Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мышления наркозависимых 7
1.1. Особенности формирования и развития мышления в период молодости 7
1.2. Понятие наркотической зависимости 10
Глава 2. Изменения мышления у молодых людей с наркотической зависимостью 14
2.1. Диагностика психологического развития у молодых людей с наркотической зависимостью 14
2.2. Дефекты развития мышления у молодых людей с наркотической зависимостью 18
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения 28
1.1 Особенности формирования и развития мышления в период молодости
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Молодость (от 20-23 до 30 лет).
Молодость охватывает
период жизни от окончания
юности от 20-23 лет до примерно
30 лет, когда человек "более
или менее утверждается во
взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя
граница молодости некоторыми
авторами продлевается до 35 лет.
Молодость - время создания семьи,
время освоения выбранной
Учебное пособие
для вузов
Л.А. Першина
В О З Р А С Т Н А Я
П С И Х О Л О Г ИЯ
М о с к ва М о с к ва
А л ьма М а т ер А к а д е м и ч е с к ий П р о е кт
2 0 05 2 0 0 5 психология молодости
1 1. Молодость как социальное явление
Е С Л И онтогенетическая задача детства — подготов-
ка к самостоятельной профессиональной и социальной
жизни и деятельности, то взрослой жизни отводятся
задачи основных жизненных и профессиональных
достижений, принятия социальной ответственности.
Первый взрослый период в возрастной психологии —
молодость, он начинается по окончании средней шко-
лы, включает время профессиональной подготовки и
завершается с обретением человеком финансовой и
социальной самостоятельности. Таким образом, возра-
стные границы молодости условно можно определить
J7—18 —25 годами. И.В. Бестужев-Лада определяет
молодость как
понятие «социальное и
Снисходительно-прощающее определение «молодо-зе-
лено» квалифицирует сложившееся в обществе разре-
шительное отношение к этому возрастному периоду.
Молодому человеку прощается многое из того, что
недопустимо для зрелого. Молодость — пора выбора и
определения: в профессии, в брачном партнерстве, в
социальной ориентации. Молодые люди оказываются
перед лицом широких возможнос тей с одной стороны,
выбора среди ряда альтернатив — с другой, собствен-
ных желаний и культурных запросов — с третьей.
Ведущей деятельностью большинства молодых людей
является учебно-профессиональная; социальная ситу-
ация развития квалифицируется концептуальной соци-
2 0 S ализацией, в ходе которой формируются мировоззрен-Психология молодости
чсские установки, задающие устойчивые свойства лич-
ности. Семантика слова «молодость» коррелирует со
словом «начало». В этой связи в социуме могут назы-
вать молодым ученым, молодым политиком и сорока-
летнего человека, подчеркивая, что они находятся в
начале своего творческого пути. Таким образом, моло-
дость — с одной стороны определяет возрастной пе-
риод развития человека, с другой — может указывать
на его профессиональное или социальное начинание.
и 2. О С Н О В Н Ы Е характеристики возраста
Молодость — период достижения пика физичес-
кого развития: в самом расцвете репродуктивная спо-
собность, выносливость, физическое самочувствие,
энергичность. Физический расцвет достигает макси-
мальной выраженности в промежутке между двадца-
тыо-двадцатыо пятью годами, а далее постепенно (сна-
чала вовсе незаметно) идет на убыль. К примеру, до
сорока лет снижение уровня функционирования орга-
низма по таким важным показателям как мышечная
сила, функции сердечно-сосудистой системы, обмен
веществ, сексуальная активность, скорость проведения
нервного импульса, рост нервной ткани практически
неощутимо, а уже после сорока лет становится более
заметным. По мнению ряда исследователей, в том чис-
ле и отечественных, потенциал развития существует на
протяжении всей жизни человека. Когнитивное раз-
витие взрослых людей, в сравнении с периодом обуче-
ния в школе, не имеет четко выраженных периодов.
Тем не менее,
некоторые исследователи
его продолжении на протяжении всей жизни, в резуль-
тате чего люди к старости приобретают значительный
багаж информации. Изменения мышления, поведения
и личности взрослого человека .лишь 15 незначительной
степени обусловлены хронологическим возрастом, в
гораздо большей мере они связаны с социокультурны-
ми факторами. Социальные ориентиры и культурные
запросы взрослого человека, продолжение им образо-
вания могуг поддерживать, стимулировать или подры-Глава 5
вать сложившиеся в детство и юности формы поведе-
ния. Когнитивное развитие происходит поступательно.
Так, студенты, как многочисленные представители
этой возрастной группы, обнаруживают определенную
стадиальность в развитии мышления: студентов млад-
ших курсов характеризует особенность, которую мож-
но квалифицировать как «познавательный реализм»
(пользуясь терминологией Ж. Пиаже). Они интерпре-
тируют мир и свой образовательный опыт довольно од-
нозначно, безотносительно, в оценках «правильно» —
«неправильно»; студенты старших курсов, как правило,
уже обнаруживают «познавательный релятивизм» —-
отталкиваясь от разногласий во мнениях, отсутствия в
ряде слутаев решений ситуаций вовсе, контекстных ре-
шений и т. д. Студенты выпускных курсов испытывают
потребность и уже обладают возможностью формиро-
вать личные мнения, убеждения и ответы на сложные
вопросы. Другими словами, к окончанию вуза студенты
обретают
самостоятельную позицию и
Обязательность и ответственность выступают как
особенности взрослого мышления (Г. Лэйбоуви-Виф).
Исследователи указывают, что логичность мышления
может сформироваться уже на этапе подросткового
возраста
в связи с развитием формально-
нального мышления, а вот подлинная автономность
мышления, способность справиться с противоречиями
и неопределенностями своего жизненного опыта при-
ходит лишь с социальной взрослостью. В исследовани-
ях К. Ригеля выделена особенность умственной дея-
тельности студентов, названная им диалектическим
мышлением. Его главная характеристика — интеграция
в умственной деятельности идеального и реального,
сугью которой является то, что практический реаль-
ный мир служит коррекцией формального мышления.
Существует мнение и о наличии большей гибко-
сти во взрослом мышлении (Шайи): в детстве, отроче-
стве и юности у человека на уровне формальных опе-
раций формируются сложные структуры для пони-
мания и объяснения мира, а в молодости человек
использует эти структуры для того, чтобы сделать ка-
рьеру и определить стиль жизни. Молодой человек с Психология молодости
помощью интеллектуальных операций принимает лич-
ные решения, складывающиеся в план его жизни. При
этом молодые люди приобретают определенную сте-
пень личной независимости и переходят к следующе-
му периоду использования умственных навыков —
периоду социальных обязанностей: когнитивные спо-
собности реализуются в решении проблем не только
своих, но и тех людей, с кем человек взаимодейству-
ет. Таким образом, согласно Шайи, смыслом разви-
тия взрослых становится не изменение когнитивной
структуры, а гибкое использование интеллекта в раз-
ные возрастные периоды. А главным критерием ког-
нитивной зрелости молодых людей можно считать спо-
собность к самостоятельному принятию решений.
Молодость — пора незнакомых ранее переживаний и
чувств, которые приносит любовь. Даже любовные
страдания могут быть сладостными, ибо делают жизнь
насыщенной и активной, учат человека выстраиванию
отношений и состраданию. Непередаваемые и неис-
пытанные ранее чувства приносит родительство, осо-
бенно материнство. Родительские чувства представ-
ляют собой динамичный эмоциональный комплекс от
умиления до холодящего страха и безмерной ответ-
ственности. Обретение этих чувств делает человека
абсолютно взрослым.
МОЛОДОСТЬ
(ОТ 20-23 ДО 30 ЛЕТ)
Молодость охватывает
период жизни от окончания юности
(от 20-23 лет) до примерно 30 лет, когда
человек "более-менее прочно утверждается
во взрослой жизни" (А.В. Толстых). Верхняя
граница молодости может
Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.
А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, "молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых — вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше... Молодость... таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяние свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут". Добавим, что это в первую очередь "обаяние" широких жизненных перспектив, веры в свои силы и возможности, оптимистического отношения к будущему.
Молодость -
период жизни человека, который принято
связывать с развитием
Не случайно молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоякий характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Примером , могут служить молодежные браки, в основе которых часто лежит противоречие между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить эту общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, бороться с консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем их оптимизм и максимализм часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает довольствоваться скромной жизнью молодого специалиста, которая в их сознании неотличима от роли школьника.
Информация о работе Особенности изменения мышления у молодых людей с наркотической зависимостью