Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: особенности человеческого внимания.
Введение
1 Особенности человеческого внимания 7
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных
и зарубежных исследователей 7
1.2 Функции и свойства внимания 11
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия 14
1.4 Развитие видов и форм внимания 18
2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
2.1Организация исследования 20
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
Заключение 28
Библиографический список 31
Приложение А Бланк методики Мюнстенберга 33
Приложение Б Стимульный материал к методике Бурдона 34
В процессе деятельности произвольное
внимание может перейти в
Чувственное (сенсорное) внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление. Такое внимание возникает при воздействии объектов на органы чувств, обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря чувственному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Чувственное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль. Оно направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Внимание выступает стороной познавательных процессов деятельности, направленной на объект, и в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют: внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) -обращено на объекты внешнего мира, внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека, сверхинтеллектуальное внимание, потустороннее (чувственное) внимание, моторное (двигательное) внимание. То есть внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания.
Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:
1)структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);
2)структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).
Таким образом, внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться.
1. 4 Развитие видов и форм внимания
Л. С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [6, 542].
Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), с помощью которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем оно занимает основное место среди всех его видов.
Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый - сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй - речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов [13].
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для гармоничного личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Этапы развития процесса внимания последовательны.
В первые недели, месяцы жизни появляется
ориентировочный рефлекс как объективный,
врожденный признак непроизвольного внимания
ребенка. К концу первого года жизни возникает
ориентировочно-
Итак, развитие процесса внимания – процесс последовательный и поэтапный.
Таковы особенности внимания, как значимого психического процесса, выполняющего определенные функции, обладающего определенными свойствами и видовым разнообразием.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось на базе МУП Средняя школа №5. В исследовании принимали участие 20 детей подросткового возраста (12-13 лет), учащиеся 7а класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Экспериментальное исследование состоит из констатирующего этапа.
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности внимания у подростков.
Задачи:
1. Выявить особенности человеческого внимания.
В ходе эксперимента для реализации его целей нами были использованы следующие диагностические методики: Корректурная проба Бурдона, методика Мюнстерберга, «Числовой квадрат» [16], [17].
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания.
Методика 1. Корректурная проба Бурдона.
Цель: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости и истощаемости.
Ход методики: испытуемый должен за 5 минут отведенного времени, просмотрев наибольшее количество букв, вычеркнуть в каждом ряду такие же буквы, с которых начинается каждая из строк. В Приложении А представлен бланк для методики.
Интерпретация данных происходит следующим образом: по шаблону проверяется количество ошибок, допущенных испытуемым. Подсчитывается количество просмотренных знаков.
Рассчитывается индекс безошибочности, определяемый как отношение количества сделанных ошибок к количеству просмотренных знаков.
Норма объема внимания для подростков составляет - 850 знаков.
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок
(пропусков или ошибочных
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв
в просмотренной части
t – время выполнения.
Обработка результатов представлена в Таблице 1.
Таблица 1 - Интерпретация данных метода корректурной пробы
Объем |
работоспособность (количество знаков) |
безошибочность (количество ошибок) |
индекс безошибочности |
отлично |
917 и более |
5 и менее |
0 |
хорошо |
764-916 |
16-15 |
от 0,0018 до 0 |
удовлетвори-тельно |
590-763 |
16-24 |
от 0,0017 до 0,0031 |
неудовлетво- рительно |
589 и менее |
25 и более |
0,0030 и менее
|
Таким образом, проведенное исследование показало, что работоспособность, объем внимания у 10 % исследуемых - 2 школьников – отличная, преимущественной установки - либо на скорость, либо на точность - у данных испытуемых не выявлено, поскольку оба показателя имеют достаточно высокую степень;
65 % исследуемых – 13 исследуемых – хорошая, установка у данных исследуемых в большей степени на точность выполнения задания;
25 % исследуемых – 5 школьников – удовлетворительная. Хорошая работоспособность, умеренный объем внимания.
Концентрация внимания у 25 % исследуемых – 5 школьников – отличная, колеблется в значениях ошибок 5 и менее; установка у данных исследуемых в большей степени на скорость выполнения задания.
60 % исследуемых – 16 школьников – количество ошибок в пределах от 6 до 15 – хорошая концентрация внимания, то есть проявление ее в средней степени.
удовлетворительная
В целом у исследуемой нами группы детей внимание достаточно устойчивое, способны хорошо концентрироваться на выполнении задания, достигают поставленной цели, приложив все усилия.
Выполнение данной методики показало значимость максимальной точности и внимания испытуемого. Перемены в эмоциональном состоянии оказывают влияние на продуктивность выполнения задания, то есть при волнении внимание рассеивается, проявляется неточность, отвлечение, переключаемость. В ходе выполнения задания наблюдалась незначительная утомляемость.
В процессе наблюдения за выполнением задания отмечено, что концентрация внимания гораздо ниже в начале и в конце работы, чем в середине. Испытуемые показали быструю включаемость в работу.
Методика 2. Методика Мюнстерберга.
Цель: определение избирательности внимания, концентрации внимания и помехоустойчивости.
Инструкция: «Перед вами бланк. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова». Бланк методики представлен в Приложении Б.
Время работы с бланком - 2 мин.
При обработке результатов подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Полученные данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Данные по методике Мюнстерберга
Испытуемый |
Количество выделенных слов |
количество допущенных ошибок |
Андрей С. |
25 |
- |
Антон П. |
17 |
2 |
Вероника Т. |
12 |
5 |
Кристина З. |
17 |
1 |
Женя В. |
14 |
4 |
Зоя У. |
24 |
- |
Катя Е. |
20 |
1 |
Саша н. |
25 |
- |
Виталя К. |
19 |
1 |
Лиза Т. |
13 |
4 |
Юля К. |
17 |
2 |
Настя В. |
21 |
2 |
Юра О. |
23 |
2 |
Костя У. |
24 |
1 |
Витя М. |
16 |
2 |
Артур Ф. |
18 |
2 |
Оля Д. |
14 |
3 |
Дима Е. |
13 |
3 |
Данил Н. |
18 |
1 |
Наташа К. |
19 |
1 |
Таким образом, из данных Таблицы 1 по количеству слов, выделенных испытуемым и количеству допущенных ошибок (пропущенных и неправильно выделенных слов), видны следующие данные: