Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности выражения эмоций юношами и девушками.
Задачи работы:
Раскрыть понятия «эмоция», виды эмоций.
Описать основные особенности эмоциональной сферы у мужчин и женщин.
Провести диагностику особенностей выражения эмоций у
юношей и девушек.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональности у человека
Понятие эмоций, их функции
1.2 Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии
1.3 Исследование половых различий в эмоциональной сфере
1.4 Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)
2.1 Диагностические методы оценки эмоциональности у мужчин и женщин
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение
Ориентируясь на свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для него каждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция).
В
обычных обстоятельствах
Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция.
Так, большая часть спортивных рекордов установлена не на тренировках, а в ходе соревнований, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спорте известны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегорает и в самом ответственном состязании показывает слабый результат. [20]
Неоднозначность влияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос о необходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций и преодоления негативных. Эта проблема актуальна для представителей многих видов профессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенческие компоненты эмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, то управлять вегетативными проявлениями гораздо сложнее. Это возможно, но требует специальной тренировки.
В зависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и особенностей личности у человека возникают различные эмоциональные реакции, которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию на поведение, а также по форме выражения.
Модальность – основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний.[14]
По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражение, ярость – гнева; веселье, ликование, торжество – радости.
Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций – положительные и отрицательные.
По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические.
Стенические
эмоции повышают жизнедеятельность
и активность человека, астенические,
напротив, снижают. Положительные эмоции
чаще оказывают стенический эффект.
Большинство отрицательных
Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью.
Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса.
По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни.
Степень
осознанности эмоций также может быть
различнойИногда имеет место одновременное
взаимодействие противоположных эмоций,
например любви и ненависти или радости
и печали. В этом проявляется амбивалентность
эмоций как следствие сложного и неоднозначного
отношения человека к объекту, вызывающему
переживание.
1.2
Взгляды на эмоциональность
как особенность
человека в психологии
Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу. [16]
Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности: «эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям». Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера, в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявить наиболее «сензитивные» к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным, учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.[10]
Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками. Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде добавилась печаль. В работе «Психология. Словарь» (1990) А.Е. Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире, как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира, и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). [13]
Как показывает предыдущий обзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической характеристики.
Отличительной чертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то, что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональность влияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие виды практической деятельности. Например, О. П. Санникова показала, что широкий круг общения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений - для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.[11]
В последние годы интерес к проблеме эмоциональности в отечественной психологии после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П. Ильиным и его учениками ведутся исследования в области половозрастных особенностей эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе и т. д.
Как
показывает предыдущий обзор, в отечественной
психологии эмоциональность трактуется
несколько шире, нежели в зарубежной,
в которой эмоциональность
И
несомненно, что дальнейшее изучение
эмоциональности
как важной характеристики человека на
сегодняшний день актуально как в нашей
стране, так и за рубежом. [8]
1.3
Исследование половых
различий в эмоциональной
сфере
В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. До настоящего времени не доказано, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.
Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания тех и других. У женщин весьма желательны эмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойно насмешек и позора. [10]
К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями.[11] По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! - им (женщинам) надобна беспрестанная пища для чувств. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
Гнев (злость). Е. Маккоби и К. Джеклин на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.
Другая возрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой при изучении склонности к переживанию гнева . Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола
Печаль. Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.
Тревога и страх. В. А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек - к сессии и к экзаменам.[1]
Л. В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.
Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.