Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: особенности человеческого внимания.
Введение
1 Особенности человеческого внимания 7
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных
и зарубежных исследователей 7
1.2 Функции и свойства внимания 11
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия 14
1.4 Развитие видов и форм внимания 18
2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
2.1Организация исследования 20
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
Заключение 28
Библиографический список 31
Приложение А Бланк методики Мюнстенберга 33
Приложение Б Стимульный материал к методике Бурдона 34
Внимание как перцептивное действие рассматривалось У. Найссером, он использовал понятие «предвнимания» и выделил два процесса переработки информации: пассивную и активную. Внимание - перцептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения особенностей внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.
Культурно-исторический подход Л. С. Выготского к вниманию был сосредоточен на формировании, развитии психики. Исследователь занимался анализом внимания как высшей, присущей только человеку по мере развития в определенных условиях, и как натуральной психической функции, присущей и ребенку и животному и человеку. Внимание начинается в самом раннем возрасте при первом социальном контакте ребенка, то есть ключ к пониманию произвольного внимания лежит вне личности ребенка, в социальной ситуации, когда другие люди при помощи средств и стимулов начинают направлять внимание ребенка и тем самым подчинять его, а впоследствии отдавая ребенку эти стимулы средства для того чтобы он сам мог овладеть своим вниманием по тому же типу. То есть внимание, по мнению Л.С. Выготского, социально-обусловлено [13].
Внимание в психоанализе понимается как распределение психической энергии на то, что определяет выбор в нашем сознании тех или иных переживаний.
При рассмотрении процесса внимания А.Н Леонтьев использует понятие «поле внимания», согласно которому в него входит все то, что оказывается перед глазами испытуемого. Внимание - не самостоятельная сущность, к которой можно прибегать для объяснения других психических феноменов. Природа внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности, для этого нужно выделить предмет целенаправленной деятельности субъекта. Во внимании отражается не вся система деятельности, а лишь работа ее ведущего уровня. То есть, по мнению данного исследователя, внимание - феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности [9, с. 89].
Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной организацией психической деятельности.
Одни авторы склонны отождествлять внимание с ориентировочной деятельностью считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считать вниманием. Пока контроль выполняется как развернутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. Другие исследователи считают, что внимание носит эмоциональный характер, другие считают его работой сознания, работой головного мозга, результатом апперцепции, двигательным приспособлением.
1.2 Функции и свойства внимания
Внимание в жизни и
Внимание приводит к активизации психологических и физиологических процессов, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности [4], [8].
Вниманием определяется качество и результаты функционирования всей познавательной активности, точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. Оно способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость - это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Устойчивость внимания может определяться разными причинами: индивидуально- физиологическими особенностями человека, психическими состояниями, мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание [19], [25].
Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы, они характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Согласно принципу доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается. Выделяют два основных вида рассеянности: как результат общей неустойчивости внимания и когда человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Переключаемость внимания понимается как переход с одного объекта на другой. Она проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании [11].
Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий, состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.
Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению, наблюдателен, способен лучше воспринимать окружающее [14], [17].
Внимательность связана с
Проявление свойств объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения внимания у каждого человека различны, носят индивидуально-личностный характер. Большое влияние на проявление этих свойств оказывают внешние факторы, которые могут способствовать отвлекаемости от процесса сосредоточения от объекта, либо переключать внимание с одного объекта на другой, в результате чего внимание может рассеиваться.
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия
В психологии принято выделять следующие критерии внимания: внешние реакции, сосредоточенность на определенной деятельности, увеличение продуктивности деятельности, избирательность (селективность) информации, ясность и отчетливость [27].
Внешние реакции - моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для деятельностных подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности, то есть повышение эффективности внимательного действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с невнимательным.
Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.
В зависимости от функций, выполняемых процессом внимания, критериев его определения, выделяется его видовое разнообразие: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов [9].
Природное внимание - врожденная способность избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания - ориентировочный рефлекс, связанный с активностью информации и новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание управляется объектом, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. Произвольное внимание более сложное и свойственное только человек, формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием намерения и поставленной цели. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение [11].
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непроизвольное внимание могут вызывать несколько причин: относительная сила раздражителя, неожиданность раздражителя, движущиеся предметы, новизна раздражителя, контрастные предметы или явления, внутреннее состояние человека.
Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.