Особенности изобразительной деятельноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему.docx

— 354.71 Кб (Скачать документ)

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при  условии систематического влияния  со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию»  ему готовых тем. Ребенку нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или  изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают  конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского, Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам. [ 14]

I этап – обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап – закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий  выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено  им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного  творчества. Выбор знаний соотносится  с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят  характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания  связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением  технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно  связаны с композиционным решением:

  1. Равномерное заполнение листа.
  2. Выделение первого плана.
  3. Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).
  4. Передача движений.
  5. Композиция из нескольких фигур.
  6. Выделение главного размером и цветом.
  7. Элементы загораживания.
  8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.
  9. Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём  и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и  широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап – самостоятельная  деятельность детей в работе  с художественными материалами  и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа –  стимуляция творческой деятельности детей  за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и  интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и  материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность». [ 14]

Таким образом, ведущими условиями  стимуляции творческого воображения  являются:

  1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.
  2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.
  3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

 

Глава 2. Экспериментальные  исследования развития творческого  воображения детей дошкольного  возраста

 

2.1 Организация и методы  исследования

 

Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения  детей среднего и старшего дошкольного  возраста.

На основании изученной  литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень  развития творческого воображения  старших дошкольников.

Для эксперимента отобрали 20 детей средней группы и 20 детей  подготовительной группы;

Методика: «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые  образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования.

Ребенку говорят: «Сейчас  ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что  получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок  дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?»  Ответ записывают и дают следующий  листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает  инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов.

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

По горизонтали расположены  фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие  уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

 

2.2 Изучение творческого  воображения детей среднего и  старшего дошкольного возраста

 

Исследование проводилось  в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка  детского сада «Теремок» №9.

Изучение уровня творческого  воображения проводилось с помощью  методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.

Из таблицы №1 видно, что  в средней группе большинство  детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные  изображения («такой узор»).

Вероника  К. «Не знаю»

 

Матвей  К. «Кружок»

 

Средний уровень творческого  воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность  рисунка, отсутствие деталей.

 

Соня  Л. «Лицо»

Алёша П. «Солнце»

 

В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем  творческого воображения.

В подготовительной группе показатели творческого воображения  детей существенно отличаются (смотри приложение №2).

В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.

 

Марк  Л. «Не знаю»

Полина  В. «Птица»

 

Со средним развитием 11 детей.

Лиза  С. «Шкафчики в раздевалке»

 

Юля П. «Цветок»

 

В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для  дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

 

Демьян  Г. «Велосипед»

 

Даша  Ж. «Зайчик»

 

Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней  и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо  выше у детей подготовительной группы.

Это связано с тем, что  воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно  становится особой деятельностью, превращаясь  в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость  в наглядной опоре для создания образов.

Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что  приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

 

Заключение

 

Проанализировав современную  психологическую педагогическую и  методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к  следующим выводам:

  1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.
  2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
  3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
  4. Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Информация о работе Особенности изобразительной деятельноси