Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение
Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение
Библиографический список
Приложение 1
Таблица №1. Уровень развития творческого воображения детей средней группы
№ п/п |
Имя, фамилия ребёнка |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. |
Рома Б. |
+ |
- |
- |
2. |
Настя Б. |
+ |
- |
- |
3. |
Полина Е. |
- |
+ |
- |
4. |
Вероника К. |
+ |
- |
- |
5. |
Матвей К. |
+ |
- |
- |
6. |
Вася К. |
- |
+ |
- |
7. |
Соня Л. |
- |
+ |
- |
8. |
Андрей М. |
+ |
- |
- |
9. |
Артём М. |
+ |
- |
- |
10. |
Вероника О. |
+ |
- |
- |
11. |
Дима П. |
+ |
- |
- |
12. |
Алёша П. |
+ |
- |
- |
13. |
Даша П. |
+ |
- |
- |
14. |
Игорь Р. |
+ |
- |
- |
15. |
Настя Т. |
+ |
- |
- |
16. |
Саша Т. |
+ |
- |
- |
17. |
Дима Т. |
+ |
- |
- |
18. |
Арсений Т. |
+ |
- |
- |
19. |
Соня Щ. |
- |
+ |
- |
20. |
Андрей Я. |
+ |
- |
- |
Приложение 2
Таблица №2. Уровень развития творческого воображения детей подготовительной к школе группе
№ п/п |
Имя, фамилия ребёнка |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. |
Влад А. |
+ |
- |
- |
2. |
Никита Б. |
- |
+ |
- |
3. |
Руслан Б. |
- |
+ |
- |
4. |
Аня Б. |
- |
- |
+ |
5. |
Матвей В. |
- |
+ |
- |
6. |
Полина В. |
+ |
- |
- |
7. |
Юра Б. |
- |
+ |
- |
8. |
Демьян Г. |
- |
- |
+ |
9. |
Даша Ж. |
- |
- |
+ |
10. |
Маша З. |
- |
+ |
- |
11. |
Олег К. |
- |
+ |
- |
12. |
Марк Л. |
+ |
- |
- |
13. |
Лиза К. |
- |
- |
+ |
14. |
Саша М. |
- |
+ |
- |
15. |
Алиса О. |
- |
- |
+ |
16. |
Юля П. |
- |
+ |
- |
17. |
Егор Р. |
- |
+ |
- |
18. |
Лиза С. |
- |
+ |
- |
19. |
Катя С. |
- |
- |
+ |
20. |
Маша С. |
- |
- |
+ |
Приложение 3
Таблица №3. Значимость различий уровня творческого воображения по критерию Фишера
Уровни воображения |
Выборка детей |
Критерий Фишера | ||||
Средняя группа |
Подготовительная группа | |||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |||
1.Высокий |
0 |
0 |
6 |
30 |
3,66 – различие значимое | |
2.Средний |
4 |
20 |
11 |
55 |
2,35 – различие значимое | |
3.Низкий |
16 |
80 |
3 |
15 |
4,48 – различие значимое |
Приложение 4
Методика «Дорисовывание фигур»
Приложение 5
Игры на развитие творческого воображения
"Удивительные превращения" (для малышей с 2 лет)
Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества.
Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.
Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист можно бумаги накапать краски, сложить его пополам - получатся 2 пятна), которые тоже, как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые детали.
"Каракули" (для малышей с 3 лет)
Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и интеллектуальных способностей.
Взрослый или
сам ребенок с закрытыми
Можно устроить соревнования: выиграет тот, кто больше увидит предметов.
"Что я задумал?" (для малышей с 3 лет)
Цель: формирование интеллектуальных способностей детей, фантазии, обучение смешиванию цветов и получению оттенков.
Ребятам предлагают смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать или пояснять, что они задумали, например, кто-то, смешав красный и синий цвет получит фиолетовый и дети угадывают какой предмет был задуман: виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером.
"Скажи художник" (для малышей с 4 лет)
Цель: эта игра, направлена на формирование навыков восприятия и ассоциативного мышления. На овладение коллоритмическим языком.
Взрослый называет различные предметы, природные явления и т.д.: "Ты скажи, скажи художник, какого цвета... дождик (снег, осень, зима, лето, солнце и т. д.)?"
Для более маленьких вопросы проще: "Что бывает желтым?" (красным и т.д.). Хорошо заранее заготовить ответы-картинки на каждый цвет. (Цыпленок, солнце, одуванчик, лука и др.)
"Подбери цвета" (для малышей с 5 лет)
Цель: на развитие ассоциативного мышления.
Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло - холодно, лед-огонь, весело - грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.
Приложение 6
Упражнения для развития творческого воображения
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упр.№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упр.№2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упр.№3
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упр.№4
Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
Упр.№5
Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.
Упр.№6
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упр.№7
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.