Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:11, дипломная работа
Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.
Введение
1 Личностное развитие детей-инвалидов с нарушением зрения
1.1 Особенности развития детей-инвалидов при нарушениях зрения
1.2 Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
2 Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению
2.1 Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению
2.2 Анализ, сравнение полученных результатов
2.3 Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Результативный компонент данной модели должен отражать развитие (наличие положительной динамики) когнитивного и эмоционального компонентов самооценки лиц с нарушениями зрения и повышение степени ее реалистичности как у группы школьников в целом, так и у каждого отдельно взятого ученика.
Реализация данной модели позволит добиться нормализации самооценки лиц с нарушениями зрения и будет позитивно влиять на межличностное общение и на успешность их социальной интеграции.
Заключение
Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что данное учение составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья.
Особое значение изучение формирования адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.
В данной работе рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные личностному развитию детей – инвалидов по зрению, выделены основные подходы к изучению данного феномена, а так же проанализировано содержание понятий «самооценка» и «уровня притязаний».
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Личностное развитие незрячего подростка происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип.
Индивидуальные психологические особенности, выявленные при исследовании личности подростка со зрительным дефектом, можно объяснить условиями обучения и воспитания, которые отличаются от тех же условий зрячих.
Дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась.
Анализ полученных данных показывает, что как здоровые подростки, так и подростки с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний. У здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями. Статистически достоверные данные получены по факторам здоровья, уверенности в себе и по показателям внешности. Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах.
Чтобы предотвратить формирование у подростка с ограниченными возможностями негативной Я-концепции, психологу, ведущему психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие практические рекомендации:
- развивать у подростков с ограниченными возможностями активный познавательный интерес;
- добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от преодоления трудностей;
- соизмерять нагрузки с умственными и физическими возможностями подростка;
- расширять социальные контакты подростка с ограниченными возможностями;
- способствовать развитию самостоятельности, меньшей зависимости от окружающих;
- укреплять веру в свои силы, обеспечив возможность, проявлять себя в практической деятельности.
Результаты данного исследования могут быть использованы в курсах лекций по психологии развития нормального и аномального ребенка, в спецкурсах о развитии личности детей с сенсорными нарушениями и др., а также в консультативной работе с педагогами, родителями и учащимися специальных школ-интернатов. Данные исследования имеют значение для разработки программ реабилитации незрячих и их интеграции в общественную жизнь.
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Авторитарность (автократичность) | Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление к самостоятельности. |
2 | Депривация сенсорная | продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (-> психология экстремальная). |
3 | Динамическое Я | то, каким субъект намерен стать |
4 | Идеальное Я | то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные. |
5 | Критерий Стьюдента | критерий, позволяющий проверять гипотезу о том, что две выборки х1…хn и у1…имеют одинаковую дисперсию, он основывается на рассмотрении отношения дисперсии двух эмпирических распределений. Если F=|D1/D2| принадлежит доверительному интервалу распределения Фишера, то гипотеза о равенстве дисперсии для двух выборок считается состоятельной. |
6 | Реальное Я | представление о себе в настоящем времени. |
7 | Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. |
8 | Самосознание | осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. |
9 | Социальное Я | соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр. |
10 | Способность | определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. |
11 | Тифлопсихология (психология слепых) | раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением. |
12 | Ум | обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). |
13 | Уровень притязаний | понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. |
14 | Физическое Я | схема собственного тела. |
15 | Фрустрация | психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. |
16 | Характер | в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. |
17 | Я-концепция | относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. |
Список использованных источников
1 Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии [Текст] : учебное пособие / Г.В. Акопов. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с. – ISBN 5–7971–0548–7.
2 Белобыркина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников [Текст]: учебное пособие /О.А. Белобыркина. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с. – ISBN 5–8412–0256–3.
3 Бороздина, Л.В. Что такое самооценка [Текст] : учебное пособие / Л.В. Бороздина. - СПб.: Питер, 2004. – 264 с. – ISBN 5–8432–0289–3.
4 Гордеева, О.В. Представления о самосознании [Текст] : учебное пособие / О.В. Гордеева. – М.: Педагогика, 2003. – 241 с. – ISBN 5–8577–0596–0.
5 Гримак, Л.П. Общение с собой: начало психологии активности [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.П. Гримак. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2005. – 241 с. – ISBN 5–85476–039–7.
6 Ермолова, Т.В. Временной аспект образа себя у старших школьников [Текст]: учебное пособие / Т.В. Ермолова. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2003. – 280 с. – ISBN 5–8474–0571–0.
7 Если ваш ребенок не такой как другие [Текст] : учебное пособие / О.И. Волжина. - Харьков, 2004. – 204 с. – 213 с. – ISBN 5–8707–0582–3.
8 Каган, ВЕ. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у подростков [Текст]: учебное пособие /В.Е. Каган. – СПб.: Питер, 2003. – 344 с. – ISBN 5–8425–05719–4.
9 Карцева, К.Л. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ [Текст]: учебное пособие /К.Л. Карцева. – М.: Просвещение, 2005. – 138 с. – ISBN 5–8666–0581–0.
10 Кон, И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание [Текст]: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с. – ISBN 5–8415–0538–0.
11 Кон, И.С. Открытие Я. [Текст] : учебное пособие /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2004. – 362 с. – ISBN 5–8433–0549–0.
12 Лакосина, Н.Д. Медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Д. Лакосина. – СПб.: Питер, 2006. – 534 с. – ISBN 5–503–15984–0.
13 Латова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб [Текст] : учебное пособие / И.П. Латова. – СПб.: Питер, 2003.– 285 с. – ISBN 5–433–15023–0.
14 Лучшие психологические тесты [Текст] : учебное пособие / – СПБ.: Алетейя, 2004. – 408 с. – ISBN 5–403–15689–0.
15 Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитию [Текст] : учебное пособие / И.И. Мамайчук. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 302 с. – ISBN 5–568–16024–0.
16 Менделевич, В.Д. Клиническая психология [Текст] : учебник / В.Д. Менделевич. – СПб.: Алетейя, 2005. – 417 с. – ISBN 5–476–15809–0.
17 Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] : учебник / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с. – ISBN 5–567–16023–0.
18 Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека [Текст] : учебное пособие / А.Б. Орлов. – СПб.: Мирт, 2006. – 197 с. – ISBN 5–501–15982–0.
19 Первин, Л. Психология личности: теория и исследования [Текст] : учебное пособие / под ред. B.C. Магуна. – М.: Педагогика, 2003. – 165 с. – ISBN 5–436–15030–0.
20 Психология [Текст] : учебник / Под. общ. ред . В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с. – ISBN 5–422–15016–0.
21 Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] : учебное пособие / Пер. с англ. Т. Рожковой. – М.: МЕДпресс, 2004. – 432 с. – ISBN 5–413–15689–0.
22 Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. [Текст] : учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. – ISBN 5–499–15979–0.
23 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] : учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с.– ISBN 5–571–16027–0.
24 Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] : учебное пособие / Г.А. Цукерман. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с. – ISBN 5–421–15697–0.
25 Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие / Е.С. Шильштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 245 с. – ISBN 5–438–15032–0.
Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов