Особенности изобразительной деятельноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему.docx

— 354.71 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение

Глава 1. Исследование творческого  воображения детей дошкольного  возраста в психолого-педагогической литературе

    1. Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
    2. Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Глава 2. Экспериментальные  исследования развития творческого  воображения детей дошкольного  возраста

2.1 Организация и методы  исследования

2.2 Изучение творческого  воображения детей младшего и  старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

Введение

 

Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые  жизненные проблемы. В связи с  этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого  потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует  усовершенствования учебно-воспитательного  процесса с учётом психологических  закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого  воображения актуальна тем, что  этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой  творческой деятельности ребёнка, его  поведения в целом. В последние  годы на страницах психологической  и педагогической литературы всё  чаще ставится вопрос о роли воображения  в умственном развитии ребёнка, об определении  сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого проебразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение  детей представляет огромный потенциал  для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Воображение и фантазия –  это важнейшая сторона жизни  ребёнка. Усвоить какую-либо программу  без воображения невозможно. Оно  является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Цель исследования – определить особенности развития творческого  воображения детей средствами изобразительной  деятельности.

Объект исследования –  развитие творческих способностей у  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования –  процесс развития творческого воображения  у детей дошкольного возраста.

Гипотеза – в силу того, что данный возраст является сензитивным для развития воображения в изодеятельности, то будут различия в творческом воображении детей.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Сравнить уровни развития творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость курсового исследования заключается  в том, что разработанные нами занятия по развитию творческого  воображения, могут быть использованы в учебной деятельности педагогом.

Новизна исследования в том, что мы проанализировали современные  программы и разработали систему  специальных занятий по развитию творческого воображения в изобразительной  деятельности.

Исследование проводилось  на базе МДОУ центр развития ребёнка  д/с «Теремок» №9 г.Комсомольск-на-Амуре.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографии и приложений.

 

Глава 1. Исследование творческого  воображения детей дошкольного  возраста в психолого-педагогической литературе

 

1.1 Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте

 

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов  жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых  их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее  воспринятого.

Воображение является основой  всякой творческой деятельности. Оно  помогает человеку освободиться от инерции  мышления, оно преобразует представление  памяти, тем самым обеспечивая, в  конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

В психической жизни дошкольника  исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и  интенсивно, что многие психологи  рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая  с годами теряет свою силу. Вместе с  тем проблема развития воображения  хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор  является одной из наименее разработанных  и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно  определить как способность к  перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [48, с.260]. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает  воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий  разум человека, разум его мифотворческого  периода. Он определяет воображение  парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение  трактуется как своеобразный тип  синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается  в его субъективности. Роль воображения  в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной  области на другую, свойства которой  должны быть изучены для решения  познавательных задач [4].

Создатель психоанализа З. Фрейд  рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение  в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает  его желания чувственные тенденции [18, с.281].

Примерно ту же позицию  продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому  мышлению. Чем младше ребенок, тем  более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [18, с.282].

Итак, согласно этой позиции  воображение отличается от реалистического  мышления тем, что оно:

  1. подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
  2. направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
  3. является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более  первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в  самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением  его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное  удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее [3, с.171].

Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [3, с.176]. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение  ребенка гораздо богаче воображения  взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным  поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают  камням или деревьям человеческие переживания  и отношения, разговаривают с  вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так  или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального  опыта детей, на том, что они уже  знают [18, с.283]. А так как знают  они мало и их жизненный опыт гораздо  беднее, чем у взрослых, то материала  для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями  о жизни и примитивным жизненным  опытом. Значит, воображение ребенка  никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [15, с.260]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность  – важная отличительная черта  воображения дошкольника [15, с.284]. Придуманные  персонажи приобретают для ребенка  личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных  проблем психологии воображения  ребенка является проблема психических  механизмов творческого воображения  дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в  которых выяснились особенности  воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач [6].

Информация о работе Особенности изобразительной деятельноси