Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Содержание

Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный).docx

— 87.48 Кб (Скачать документ)

Отсутствие  отца в семье или человека, его  заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении  как антагонистически противоположном  женскому. Дефицит мужского влияния  в детстве может привести к  возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Результатом издержек материнского воспитания в  неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный  фон создает мать, поддерживая  благоприятную семейную атмосферу  понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции  нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

Таковы некоторые  психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для  всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные  с влиянием складывающихся в ней  отношений на процесс психического развития и личностного становления  ребенка [17].

Что касается отношений матери-одиночки с дочерью, то в чем-то эти проблемы будут  подобны тем, что возникают с  сыновьями, а в чем-то различны. Мать чувствует меньше сомнений в своей  способности воспитывать дочь без  отца, поскольку она уже выучила  все, что надо знать о том, как  растут девочки, ибо сама таковой  была. Это уже само по себе преимущество, ибо уверенный в себе родитель с большей легкостью проводит воспитательный процесс, нежели сомневающийся, мнительный и тревожный. А девочка  на протяжении всего своего детства  будет иметь перед глазами  образец для подражания, в соответствии с которым и будет себя формировать.

Точно так  же важно, как мать себя ведет по отношению к другим мужчинам, контактирующим с семьей, - по службе или в неформальной обстановке. Если мать своим поведением и своими речами дает понять, что  считает всех мужчин эгоистическими животными, не достойными никакого доверия - только потому, что обожглась на одном из них, - то ее дочь тоже может  заразиться таким отношением и, когда  вырастет, будет ожидать не лучшего, а худшего. Несомненно, со стороны  матери будет весьма разумно поддерживать любые контакты с семьями, в которых  есть отцы, - с семьями знакомых, родственников  и соседей, - чтобы ее дочь могла  при случайных встречах поближе  с ними познакомиться. В противном  случае образ мужчины в голове девочки может стать нереальным, слишком идеализированным или, наоборот, пугающим. Поскольку разведенные  или овдовевшие матери довольно часто  снова переселяются к своим родителям  или, по крайней мере, гораздо чаще их посещают, то девочка или мальчик  может очень эффективно использовать любящего дедушку для создания образа доброго отца и установить с ним  отношения по типу ребенок-отец.

Есть еще  вопрос, как влияет на ребенка ситуация, когда овдовевшая или разведенная  мать начинает встречаться с другим мужчиной и обдумывает новое замужество.

Ребенок тоже нуждается в определенном периоде  приспособления к новой ситуации после того, как отец ушел из дома, чтобы понять, что мать все так же с ним, как и раньше, да и отец для него не потерян абсолютно. Если мать тут же начнет встречаться с новым мужчиной или с несколькими, то ребенок придет к выводу (а он все еще чувствует, что его отец и мать - это одно целое), что ее любовь мелка, ненадежна и неразборчива. Так что мать должна проявлять благоразумие и осторожность, особенно на первых порах.

Очень часто  случается, что маленькие дети сами рано или поздно помогают матери в  этом вопросе, спрашивая, почему она  не заведет нового папу. (Для ребенка  может оказаться более привлекательной  сама идея, нежели действительное ее воплощение.) Мать тогда может ответить, что, возможно, она со временем так и сделает, когда на горизонте появится человек, которого и она, и ребенок смогут полюбить, или же заявить, что у  нее на работе как раз есть очень  приятный сотрудник, которого она хотела бы пригласить на обед. Ну, а дальше - по ситуации. В одном случае мать с ребенком и новый мужчина  начинают чувствовать, что любят  друг друга, невзирая на то, что поначалу могут возникать недоразумения  и вспышки ревности с той или  иной стороны. В другом случае, если ухажер невзлюбит ребенка или  же ревность ребенка к нему возбуждает цепную реакцию обид и ссор между  матерью и кандидатом в мужья, то есть все причины не торопиться и поискать совета в семейной консультации. Может оказаться, что предполагаемый новый брак имеет неплохие перспективы, но просто ребенку нужна помощь детского психолога, главным образом для  того, чтобы преодолеть его собственнический инстинкт по отношению к матери [25].

Атмосфера в  семье является основополагающим для  дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья  или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для  будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что  сможет вынести ребенок для построения своей семьи.

Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например, отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей  половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит  от состава семьи и влияния  матери или отца на формирование у  ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного  воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и  нравственные ценности,  обеспечив  достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми  для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия  одного или обоих родителей. Это  влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 

2.1 ГИПОТЕЗЫ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Изучив литературу по данному вопросу была сформирована данная гипотеза: дети из полных  и  неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение  мальчиков и девочек к родителям. Был рассмотрен наиболее яркий пример неполной семьи – ребенок и  мать-одиночка. Такая мать  не может  полностью восполнить отсутствие отца, в силу чего возможны некоторые недостатки в воспитании. Например, может наблюдаться  гиперопека со стороны матери или  гиперкомпенсация, воспитание в мальчике феминных качеств, а в девочке  – маскулинных.

Задачи:

      1. с помощью метода анализируемой документации выявить группы испытуемых: из полной и из неполной семьи;
      2. изучить отношение детей к родителям с помощью методик «Круги», «Рисунок семьи», «Семья животных».

Исследование  проводилось в 1 классе СШ 2 г. Береза.

Объект исследования – 31 детей, 6-7 лет.

- из полной  семьи  – 29 человек

- из неполной  семьи  – 2 человек

На основании  изученной документации (классного  журнала)и из беседы с учителем было выделено 4 группы детей:

  1. мальчики из полной семьи – 14
  2. мальчики из неполной семьи – 1
  3. девочки из полной семьи – 15
  4. девочки из неполной семьи – 1

Со слов учителя  дети из неполных семей:

         Ирина – воспитывается одной  матерью, которая состоит в  разводе с отцом более 2-х  лет. Мать много работает и  мало времени проводит с ребенком, отношения с бывшим супругом  отрицательные. 

  Евгений  – живет с матерью, родным  братом и сестрой, родители  – в разводе. Отец принимает  участие в воспитании, однако  вызывает у мальчика отрицательные  эмоции.

 

 

 

 

 

           2.2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».

1. Методика «Круги»

Данная методика предлагает выявить у ребенка  отношение к себе (самооценку) и  взаимоотношения с родителями и  с мальчиками и девочками своего класса.

Оборудование: лист А4, на котором изображены 5 рядов  по 8 кругов в каждом, ручка.

1 ряд –  самооценка,

2 ряд –  мама,

3 ряд –  папа,

4 ряд –  мальчики,

5 ряд –  девочки.

Инструкция: где здесь ты? В каком кружочке находишься ты?

При обработке  результатов подсчитывалось среднее  арифметическое по данным показателям  у мальчиков и девочек относительно каждого ряда.

Средний ранг высчитывался по формуле

 

Таблица 1

 

Результаты  методики «Круги»

 

 

Девочки

(15 человек)

Мальчики 

(14 человек)

Дети (2 чел.) из

неполных семей

положит.отношение 

(кол-во испытуем.)

отрицат. отношение 

(кол-во испытуем.)

положит.отношение 

(кол-во испытуем.)

отрицат. отношение 

(кол-во испытуем.)

 

положит.отношение 

 

отрицат. отношение 

Самооценка

8

7

7

7

Д

М

Отношения

с мамой

8

7

7

7

МД

 

Отношения

с папой

8

7

8

6

Д

М

Отношения с мальчиками

8

7

14

-

МД

 

Отношения с девочками

9

6

8

6

МД

 

В среднем

8 чел.

7 чел.

8 чел.

6 чел.

   

Средний ранг

 

5,8

 

13,6

 

6,1

 

10,7

 

13

 

6,5


 

В таблице 1 приведены данные, которые указывают  на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения  с окружающими положительные, у  остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с  отцом. Однако мальчик из неполной семьи  показал низкую самооценку, близкие  отношения с девочками и отрицательные  – с отцом.

Эти тесты  предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика «Рисунок семьи»

Цель: выявить  особенности семейных взаимоотношений  в восприятии ребенка.

Оборудование: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй  на этом листе всю свою семью.

При анализе  обращалось внимание на:

- состав  семьи (все ли члены семьи  изображены, есть ли лишние);

- размер  рисунка;

- расположение  на листе;

- цветовая  гамма;

- дополнительные  детали;

- агрессивные  детали.

 

Таблица 2

Анализ результатов  «Рисунок семьи»

 

Дети из

полной семьи 

(29 человек)

Дети из

неполной семьи

(2 человека)

девочки (15)

мальчики (14)

девочка

Мальчик

Общее впечатление

Положительное

Отрицательное

Расположение:     

В центре

 

10

 

6

 

+

 

   Сверху

-

4

 

+

   Снизу

5

4

   

Реальный состав семьи

15

14

оба нарис. Папу

Размер персонажей:

   Больше папа

 

8

 

8

 

 

+

   Больше мама

-

-

   

   Больше сам ребенок

-

2

   

   Мелко сам ребенок

3

-

   

   Все наравне

3

2

+

 

Очередность:  

   Мама

 

14

 

6

 

+

 

   Папа

-

7

   

   Сам ребенок

-

-

 

+

   Другие 

1

1

   

Расположение относительно друг друга:

   Держатся за руки

 

 

-

 

 

-

   

   Ребенок между родителями

 

-

 

1

   

   Плотное расположение

14

11

   

   Каждый сам по себе

-

2

+

+

   Ребенок отдельно ото всех

1

-

   

Детализированность:

   Одинаково 

 

15

 

14

   

   У кого-либо больше

-

-

+

+

Детали головы:

   Неаккуратная прическа

 

-

 

1

   

   Увеличенные глаза

-

1

 

+

   Суженные зрачки

-

-

   

   «пустые» глаза

-

1

+

 

   Открытый рот

-

-

   

Стирание 

-

1

 

+

Цвет:

   Яркий и многоцветный

 

14

 

11

 

 

+

   Единая цветовая гамма

1

3

+

 

Аккуратность выполнения:

   Тщательно и аккуратно

 

14

 

-

 

+

 

   Аккуратно часть персонажей

 

1

 

5

   

   Небрежно 

-

9

 

+

Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей