Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности человеческого внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: особенности человеческого внимания.
Введение
1 Особенности человеческого внимания 7
1.1 Процесс внимания в трудах отечественных
и зарубежных исследователей 7
1.2 Функции и свойства внимания 11
1.3 Критерии внимания и особенности его видового разнообразия 14
1.4 Развитие видов и форм внимания 18
2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
2.1Организация исследования 20
2.2 Исследование особенностей человеческого внимания 20
Заключение 28
Библиографический список 31
Приложение А Бланк методики Мюнстенберга 33
Приложение Б Стимульный материал к методике Бурдона 34
15 % исследуемых – 3 школьника – не допустили при выполнении задания ошибок и выбрали максимальное количество слов, в отличие от одноклассников. Из предложенного набора букв они выбрали от 24, 25 слов.
30 % исследуемых – 6 школьников – выполнили задание с одной ошибкой, включая пропуск слов, находящихся на строке, количество найденных слов колеблется от 17 до 24 слов.
30 % исследуемых – 6 школьников – выполнили поиск слов с двумя ошибками, пропусками слов на строках, количество слов от 16 до 23.
10 % исследуемых – 2 школьника – нашли слова с тремя ошибками, найденные слова в количестве 13 и 14.
10 % исследуемых – 2 школьника – выбрали слова, допустив 4 пропуска, количество найденных слов: 13 и 14.
5 % исследуемых – 1 школьник – допустил 5 пропусков слов на предложенных строках с набором букв, при этом выборка правильных слов составила 12.
Таким образом, максимальное количество найденных слов при выполнении данной методики составило 25 слов, минимальное – 12.
Количество найденных слов до 20 у 55 % (11 школьников) исследуемых нами подростков, 45 % (9 школьников) нашли соответственно выше 20 слов.
Высокий уровень избирательности внимания был выявлен практически у всех исследуемых нами учеников. Они внимательны, сосредоточены, целенаправленно выполняют задание. Произвольное внимание на высоком уровне, способность сконцентрироваться и сосредоточиться для большинства исследуемых не представляет больших усилий.
Успешному выполнению данного задания способствовали внешние факторы, исследуемые не отвлекали друг друга, выполняли задание самостоятельно, посторонние звуки не мешали работать – выполняли задание в тишине.
Методика 3. «Числовой квадрат».
Цель: оценить объем, распределение и переключение внимания.
Инструкция: «Перед вами таблица, на которой – числа от 1 до 40. Всего на ней 25 чисел, остальные 15 отсутствуют. Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа, вычеркивать их в контрольном бланке. Определить недостающие числа. Исправления не допускаются».
Время выполнения задания – 1,5 мин.
Бланки для методики представлен в Таблице 3, 4.
Таблица 3 - Числовой квадрат. Бланк 1
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
Таблица 4 - Бланк 2 для методики «Числовой квадрат»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
За отведенное время – 1,5 мин необходимо вычеркнуть имеющиеся в таблице числа на контрольном бланке, количество найденных чисел соответствует определенному количеству баллов (Таблица 5). Необходимо определить недостающие 15 чисел. Выполнение задания требует максимальной точности и внимательности. Необходимо хорошо сосредоточиться и приступить к выполнению задания, так как время ограничено.
Таблица 5 - Обработка результатов по методике «Числовой квадрат»
Количество найденных чисел |
Количество баллов |
15 |
9 |
14 |
8 |
12-13 |
7 |
10-11 |
6 |
8-9 |
5 |
6-7 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
Полученные данные по методике «Числовой квадрат» представлены в Таблице 6.
Таблица 6 - Полученные результаты по методике «Числовой квадрат»
Количество исследуемых, % |
Количество баллов |
20 |
9 |
35 |
8 |
30 |
7 |
15 |
6 |
Из данных таблицы видно, что 20 % исследуемых – 4 школьника, за отведенное количество времени выбрали 15 ответов, что составило 9 баллов;
35 % исследуемых – 7 школьников, выбрали 14 ответов – 8 баллов; 30 % исследуемых – 6 исследуемых выбрали 12-13 ответов, что составило 7 баллов; 15 % исследуемых – 3 школьника выбрали 10-11 ответов, получили 6 баллов.
Таким образом, внимание исследуемых нами школьников в целом устойчиво, они способны в течение длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания различна у каждого исследуемого, она проявляются в степени концентрированности внимания на задании. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой исследуемый может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Отмечена следующая тенденция, что при утомлении, в процессе выполнения или затруднении выполнить задание, требующее повышенную концентрацию внимания, область его распределения обычно сужается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Изучением данного психического процесса занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Они рассматривали процесс внимания как результат эмоций, как ограничение сознания, как результат апперцепции, как проявление установки, как двигательное приспособление (ориентировочный рефлекс), как очаг возбуждения в коре головного мозга.
Столь значимое место внимания в системе общей психологии в первую очередь определяется его местом в психике жизнедеятельности человека. Само по себе внимание - процесс, в котором есть и познавательные, и эмоционально-волевые аспекты. Эмоционально окрашенные объекты и слова привлекают внимание сами по себе, помимо желания человека. Нередко требует волевого усилия и сопровождается особым эмоциональным переживанием: переживание напряжения, а иногда - радостное переживание увлеченности выполняемой работой.
Внимание - это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем не сознаваемых. Это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.
Процесс внимания характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, и с другой — сосредоточенностью, т. е. четкостью осознанности.
В зависимости от его активности внимание разделяют на два вида: непроизвольное (пассивное), в возникновении которого намерение человека не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря намерению человека, вследствие приложения им усилия воли.
Распределение внимания - это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности, но в еще большей степени - от развития у человека соответствующих навыков в выполнении каждого действия, на которые в дальнейшем будет распределяться внимание.
Переключение внимания - это перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Быстрому и безошибочному переключению внимания способствует формирование навыка маршрута внимания.
Концентрацией внимания называется сосредоточение внимания на одном только объекте. Роль ее может быть различна.
Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте.
Внимание в сочетании
с готовностью выполнять
Развитие внимания - процесс последовательный и поэтапный. Выполняет много различных функций, оно обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Внимание выполняет своеобразное фильтрование, осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку восприятие сразу всей среды невозможно, выделяется ее часть - поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифицируя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.
Внимание зависит от внешних реакций, сосредоточенности на определенной деятельности, увеличения продуктивности деятельности, избирательность субъекта. Привлекает внимание то, что связано с интересами человека - это и сообщает объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается ясность и отчетливость восприятия.
Видовое разнообразие внимания многообразно, зависит от того, какой аспект берется за основу классификации: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Особенности внимания как психического процесса тесно взаимосвязаны с индивидуально-личностными особенностями, зависит от влияния окружающей среды. Внимание человека более устойчиво и сконцентрировано, если не действуют отвлекающие факторы, а также имеет большую зависимость от отношения к выполняемой работе и личностным установкам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы / Б. Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 288 с.
2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
3 Гуревич П. С. Психологический словарь / под общей научной редакцией П. С. Гуревич. - М. : ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007. – 639 с.
4 Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. – М.,«Просвещение», 1969 г. – 452 с.
5 Кон И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980. – 584 с.
6 Крайг Д. Психология развития / Д. Крайг, Д. Бакум. - СПб. : Питер, 2004. - 940 с. : ил. - (Серия "Мастера психологии").
7 Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы и ответы. Структурные схемы : учеб. пособие / В. Г. Крысько. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 367 с.
8 Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. - 357 с.
9 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2004. - 352 с.
10 Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии : учеб. пособие / Т. Д.Марцинковская. - М . : Гардарики. - 288 с.
11 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
12 Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.
13 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
14 Першина Л. А. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Першина. - М. : Академический проект, 2004. - 436 с.
15 Психологический словарь / Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова Л.М.; Под общей ред. Неймера Ю.Л. - Ростов-на -Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
16 Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1, 205 с.
17 Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1972. - 248 с.
18 Романова Е.С.Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.:Питер, 2006. - 400 с.
19 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002 -720 с.
20 Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 119 с.
21 Солдатова Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. - Ростов н/Дону : Феникс, 2004. - 384 с.