Особенности эмоциональной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать особенности выражения эмоций юношами и девушками.
Задачи работы:
Раскрыть понятия «эмоция», виды эмоций.
Описать основные особенности эмоциональной сферы у мужчин и женщин.
Провести диагностику особенностей выражения эмоций у
юношей и девушек.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональности у человека
Понятие эмоций, их функции
1.2 Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии
1.3 Исследование половых различий в эмоциональной сфере
1.4 Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)
2.1 Диагностические методы оценки эмоциональности у мужчин и женщин
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение

Работа состоит из  1 файл

эмоции диплом.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании полученных данных мы можем  сделать вывод, что как и у  юношей так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции такие как радость и интерес, и положительное самочувствие.

     Это дает основание говорить, что эмоциональные  особенности свойств личности у  мужчин и женщин одинаковы, различна же степень их внешнего выражения . 

 

Заключение 

     Рассмотрение  различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что  эмоциональная сфера человека имеет  сложное многоуровневое строение и  включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной значимости) эмоциональность, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей. Эмоциональность является формой эмоционального реагирования.

     Поскольку в эмоции участвуют психический, вегетативный и психомоторный уровни реагирования, она есть не что иное, как психофизиологическое (или эмоциональное) состояние.[10]

     Поскольку эмоции — это специфические реакции  на значимые стимулы, человек не может испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. А раз так, то на них нет и эмоционального реагирования. [2]

     Что касается роли эмоций в управлении поведением и деятельностью человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тон ощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации (опасная — неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации.

     В нашей работе мы исследовали эмоциональную  сферу человека, особенности выражения  эмоций мужчинами и женщинами. После  проведённого исследования мы получили данные об особенностях эмоциональной сферы юношей и девушек во взятой нами группе. На основании этих данных мы сделали вывод, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, более раскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно, сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательном возбуждении, речевой активности. Как и у юношей так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции а именно радость и интерес, и положительное самочувствие. Так же есть отличия в уровневых характеристиках свойств эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у женщин по шкалам «эмоциональная возбудимость» «интенсивность эмоций» «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения».

     У юношей преобладает такой вид эмоциональности как интеллектуальная и такое свойство эмоциональности как длительность. У них более низкий уровень общей эмоциональности.

     Исходя  из этого, можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых девушек эмоции выражаются сильнее, интенсивнее, с более выраженной экспрессией и они более эмоционально возбудимы, чем группа юношей.

     Таким образом, наша гипотеза о том, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будет просматриваться в следующих особенностях:

     1. девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши более низкий уровень общей эмоциональности.

     2. у девушек преобладают такие  виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а у юношей преобладает такой вид эмоциональности как интеллектуальная.

     3. у девушек преобладают такие  эмоциональные свойства как эмоциональная  возбудимость, интенсивность эмоций  и отрицательное влияние эмоций  на эффективность деятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности как длительность – подтвердилась. 

 

Библиография 

1. Айвазашвили  З.И.,. Модулирующее действие эстрадиола  на чувствительность одиночных  нейронов преоптической области  гипоталамуса к норадреналину  // Бюлл. экспериментальной биологии  и медицины.[Текст]/ З.И Айвазашвили, В.Я Игнатков., В.Я Бабичев– 1990. – Т. 109, № 4. – С. 317-318.

2. Алешин Б.В.  Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной  системы. .[Текст] / Б.В. Алешин– М.: Медицина, 1971. – 440 с.

3. Амстиславская  Т.Г. Влияние антагонистов 5-НТ1а  серотониновых рецепторов на половую мотивацию самцов мышей // Бюлл. экспериментальной биологии и медицины. .[Текст] /. Т..Г Амстиславская, С.А. Кучерявый, И.А. Иванова, Н.К. Попова– 1999. – Т. 127, № 2. – С. 224-226

4. Батюшков К. В.Сочинения. .[Текст] / К. В. Батюшков - Архангельск, 1979. - С. 329.

5. Бехтерева  Н.П. Нейрофизиологические аспекты  психической деятельности человека. .[Текст] / Н.П. Бехтерева– Л.: Медицина, 1974. – 245 с.

6. Василюк Ф.Е.  Психология переживания. Анализ  преодоления критических ситуаций. .[Текст] / Ф.Е. Василюк– М., 1984

7. Гримак Л.П.  Общение с собой. .[Текст] / Л.П. Гримак– М.: Политиздат, 1991.

8. Депенчук М.  В. Ролевой анализ некоторых  берлинских пар в связи с  процессом социокультурной адаптации  // Ананьевские чтения .[Текст] /

М. В.- Депенчук 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.

9. Изард К.  Эмоции человека. .[Текст] /. К. Изард– М., 1980

10. Ильин Е.  П. Структура эмоциональности  как свойства личности // Психологические  проблемы самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.

11. Куликов Л.  В. Психология настроения. .[Текст] / Л. В. Куликов - СПб., 1997.

12. Мещеряков  Б.Г., Большой психологический словарь.[Текст]/ Б.Г. Мещеряков., В.П. Зинченко -2002.

13. Небылицин  В. Д. Психологические исследования  индивидуальных различий. .[Текст] / В. Д. Небылицин М., 1986.

14. Рипинская  М. Психология измены. .[Текст] / М.  Рипинская - СПб.: Питер, 2001.

15. Санникова  О. П. Соотношение устойчивых  индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии.[Текст]/ О. П., Санникова 1992. N2. С. 109-115.

16. Сарфати X. Модели карьеры мужчин и женщин  в исследовании и развитии. Взгляд  из МОТ // Высшее образование  в Европе. .[Текст] /

X. Сарфати - 1992. - Т. 17, № 2. - С. 131-140.

17. Скрябин Н.  Д. Реакция лиц с различным  уровнем смелости на неожиданный  раздражитель // Психофизиология спортивных  и трудовых способностей человека. .[Текст] / Н. Д. Скрябин - Л., 1984. - С. 81-96.

18. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. .[Текст] /.

П. Фресс., М., 1975. С. 111-195.

19. Хорни К.  Женская психология. [Текст] / К. Хорни  - СПб., 1993

20 .Чикер В.  А., Стресс и особенности его  преодоления российскими подростками. // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. .[Текст] / В. А Чикер, Сольц Е. В., Жезмер Н. М., Джос П - СПб., 1998. - С. 19-20.

21. www. vsetesti.ru. - .[Электронный ресурс] Всетесты.ru 

 

Приложение 1

эмоциональность мужчина женщина

Список  испытуемых

Юноши
ФИО Возраст (лет)
1 Паромонов Р.С. 19
2 Семёнов Р.Д. 19
3 Сталин И.В. 19
4 Макеев Е.Н. 19
5 Макаров А.Ю. 20
6 Упрямцев С.В. 18
7 Сталин И.В. 17
8 Никишин А.В. 20
9 Бондаренко Д.А 19
10 Давыдов Е.А. 20
11 Коновалов В.В. 20
12 Кругликов Н.В. 18
13 Рощупкин С.Н. 20
14 Глушков С.А. 20
15 Сухоруких Е.Н. 20
     
Девушки
ФИО Возраст (лет)
1 Безногих Н. 18
2 Леликова К. 19
3 Гуляева Н.В. 19
4 Лиеранова Н. 18
5 Жукова Л.В. 20
6 Резаева Е.В. 20
7 Анохина Е. 19
8 Николаева С. 20
9 ЕТ 20
10 Паничева Л. 19
11 Паршутина Н. 20
12 Дятлова Е.В. 20
13 Гусева О. 20
14 Прошкина И. 19
15 Харченко А.Н. 20

 

Приложение 2 

Методика  диагностики эмоциональности  по Русалову В.М. 

     ФИО_________________________________________________________

     Возраст__________

     Пол___________

     1. Я сильно переживаю, когда сдаю  экзамен менее успешно, чем  ожидал.

     2. Я всегда выполняю свои обещания  независимо от того, удобно мне  это или нет.

     3. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы

     4. Я испытываю неудобство из-за  того, что у меня плохой почерк.

     5. Я переживаю, когда выполняю  задание не так. Как следовало  бы.

     6. Я сильно волнуюсь перед предстоящим  экзаменом.

     7. Я испытываю тревогу, переходя дорогу перед движущимся транспортом.

     8. Я огорчаюсь, когда мне не  удается что-то смастерить самому.

     9. Я сильно волнуюсь перед ответственным  разговором.

     10. Я никогда не опаздывал на  свидание или на работу.

     11. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

     12. Я часто испытываю опасение  от того, что не могу справиться  с работой, требующей умственного  напряжения.

     13. Меня часто огорчают незначительные  ошибки, допущенные при решении  какой-либо задачи.

     14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.

     15. Я – ранимый человек.

     16. Когда я выполняю работу, требующую  тонкой координации движений, я  испытываю некоторое волнение. 

     17. Я переживаю, когда меня не  понимают при разговоре.

     18. Бывает, что я говорю о вещах,  в которых не разбираюсь. 

     19. Я часто не могу заснуть  от того, что не могу найти  решение какой-либо проблемы. 

     20. Я сильно волнуюсь, когда мне  приходится выяснять отношения  с друзьями.

     21. В разговоре я легко обижаюсь  по пустякам.

     22. У меня портится настроение, когда  я долго не могу решить какую-либо  проблему.

     23. Меня огорчает то, что я физически  менее развит, чем хотелось бы.

     24. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

     25. У меня бывают мысли, которые  мне не хотелось бы сообщать окружающим. 

     26. Я склонен преувеличивать свои  неудачи, связанные с умственной  деятельностью.

     27. В ручном труде меня раздражают  малейшие неполадки.

     28. У меня часто портится настроение  из-за того, что сделанная мною  вещь оказывается не совсем  удачной.

     29. Иногда я преувеличиваю негативное  отношение к себя со стороны  своих близких. 

     30. Приступая к решению даже несложной  задачи, я испытываю чувство неуверенности.

     31. Я иногда сплетничаю.

     32. Я переживаю из-за того, что  у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.

     33. Я испытываю досаду, когда у  меня не хватает ловкости в  спортивных играх на отдыхе.

     34. Я легко обижаюсь, если мне  указывают мои недостатки.

     35. Меня огорчает, что я недостаточно  хорошо владею ремеслом (рукоделием).

     36. Я сильно волнуюсь во время  экзамена.

     37. Я основательно планирую предстоящую  умственную работу, чтобы избежать  возможных ошибок.

     38. Когда я что-то мастерю, я  обращаю внимание даже на незначительные  погрешности.

     39. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

     40. Я не стараюсь избегать конфликтов.

     41. Я нуждаюсь в людях, которые  меня ободряют и утешают.

     42. Я испытываю чувство обиды  от того, что окружающие меня  люди, как мне кажется, обходятся  со мной хуже, чем следовало бы. 

Информация о работе Особенности эмоциональной зависимости