Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Отсутствие
отца в семье или человека, его
заменяющего, сказывается на развитии
личности мужского самосознания мальчиков.
Воспитывающиеся без отца мальчики
либо усваивают женский тип
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
Таковы некоторые
психологические особенности
Что касается отношений матери-одиночки с дочерью, то в чем-то эти проблемы будут подобны тем, что возникают с сыновьями, а в чем-то различны. Мать чувствует меньше сомнений в своей способности воспитывать дочь без отца, поскольку она уже выучила все, что надо знать о том, как растут девочки, ибо сама таковой была. Это уже само по себе преимущество, ибо уверенный в себе родитель с большей легкостью проводит воспитательный процесс, нежели сомневающийся, мнительный и тревожный. А девочка на протяжении всего своего детства будет иметь перед глазами образец для подражания, в соответствии с которым и будет себя формировать.
Точно так
же важно, как мать себя ведет по
отношению к другим мужчинам, контактирующим
с семьей, - по службе или в неформальной
обстановке. Если мать своим поведением
и своими речами дает понять, что
считает всех мужчин эгоистическими
животными, не достойными никакого доверия
- только потому, что обожглась на
одном из них, - то ее дочь тоже может
заразиться таким отношением и, когда
вырастет, будет ожидать не лучшего,
а худшего. Несомненно, со стороны
матери будет весьма разумно поддерживать
любые контакты с семьями, в которых
есть отцы, - с семьями знакомых, родственников
и соседей, - чтобы ее дочь могла
при случайных встречах поближе
с ними познакомиться. В противном
случае образ мужчины в голове
девочки может стать
Есть еще вопрос, как влияет на ребенка ситуация, когда овдовевшая или разведенная мать начинает встречаться с другим мужчиной и обдумывает новое замужество.
Ребенок тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации после того, как отец ушел из дома, чтобы понять, что мать все так же с ним, как и раньше, да и отец для него не потерян абсолютно. Если мать тут же начнет встречаться с новым мужчиной или с несколькими, то ребенок придет к выводу (а он все еще чувствует, что его отец и мать - это одно целое), что ее любовь мелка, ненадежна и неразборчива. Так что мать должна проявлять благоразумие и осторожность, особенно на первых порах.
Очень часто
случается, что маленькие дети сами
рано или поздно помогают матери в
этом вопросе, спрашивая, почему она
не заведет нового папу. (Для ребенка
может оказаться более
Атмосфера в
семье является основополагающим для
дальнейшего адекватного
Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например, отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
ВЫВОДЫ
Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.
Глава 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 ГИПОТЕЗЫ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучив литературу
по данному вопросу была сформирована
данная гипотеза: дети из полных и
неполных семей воспитываются по-
Задачи:
Исследование проводилось в 1 классе СШ 2 г. Береза.
Объект исследования – 31 детей, 6-7 лет.
- из полной семьи – 29 человек
- из неполной семьи – 2 человек
На основании изученной документации (классного журнала)и из беседы с учителем было выделено 4 группы детей:
Со слов учителя дети из неполных семей:
Ирина – воспитывается одной
матерью, которая состоит в
разводе с отцом более 2-х
лет. Мать много работает и
мало времени проводит с
Евгений
– живет с матерью, родным
братом и сестрой, родители
– в разводе. Отец принимает
участие в воспитании, однако
вызывает у мальчика
2.2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».
1. Методика «Круги»
Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего класса.
Оборудование: лист А4, на котором изображены 5 рядов по 8 кругов в каждом, ручка.
1 ряд – самооценка,
2 ряд – мама,
3 ряд – папа,
4 ряд – мальчики,
5 ряд – девочки.
Инструкция: где здесь ты? В каком кружочке находишься ты?
При обработке
результатов подсчитывалось среднее
арифметическое по данным показателям
у мальчиков и девочек
Средний ранг высчитывался по формуле
Таблица 1
Результаты методики «Круги»
Девочки (15 человек) |
Мальчики (14 человек) |
Дети (2 чел.) из неполных семей | ||||
положит.отношение (кол-во испытуем.) |
отрицат. отношение (кол-во испытуем.) |
положит.отношение (кол-во испытуем.) |
отрицат. отношение (кол-во испытуем.) |
положит.отношение |
отрицат. отношение | |
Самооценка |
8 |
7 |
7 |
7 |
Д |
М |
Отношения с мамой |
8 |
7 |
7 |
7 |
МД |
|
Отношения с папой |
8 |
7 |
8 |
6 |
Д |
М |
Отношения с мальчиками |
8 |
7 |
14 |
- |
МД |
|
Отношения с девочками |
9 |
6 |
8 |
6 |
МД |
|
В среднем |
8 чел. |
7 чел. |
8 чел. |
6 чел. |
||
Средний ранг |
5,8 |
13,6 |
6,1 |
10,7 |
13 |
6,5 |
В таблице 1
приведены данные, которые указывают
на то, что у равного количества
мальчиков и девочек
Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].
2. Методика «Рисунок семьи»
Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Оборудование: лист А4, цветные карандаши.
Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.
При анализе обращалось внимание на:
- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);
- размер рисунка;
- расположение на листе;
- цветовая гамма;
- дополнительные детали;
- агрессивные детали.
Таблица 2
Анализ результатов «Рисунок семьи»
Дети из полной семьи (29 человек) |
Дети из неполной семьи (2 человека) | |||
девочки (15) |
мальчики (14) |
девочка |
Мальчик | |
Общее впечатление |
Положительное |
Отрицательное | ||
Расположение: В центре |
10 |
6 |
+ |
|
Сверху |
- |
4 |
+ | |
Снизу |
5 |
4 |
||
Реальный состав семьи |
15 |
14 |
оба нарис. Папу | |
Размер персонажей: Больше папа |
8 |
8 |
+ | |
Больше мама |
- |
- |
||
Больше сам ребенок |
- |
2 |
||
Мелко сам ребенок |
3 |
- |
||
Все наравне |
3 |
2 |
+ |
|
Очередность: Мама |
14 |
6 |
+ |
|
Папа |
- |
7 |
||
Сам ребенок |
- |
- |
+ | |
Другие |
1 |
1 |
||
Расположение относительно друг друга: Держатся за руки |
- |
- |
||
Ребенок между родителями |
- |
1 |
||
Плотное расположение |
14 |
11 |
||
Каждый сам по себе |
- |
2 |
+ |
+ |
Ребенок отдельно ото всех |
1 |
- |
||
Детализированность: Одинаково |
15 |
14 |
||
У кого-либо больше |
- |
- |
+ |
+ |
Детали головы: Неаккуратная прическа |
- |
1 |
||
Увеличенные глаза |
- |
1 |
+ | |
Суженные зрачки |
- |
- |
||
«пустые» глаза |
- |
1 |
+ |
|
Открытый рот |
- |
- |
||
Стирание |
- |
1 |
+ | |
Цвет: Яркий и многоцветный |
14 |
11 |
+ | |
Единая цветовая гамма |
1 |
3 |
+ |
|
Аккуратность выполнения: Тщательно и аккуратно |
14 |
- |
+ |
|
Аккуратно часть персонажей |
1 |
5 |
||
Небрежно |
- |
9 |
+ |
Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей