Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?
Традиционно
принято считать, что неполной называется
такая семья, которая состоит
из одного родителя с одним или
несколькими
Неполная
семья образуется, как правило, вследствие
расторжения брака, внебрачного
рождения ребенка, смерти одного из родителей
или раздельного их проживания. В
связи с этим необходимо выделять
следующие разновидности
В условиях
современной действительности неполная
семья в большинстве случаев
состоит из матери с ребенком или
несколькими детьми, то есть является
по сути материнской. В этой связи
мы будем рассматривать
Классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой[28]. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений "мать – ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношенийв общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.
Другим стилем отношений "мать – ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности.
Следующим стилем отношений "мать-ребенок" является соперничество.При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.
Последний стиль
отношений, который был предложен
Е.Т. Соколовой, являетсяпсевдосотрудничество.
При данном стиле мать и ребенок проявляют
эгоцентризм. Мотивация совместных решений
не деловая, а игровая (эмоциональная).
Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать – ребенок".Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.
В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при данном стиле воспитания.
Таким образом, проведенный анализ литературы по данному вопросу позволяет нам еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей.
1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. в широком смысле пол – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида.
Кон писал, что в любом человеческом обществе
б) от разнополых
детей ожидают разного
Какую же роль в формировании, закреплении и изменении половых различий играет воспитание детей?
Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой ролимальчика и девочки.
Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются.Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3—4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6—7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.
Семья – первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.
Самые общие черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка.
В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность – с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью [14].
Таким образом, мальчикам начиная с раннего детства, предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков — к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.
1.5ВЛИЯНИЕ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
НА ПОВЕДЕНИЕ И
МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам.
Но если в
семье только один родитель? Каковы
социально-психологические
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю[17].
Мы знаем,
что ребенку нужны оба - отец и
мать. Маленький ребенок, у которого
нет того или другого, настойчиво
требует у оставшегося родителя
найти ему недостающего. Но самое
примечательное - это то, что ребенок
может создать себе родителя, отвечающего
многим его потребностям. Если ребенок
продолжает видеться с ушедшим родителем
или просто хорошо его помнит, то
он может общаться с этим родителем
в своем воображении в
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
б)недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
в) затруднений обучения детьми навыкам общения с представителями противоположного пола;
г) формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Уже в первые
месяцы жизни ребенка отец по-разному
играет с мальчиком и девочкой,
тем самым начинает формировать
их половую идентичность. Первые пять
лет жизни играют определяющую роль
в развитии черт мужественности у
мальчика и в установлении в будущем
гетеросексуальных отношений у
девочки. Поэтому, чем дольше в этот
период ребенку придется жить без
отца и никакой другой мужчина
не послужит эффективной его заменой,
тем серьезнее могут оказаться
трудности половой
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины[каган].
В развитии
девочки отец играет также важную
роль. Для нее он мужчина номер
один, его черты, особенности поведения,
нюансы взаимоотношений запоминаются
порой на бессознательном уровне
и становятся образцом, к которому
впоследствии будут притягиваться
все типы отношений будущей женщины
с мужчинами. Дефицит мужского влияния
в ходе взросления девочки существенно
затрудняет ее развитие как будущей
женщины, осложняет формирование у
нее навыков межполового
Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей