Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности выражения эмоций юношами и девушками.
Задачи работы:
Раскрыть понятия «эмоция», виды эмоций.
Описать основные особенности эмоциональной сферы у мужчин и женщин.
Провести диагностику особенностей выражения эмоций у
юношей и девушек.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональности у человека
Понятие эмоций, их функции
1.2 Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии
1.3 Исследование половых различий в эмоциональной сфере
1.4 Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)
2.1 Диагностические методы оценки эмоциональности у мужчин и женщин
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что как и у юношей так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции такие как радость и интерес, и положительное самочувствие.
Это
дает основание говорить, что эмоциональные
особенности свойств личности у
мужчин и женщин одинаковы, различна
же степень их внешнего выражения .
Заключение
Рассмотрение
различных эмоциональных
Поскольку в эмоции участвуют психический, вегетативный и психомоторный уровни реагирования, она есть не что иное, как психофизиологическое (или эмоциональное) состояние.[10]
Поскольку эмоции — это специфические реакции на значимые стимулы, человек не может испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. А раз так, то на них нет и эмоционального реагирования. [2]
Что касается роли эмоций в управлении поведением и деятельностью человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тон ощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации (опасная — неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации.
В нашей работе мы исследовали эмоциональную сферу человека, особенности выражения эмоций мужчинами и женщинами. После проведённого исследования мы получили данные об особенностях эмоциональной сферы юношей и девушек во взятой нами группе. На основании этих данных мы сделали вывод, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, более раскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно, сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательном возбуждении, речевой активности. Как и у юношей так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции а именно радость и интерес, и положительное самочувствие. Так же есть отличия в уровневых характеристиках свойств эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у женщин по шкалам «эмоциональная возбудимость» «интенсивность эмоций» «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения».
У юношей преобладает такой вид эмоциональности как интеллектуальная и такое свойство эмоциональности как длительность. У них более низкий уровень общей эмоциональности.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых девушек эмоции выражаются сильнее, интенсивнее, с более выраженной экспрессией и они более эмоционально возбудимы, чем группа юношей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будет просматриваться в следующих особенностях:
1. девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши более низкий уровень общей эмоциональности.
2. у девушек преобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а у юношей преобладает такой вид эмоциональности как интеллектуальная.
3.
у девушек преобладают такие
эмоциональные свойства как
Библиография
1. Айвазашвили
З.И.,. Модулирующее действие
2. Алешин Б.В.
Гистофизиология гипоталамо-
3. Амстиславская Т.Г. Влияние антагонистов 5-НТ1а серотониновых рецепторов на половую мотивацию самцов мышей // Бюлл. экспериментальной биологии и медицины. .[Текст] /. Т..Г Амстиславская, С.А. Кучерявый, И.А. Иванова, Н.К. Попова– 1999. – Т. 127, № 2. – С. 224-226
4. Батюшков К. В.Сочинения. .[Текст] / К. В. Батюшков - Архангельск, 1979. - С. 329.
5. Бехтерева
Н.П. Нейрофизиологические
6. Василюк Ф.Е.
Психология переживания.
7. Гримак Л.П. Общение с собой. .[Текст] / Л.П. Гримак– М.: Политиздат, 1991.
8. Депенчук М.
В. Ролевой анализ некоторых
берлинских пар в связи с
процессом социокультурной
М. В.- Депенчук 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.
9. Изард К. Эмоции человека. .[Текст] /. К. Изард– М., 1980
10. Ильин Е.
П. Структура эмоциональности
как свойства личности // Психологические
проблемы самореализации
11. Куликов Л. В. Психология настроения. .[Текст] / Л. В. Куликов - СПб., 1997.
12. Мещеряков
Б.Г., Большой психологический
13. Небылицин
В. Д. Психологические
14. Рипинская М. Психология измены. .[Текст] / М. Рипинская - СПб.: Питер, 2001.
15. Санникова О. П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии.[Текст]/ О. П., Санникова 1992. N2. С. 109-115.
16. Сарфати X.
Модели карьеры мужчин и
X. Сарфати - 1992. - Т. 17, № 2. - С. 131-140.
17. Скрябин Н.
Д. Реакция лиц с различным
уровнем смелости на
18. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. .[Текст] /.
П. Фресс., М., 1975. С. 111-195.
19. Хорни К. Женская психология. [Текст] / К. Хорни - СПб., 1993
20 .Чикер В.
А., Стресс и особенности его
преодоления российскими
21. www. vsetesti.ru. - .[Электронный
ресурс] Всетесты.ru
Приложение 1
эмоциональность мужчина женщина
Список испытуемых
Юноши | ||
№ | ФИО | Возраст (лет) |
1 | Паромонов Р.С. | 19 |
2 | Семёнов Р.Д. | 19 |
3 | Сталин И.В. | 19 |
4 | Макеев Е.Н. | 19 |
5 | Макаров А.Ю. | 20 |
6 | Упрямцев С.В. | 18 |
7 | Сталин И.В. | 17 |
8 | Никишин А.В. | 20 |
9 | Бондаренко Д.А | 19 |
10 | Давыдов Е.А. | 20 |
11 | Коновалов В.В. | 20 |
12 | Кругликов Н.В. | 18 |
13 | Рощупкин С.Н. | 20 |
14 | Глушков С.А. | 20 |
15 | Сухоруких Е.Н. | 20 |
Девушки | ||
№ | ФИО | Возраст (лет) |
1 | Безногих Н. | 18 |
2 | Леликова К. | 19 |
3 | Гуляева Н.В. | 19 |
4 | Лиеранова Н. | 18 |
5 | Жукова Л.В. | 20 |
6 | Резаева Е.В. | 20 |
7 | Анохина Е. | 19 |
8 | Николаева С. | 20 |
9 | ЕТ | 20 |
10 | Паничева Л. | 19 |
11 | Паршутина Н. | 20 |
12 | Дятлова Е.В. | 20 |
13 | Гусева О. | 20 |
14 | Прошкина И. | 19 |
15 | Харченко А.Н. | 20 |
Приложение
2
Методика
диагностики эмоциональности
по Русалову В.М.
ФИО______________________
Возраст__________
Пол___________
1.
Я сильно переживаю, когда
2.
Я всегда выполняю свои
3. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы
4. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
5. Я переживаю, когда выполняю задание не так. Как следовало бы.
6.
Я сильно волнуюсь перед
7. Я испытываю тревогу, переходя дорогу перед движущимся транспортом.
8.
Я огорчаюсь, когда мне не
удается что-то смастерить
9.
Я сильно волнуюсь перед
10. Я никогда не опаздывал на свидание или на работу.
11. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
12.
Я часто испытываю опасение
от того, что не могу справиться
с работой, требующей
13.
Меня часто огорчают
14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
15. Я – ранимый человек.
16. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
17. Я переживаю, когда меня не понимают при разговоре.
18. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
19. Я часто не могу заснуть от того, что не могу найти решение какой-либо проблемы.
20. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
21. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
22.
У меня портится настроение, когда
я долго не могу решить какую-
23. Меня огорчает то, что я физически менее развит, чем хотелось бы.
24.
Я огорчаюсь, поспорив с
25. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
26.
Я склонен преувеличивать свои
неудачи, связанные с
27.
В ручном труде меня
28.
У меня часто портится
29.
Иногда я преувеличиваю
30.
Приступая к решению даже
31. Я иногда сплетничаю.
32.
Я переживаю из-за того, что
у меня нет достаточно
33. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости в спортивных играх на отдыхе.
34. Я легко обижаюсь, если мне указывают мои недостатки.
35. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
36. Я сильно волнуюсь во время экзамена.
37.
Я основательно планирую
38.
Когда я что-то мастерю, я
обращаю внимание даже на
39. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
40.
Я не стараюсь избегать
41. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
42.
Я испытываю чувство обиды
от того, что окружающие меня
люди, как мне кажется, обходятся
со мной хуже, чем следовало бы.