Особенности изобразительной деятельноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему.docx

— 354.71 Кб (Скачать документ)

Воображение ребенка с  самого начала его формирования имеет  две основные функции – познавательную и аффективную[6, с.302]. Основная задача познавательного воображения –  это воссоздание объективной  реальности, достраивание целостной  картины мира, получение новых  впечатлений. С помощью воображения  дети могут творчески овладеть схемами  и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения  направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Классификация видов воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:

- сенсорно-перцептивное воображение;

- словесно-логическое, выступающее  как элемент мышления;

- эмоциональное.

Воображение характеризуется  как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя воображение относится  к познавательным процессам, но в  отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для  познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в  разных областях жизни и деятельности[12, с.260].

Различают пассивное и  активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает  «само собой», без постановки специальной  цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В  этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый  фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а  физиологическими причинами - тем, в  каком находятся разные участки  мозга. Иногда содержание сновидений проявляются  скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время  бодрствования, влияние со стороны  внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.

Активное воображение  направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера  этих задач оно делится на два  вида:

  1. воображение воссоздающее;
  2. воображение творческое [8, с.303].

Задачи воссоздающего  воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий  по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить  главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как  выглядят героя романа, как бы очутиться  самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка  воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет  понимание, придает ему живость  и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и  при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить  себе изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих  перед воображением, зависит от характера  сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой  форме они выражены.

Представления воссоздающего  воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в  значительной мере определяется жизненным  опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение  окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения  состоят в определении возможным результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

В творческом воображении  мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед  собой, и различаются эти представления  по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений  творческого воображения - это степень  новизны, непохожести на то, что уже  было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное  воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого  воображения и различия по яркости  представлений. Результаты творческого  воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую  они обслуживают [18].

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в  тесной взаимосвязи с развитием  всех психических процессов и  прежде всего с развитием творческого  воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Исследуя особенности  детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [6, с.28].

Становление детского воображения  подчиняется общим закономерностям  развития этого процесса, но имеет  свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя механизмы  продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей [5, с.5] и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра [5, с.7].

Процесс творческого воображения  изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.

В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения  – активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участие в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Большинство отечественных  психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

  1. типизация (создание целостного образа синтетического характера);
  2. комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов

реальности);

  1. акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных

черт, особенностей объектов);

  1. преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
  2. конструкция (создание целого по части);
  3. агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
  4. уподобление (использование аллегорий и символов) [18, с.55].

Таким образом, творческое воображение  зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени  самореализации и оценки собственной  деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности  процесса обучения и воспитания.

 

    1. Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

 

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители  различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть  в истоки творчества. Психологи через  детское рисование ищут возможность  проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные  пути обучения, способствующие всестороннему  развитию детей.

Так что же это такое  «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения  ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к  нему, живут в рисунке. Рисование  – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые  анализаторы. В изобразительной  деятельности проявляется своеобразие  многих сторон детской психики. Рисование  помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой  сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве  начинает манипулировать карандашами  и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию  карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Информация о работе Особенности изобразительной деятельноси