Особенности изобразительной деятельноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему.docx

— 354.71 Кб (Скачать документ)
  • Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;
  • Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;
  • Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
  1. Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.

 

Библиографический список

 

  1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - 11. - стр. 32-38.
  2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. М.: Феникс, 2007. 448с. ISBN 978-5-222-11688-3.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96с.
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с.34-35
  7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
  8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.
  9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.
  10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.
  11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 1979. – 246с.
  12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.
  13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 1989. - №12. – с.45-47
  14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
  15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 1985. – 50с.
  16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с. – ISBN 5-7301-0204-6.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-222-00483-Х.
  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.

 

Приложение 1

 

Таблица №1. Уровень развития творческого воображения детей  средней группы

п/п

Имя, фамилия

ребёнка

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

1.

Рома Б.

+

-

-

2.

Настя Б.

+

-

-

3.

Полина Е.

-

+

-

4.

Вероника К.

+

-

-

5.

Матвей К.

+

-

-

6.

Вася К.

-

+

-

7.

Соня Л.

-

+

-

8.

Андрей М.

+

-

-

9.

Артём М.

+

-

-

10.

Вероника О.

+

-

-

11.

Дима П.

+

-

-

12.

Алёша П.

+

-

-

13.

Даша П.

+

-

-

14.

Игорь Р.

+

-

-

15.

Настя Т.

+

-

-

16.

Саша Т.

+

-

-

17.

Дима Т.

+

-

-

18.

Арсений Т.

+

-

-

19.

Соня Щ.

-

+

-

20.

Андрей Я.

+

-

-


 

 

Приложение 2

 

Таблица №2. Уровень развития творческого воображения детей  подготовительной к школе группе

п/п

Имя, фамилия ребёнка

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий уровень

1.

Влад А.

+

-

-

2.

Никита Б.

-

+

-

3.

Руслан Б.

-

+

-

4.

Аня Б.

-

-

+

5.

Матвей В.

-

+

-

6.

Полина В.

+

-

-

7.

Юра Б.

-

+

-

8.

Демьян Г.

-

-

+

9.

Даша Ж.

-

-

+

10.

Маша З.

-

+

-

11.

Олег К.

-

+

-

12.

Марк Л.

+

-

-

13.

Лиза К.

-

-

+

14.

Саша М.

-

+

-

15.

Алиса О.

-

-

+

16.

Юля П.

-

+

-

17.

Егор Р.

-

+

-

18.

Лиза С.

-

+

-

19.

Катя С.

-

-

+

20.

Маша С.

-

-

+


 

 

Приложение 3

 

Таблица №3. Значимость различий уровня творческого воображения  по критерию Фишера

Уровни воображения

Выборка детей

Критерий Фишера

Средняя группа

Подготовительная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

1.Высокий

0

0

6

30

3,66 – различие значимое

2.Средний

4

20

11

55

2,35 – различие значимое

3.Низкий

16

80

3

15

4,48 – различие значимое


 

 

Приложение 4

 

Методика «Дорисовывание фигур»


 

Приложение 5

 

Игры на развитие творческого  воображения

"Удивительные  превращения" (для малышей с  2 лет)

Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества.

Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.

Аналогично можно  превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист можно бумаги накапать краски, сложить его пополам - получатся 2 пятна), которые тоже, как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые  детали.

"Каракули" (для  малышей с 3 лет)

Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и интеллектуальных способностей.

Взрослый или  сам ребенок с закрытыми глазами  рисует каракули на листе бумаги. После  чего в полученных каракулях малыш  начинают отыскивать сходства с определенными  предметами.

Можно устроить соревнования: выиграет тот, кто больше увидит предметов.

"Что я задумал?" (для малышей с 3 лет)

Цель: формирование интеллектуальных способностей детей, фантазии, обучение смешиванию цветов и получению оттенков.

Ребятам предлагают смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать  или пояснять, что они задумали, например, кто-то, смешав красный и  синий цвет получит фиолетовый и дети угадывают какой предмет был задуман: виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером.

"Скажи художник" (для малышей с 4 лет)

Цель: эта игра, направлена на формирование навыков восприятия и ассоциативного мышления. На овладение коллоритмическим языком.

Взрослый называет различные предметы, природные явления  и т.д.: "Ты скажи, скажи художник, какого цвета... дождик (снег, осень, зима, лето, солнце и т. д.)?"

Для более маленьких  вопросы проще: "Что бывает желтым?" (красным и т.д.). Хорошо заранее  заготовить ответы-картинки на каждый цвет. (Цыпленок, солнце, одуванчик, лука и др.)

"Подбери цвета" (для малышей с 5 лет)

Цель: на развитие ассоциативного мышления.

Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло - холодно, лед-огонь, весело - грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.

 

Приложение 6

 

Упражнения для развития творческого воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого  обучающегося.

 

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько  вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

 

 

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный  лес со своими обитателями.

 

Упр.№3

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный  лес со своими обитателями.

 

Упр.№4

 

Подумай, как можно эти  фигуры превратить в подарки для  твоих друзей. Попробуй дорисовать.

 

 

Упр.№5

Посмотри внимательно  на каждую кляксу и подумай, на что  она похожа. Попробуй дорисовать.

 

Упр.№6

Дорисуй эти кружки так, чтобы  из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в  одну картину.

 

 

Упр.№7

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Информация о работе Особенности изобразительной деятельноси