Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Содержание

Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный).docx

— 87.48 Кб (Скачать документ)

 

Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит  из одного родителя с одним или  несколькими несовершеннолетними  детьми[27]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная  семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного  рождения ребенка, смерти одного из родителей  или раздельного их проживания. В  связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные  и распавшиеся. В зависимости  от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские  и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев  состоит из матери с ребенком или  несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи  мы будем рассматривать особенности  материнско-детских отношений и  их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка [17].

Классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой[28]. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений "мать – ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношенийв общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

Другим стилем отношений "мать – ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Следующим стилем отношений "мать-ребенок" является соперничество.При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль  отношений, который был предложен  Е.Т. Соколовой, являетсяпсевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля  родительского отношения "мать –  ребенок".Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.

В неполных семьях особенно важно создать у  ребенка уверенность в том, что  его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при  данном стиле воспитания.

Таким образом, проведенный анализ литературы по данному  вопросу позволяет нам еще  раз убедиться в том, насколько  велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики  ребенка. В неполных семьях вопросу  воспитания ребенка необходимо уделять  значительно больше внимания, так  как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка  ложится на плече одного из родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

 

Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. в широком  смысле пол – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих  и социальных признаков, на основании  которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида.

Кон писал, что  в любом человеческом обществе

    1. мальчики и девочки ведут себя по-разному;

б) от разнополых детей ожидают разного поведения  и по-разному обращаются с ними.

Какую же роль в формировании, закреплении и  изменении половых различий играет воспитание детей?

Первичная половая  социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой ролимальчика и девочки.

Первичная половая идентичность, осознание  своей половой принадлежности формируется  у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются.Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3—4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6—7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.

Семья –  первый по времени и наиболее близкий  к ребенку воспитатель.

Самые общие  черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка  признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка.

В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность  ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность – с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью [14].

Таким образом, мальчикам начиная с раннего детства, предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков — к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5ВЛИЯНИЕ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

НА ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

 

Родительская  любовь – это одна из самых больших  человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный  путь малышам и подросткам, мальчикам  и девочкам.

Но если в  семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия  воспитательного влияния такой  семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом  развитии и личностном становлении  ребенка зависит не только от наличия  одного либо двух родителей. Принципиально  важно как складываются отношения  между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой  форме поддерживаются связи с  родителем, который по той или  иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем  семейного воспитания, отмечают, что  полная семья сама по себе не гарантирует  успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного  формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд  трудностей, с которыми рано или  поздно придется встретиться каждому  одинокому родителю[17].

Мы знаем, что ребенку нужны оба - отец и  мать. Маленький ребенок, у которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Но самое  примечательное - это то, что ребенок  может создать себе родителя, отвечающего  многим его потребностям. Если ребенок  продолжает видеться с ушедшим родителем  или просто хорошо его помнит, то он может общаться с этим родителем  в своем воображении в промежутках  между визитами. Если ребенок не помнит ушедшего родителя, он может  реконструировать его образ из того, что он о нем слышал, из того, чем  он восхищается в знакомых взрослых того же пола, и из тех черт, какие  он хотел бы видеть в этом своем  недостающем родителе. Даже ребенок, который вообще никогда не знал родителей - вследствие их смерти или своего незаконного  рождения, - создает в своем воображении  живые образы обоих, созданные из элементов знакомых ему людей  или тех, о ком он читал. И этих созданных его воображением родителей  он может описать во многих подробностях и со многими деталями[25].

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется  в виде:

    1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

б)недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

в) затруднений обучения детьми навыкам общения с представителями противоположного пола;

г) формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень  важно, чтобы в его окружении  начиная с раннего детства, встретились  оба типа мышления: и мужской, и  женский. Отсутствие отца в семье, с  чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так  и девочек.

Наличие мужчины  в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и  на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик  бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать  этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических  успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка  к учебе.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному  играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать  их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у  мальчика и в установлении в будущем  гетеросексуальных отношений у  девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без  отца и никакой другой мужчина  не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться  трудности половой идентификации.

Наиболее  успешно дети усваивают ту или  иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек  это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины[каган].

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер  один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться  все типы отношений будущей женщины  с мужчинами. Дефицит мужского влияния  в ходе взросления девочки существенно  затрудняет ее развитие как будущей  женщины, осложняет формирование у  нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей