Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Содержание

Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный).docx

— 87.48 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра общей и клинической  психологии

 

 

 

 

4 курс

 

4 группа

 

 

 

Особенности отношения к родителям детей  из полных и неполных семей

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3                                                                                                         

 

Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях

1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка............................6

1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы ……………………11

1.3 Полная и неполная семья…………………………………………………..15

1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек……………………17

1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………19

Выводы………..…………………………………………………………………24

Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях

2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования………………………………….25

2.2 Методики исследования, анализ результатов……………………………26

Выводы…………………………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………..34

Библиографический список……………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                      «Воспитание – это прежде всего  человековедение.

                                         Без знания ребенка – его  умственного развития,

                                       Мышления, интересов, увлечений,  способностей,

                                              Задатков, наклонностей – нет  воспитания.”

                                                                          В.А. Сухомлинский

 

Семья –  это ячейка общества. Именно в семье  закладывается фундамент будущего – дети, именно там мужчина и  женщина решают, иметь ли детей, в  каком количестве и каким образом  их воспитывать. Существует и другой вариант появления детей на свет – не в семье, а у матери-одиночки.

Развитие, формирование личности каждого ребенка зависит  от влияния окружающей его среды. Очень часто это влияние в  детские годы играет решающую роль во всей дальнейшей судьбе человека. Дети наряду с физическими потребностями обладают потребностями психического характера, удовлетворение которых очень важно для общего развития.

Семья является одним из самых важных и влиятельных  факторов социализации ребенка. Поэтому  семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий  ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Психические потребности ребенка лучше всего  удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет  ребенку не только оптимальные возможности  для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся  социальные отношения, создает предпосылки  для его социализации. Ребенок  учится реагировать на постоянно  изменяющиеся социальные ситуации. С  помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит  опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и  здоровая самоуверенность, вытекающая из крепкого единства чувств в семье, облегчает социальную адаптацию  в детстве, способствует последующему взрослению и возмужанию. Различные  трудности, возникающие у взрослого  человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что  эти люди в детские годы жили в  конфликтующей, холодной атмосфере  или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания [17].

Каждому ребенку  в первую очередь нужна мать или  человек, полностью ее заменяющий. Потребность  ребенка постоянно испытывать положительное  чувство к одному и тому же человеку, как правило, удовлетворяет мать. Ребенок нуждается также в  окружающей среде, которую он постепенно познает, начинает понимать и ориентироваться  в ней. В самом раннем возрасте этой средой для ребенка является семья. Со временем его окружение растет, однако очень важно для человека то чувство сопричастности с близкими людьми, которое формирует семья. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые бы принимали его как личность, с которыми бы он жил одними интересами[26].

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7].

Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие [7,8, 9, 12, 24, 28].Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [7,8, 9]. М.А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи.

Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.

Предметом исследованияявляетсяэмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Объект – эмоциональное отношение.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать  следующие задачи:

- раскрыть  влияние стилей родительского  отношения на формирование личности  ребенка; 

- изучить  особенности характера детей  из неполных семей;

- охарактеризовать  условия, способствующие правильному  воспитанию детей из неполных  семей; 

- раскрыть  методы психологической помощи  неполной семье в воспитании  детей; 

В процессе исследования мною будут использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о составе семьи, методики «Рисунок семьи»,  «Семья животных», «Круги», статистические методы обработки полученных данных.

Базой исследования выступила средняя школа2 г. Береза Березовского района Брестской области. Исследование проводилось в январе 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

ПРОБЛЕМАТИКА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ  В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

 

1.1 СЕМЬЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 

Слово «семья»  имеет несколько значений, и, несмотря на то, что значение этого слова охватывает разные области, тонкой нитью проходит одно – это группа чего-то или кого-то, объединенного общей связью.

Семья –  основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность  [17].

Семья –  это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

То, что  ребенок в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются  основы личности ребенка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как личность.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие  на личность ребенка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей –  матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И  вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести  столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание  — это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой — только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают  оба, то есть все, кто участвует в  воспитательном процессе. Основа воспитания — это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания — это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя  и воспитуемого [29].

Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок  видит, что его мама и папа, которые  каждый день твердят ему, что лгать  нехорошо, сами того не замечая, отступают  от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Вопрос  о природе родительских чувств с  точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители главные и естественные воспитатели ребенка, их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжение рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств — не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Так что же такое родительство? Спонтанные родительские чувства — любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе [22]

Родительская  любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль  всей его жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому, что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования.Каковы реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Первые психологические и социологические исследования,   убедительно   показавшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый»,«некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто   имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности  и чаще встречаются   невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, опять же особенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость, и т. д.

Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д. и т. п.

Оценивая  потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать   множество   автономных  факторов и ограничивающие эффективность родительского воспитания.

  1. Возраст ребенка. В раннем детстве   ключевой   фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.
  2. Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное   окружение важнее, чем для девочек.
  3. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, 
    так и вне ее.

4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный   исторический   период (например, как велики различия в условиях жизни и ценностных ориентациях родительского поколения и поколения детей).

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их социально-психологических последствий.  

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторные механизмы самой социализации,   уравновешивающие   или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждается, родители все делают сами[41].

Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей