Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение
Воображение ребенка с
самого начала его формирования имеет
две основные функции – познавательную
и аффективную[6, с.302]. Основная задача
познавательного воображения –
это воссоздание объективной
реальности, достраивание целостной
картины мира, получение новых
впечатлений. С помощью воображения
дети могут творчески овладеть схемами
и смыслами человеческих действий,
строить целостный образ
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.
Классификация видов воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:
- сенсорно-перцептивное воображение;
- словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;
- эмоциональное.
Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[12, с.260].
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:
Задачи воссоздающего
воображения состоят в
Может показаться странным, что воображение требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.
Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.
Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Задачи творческого
В творческом воображении
мы создаем представления, руководствуясь
только целями, которые ставим перед
собой, и различаются эти
В современной психолого-
Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [6, с.28].
Становление детского воображения
подчиняется общим
Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей [5, с.5] и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра [5, с.7].
Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.
А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения – активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участие в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:
реальности);
черт, особенностей объектов);
Таким образом, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Вот уже почти столетие
детское рисование вызывает интерес
многочисленных исследователей. Представители
различных наук подходят к изучению
детского рисунка с разных сторон.
Искусствоведы стремятся
Так что же это такое
«изобразительная деятельность», или,
другими словами, рисование? Прежде
всего – одно из первых и наиболее
доступных средств
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых,
ребенок уже в раннем детстве
начинает манипулировать карандашами
и бумагой, создавая каракули. Постепенно
ребенок уходит от бездумных чирканий
по бумаге. Он начинает понимать функцию
карандашей, его движения становятся
более точными и