивает свое внимание на том, что воспринимает или делает, то психические процессы протекают целенаправленно и продуктивно. С процессом внимания связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике человека.
Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы, то есть проявлять внимание.
Уделять внимание - значит, воспринимать некоторую вещь с помощью вспомогательных механизмов. Внимание всегда предполагает несколько физиологических и психологических вставок (различной природы и разного уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкретное.
Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов, поэтому тесно взаимосвязано с другими психическими процессами и явлениями. Оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека; он становится внимательным по отношению к этим объектам. Такие общие свойства могут заключаться во внимательности к тем или иным требованиям нравственности, или к соблюдению определенного порядка деятельности и поведения, превращаясь в дисциплинированное внимание, к профессиональной деятельности. Внимание, став свойством личности, т. е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.
Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.
Изучение процесса внимания школьников необходимо для того, чтобы знать приемы и способы, позволяющие им научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные возрастные периоды, можно найти необходимое средство для улучшения внимания.
Над вниманием, его характерными особенностями работали исследователи: Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н Леонтьев, Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, и другие исследователи [6], [24].
Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: особенности человеческого внимания.
На основании поставленной цели мы выдвинули гипотезу: особенности проявления внимания человека тесно связаны с индивидуально-личностными особенностями, проявление его свойств в наивысшей степени зависит от личностных установок и отношения к предстоящей деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены для решения следующие задачи:
Практическая значимость заключаются в том, что обобщены представления о процессе внимания отечественных и зарубежных исследователей, сделаны выводы о зависимости внимания от личностных установок.
Организация исследования: исследование проводилось на базе МУП Средняя школа №5. В исследовании принимали участие 20 детей подросткового возраста (12-13 лет), учащиеся 7а класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Для осуществления цели исследования и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
1 ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Существуют различные определения внимания, различны теоретические подходы к изучению этого психического процесса. Внимание рассматривается как результат эмоций, как ограничение сознания, как результат апперцепции, как проявление установки, как двигательное приспособление (ориентировочный рефлекс), как очаг возбуждения в коре головного мозга.
Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем, при этом объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли [3, с. 112].
Внимание - осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием; способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативноориентирующую функцию психики.
Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности. Этот психический процесс обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним.
Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Внимание служило лишь инструментом для ментальных опытов. Используя объективный экспериментальный метод, В. Вундт обнаружил, что простые реакции на зрительный и слуховой стимулы зависят не только от характеристик внешних стимулов, но и от отношения испытуемого к восприятию этого стимула. Простое вхождение какого-либо содержания в сознание он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания на отдельных содержаниях - вниманием, или апперцепцией. Последователями В. Вундта стали Э. Титченер и Т. Рибо [23].
По мнению Т. Рибо, внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Он считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлены характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Эмоция – это реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и поэтому внимание организма в первую очередь приковывается именно к объектам, вызывающим эмоции. То есть внимание, по мнению данного исследователя, социально – обусловлено.
И. Герберт и У. Гамильтон считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание. Данные исследователи подчеркивали роль сознания в процессе внимания.
Как утверждал Д.Н. Узнадзе, установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, он назвал «объективизацией» [24, с. 204].
Концепция внимания П.Я. Гальперина носит синтетический характер. Внимание, как он полагал, это особая психическая функция, необходимая в разных формах приспособления, функция контроля, возникающая как результат развития и трансформации особого действия контроля, которое интериоризовано и автоматизировано в процессе генеза. Внимание человека - это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль. Поэтому можно формировать внимание через формирование действия какого-то процесса, которое проходя все стадии, становится сформированным.
Главная функция внимания, по П.Я. Гальперину, - контроль над содержанием действия или психического образа. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным [12].
В когнитивной психологии внимание рассматривается как селекция, как умственное усилие или ресурсы, как перцептивное действие.
Д. Бродбент функционирование внимания сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Внимание - это фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.
Как умственное усилие рассматривал внимание Д. Канеман. Внимание, по его мнению, это трата психических сил на что-то, задача внимания - оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира. Степень умственных усилий, определяется желаниями субъекта и объективной сложностью поставленной задачи. Главным фактором распределения ресурсов для человека являются оценки требований задачи к ресурсам внимания. Также на распределение энергии внимания влияют действующие в данный момент желания и намерения, работающие по принципу произвольных действий. На интенсивность внимания также влияет общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно [1, с. 140].