Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение
План
Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого проебразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение
детей представляет огромный потенциал
для реализации резервов комплексного
подхода в обучении и воспитании.
Большие возможности для
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Цель исследования – определить особенности развития творческого воображения детей средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза – в силу того, что данный возраст является сензитивным для развития воображения в изодеятельности, то будут различия в творческом воображении детей.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Практическая значимость курсового исследования заключается в том, что разработанные нами занятия по развитию творческого воображения, могут быть использованы в учебной деятельности педагогом.
Новизна исследования в том,
что мы проанализировали современные
программы и разработали
Исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребёнка д/с «Теремок» №9 г.Комсомольск-на-Амуре.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение
конструировать в уме из элементов
жизненного опыта (впечатлений, представлений,
знаний, переживаний) посредством новых
их сочетаний и соотношений что-
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
В психической жизни дошкольника
исключительно важную роль играет воображение.
Воображение в дошкольном возрасте
проявляется настолько ярко и
интенсивно, что многие психологи
рассматривали его как
Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.
В психологии воображение
трактуется как своеобразный тип
синтеза чувственного и рационального,
особенность которого и заключается
в его субъективности. Роль воображения
в процессе творческого познания
можно определить как один из способов
использования имеющихся у
Создатель психоанализа З. Фрейд
рассматривал воображение как первичную,
изначальную форму детского сознания.
Принцип удовольствия, который господствует
в раннем детстве, находит свое отражение
в фантазиях и грезах ребенка.
Согласно Фрейду сознание ребенка до
определенного возраста свободно от
реальности и только обслуживает
его желания чувственные
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [18, с.282].
Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее [3, с.171].
Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [3, с.176]. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.
Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.
Но все эти фантастические
комбинации построены на основе реального
опыта детей, на том, что они уже
знают [18, с.283]. А так как знают
они мало и их жизненный опыт гораздо
беднее, чем у взрослых, то материала
для воображения у них меньше.
Ребенок может вообразить себе меньше,
чем взрослый. Его фантазии ограничены
его бедными представлениями
о жизни и примитивным
И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [15, с.260]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность
– важная отличительная черта
воображения дошкольника [15, с.284]. Придуманные
персонажи приобретают для
Одной из наименее разработанных
проблем психологии воображения
ребенка является проблема психических
механизмов творческого воображения
дошкольников. Именно этой проблеме были
посвящены работы О.М. Дьяченко, в
которых выяснились особенности
воображения детей разного