Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявление особенностей отношения к родителям детей из полных и неполных семей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Содержание

Введение
Глава 1 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
1.1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
1.2 Особенности отношения и поведения мамы и папы
1.3 Полная и неполная семья
1.4 Психологические особенности мальчиков и девочек
1.5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Выводы
Глава 2 Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
2.1 Гипотезы, задачи, объект исследования
2.2 Методики исследования, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный).docx

— 87.48 Кб (Скачать документ)

 

Данная методика может показать лишь косвенное отношение  родителей к ребенку.

Общее впечатление  говорит о том, что, если отношения  в семье благополучные, то рисунок  производит благоприятное впечатление.

В рисунках детей из полных семей можно отметить благоприятное общее впечатление, отражение в рисунке полного  реального состава семьи (в том  числе домашние животные), расположение в центре (16) у большинства детей говорит о благоприятной атмосфере в семье.

В большинстве  рисунков (16) мама и папа больше и выше детей – это норма, очередность позволяет сделать выводы о том, кто из семьи для ребенка имеет доминирующее значение, в большинстве случаев это мама (20), однако ни один из детей из полной семьи не изобразил себя на первом месте.

Расположение  членов семьи в рисунке – это  эмоциональные контакты, близость, чем дальше друг от друга, тем слабее эмоциональные связи. К счастью, у большинства (25) расположение плотное, что говорит о тесных семейных отношениях. Лишь один мальчик нарисовал себя между родителями – психологическая защищенность.

Одинаковое  количество деталей говорит об идентификации  ребенка с другими членами  семьи. 29 человек из 29 показали это. Дети идентифицируют себя с обоими родителями.

Практически все рисовали без стираний – однозначное  отношение ко всем членам семьи.

Цветовая  гамма рисунка отражает эмоциональную  окраску складывающихся в семье  отношений. Большая часть (25 из 29) разукрасили ярко и разноцветно всех – дружная, сплоченная семья, меньшая часть (4) изобразила всех в 1-2-х цветной гамме – ограниченность эмоциональных отношений.

Тщательность  и аккуратность выполнения (14) – любовное, заботливое отношение ребенка к членам семьи. Аккуратность части персонажей (6) – признак особого расположения именно к этим членам семьи. Небрежность (9) свидетельствует о неблагополучии в данной семье.

 Таким  образом, взаимоотношения в полной  семье в основном благополучные,  тесные, дети имеют более тесную  эмоциональную связь с матерью,  что нормально для данного  возраста, и не отрицают главенствующего  положения отца. Дети идентифицируют  себя с другими членами семьи,  имеют любовные, заботливые отношения.

В рисунках детей из неполных семей отмечается скорее отрицательное общее впечатление. Мальчик нарисовал всех членов семьи  сверху, при этом себя изобразил  на первом месте и выделил себя деталями – это говорит о его  компенсаторно завышенной самооценке. Также он нарисовал больших папу и брата – именно эти члены  семьи имеют доминирующее положение, сестру с мамой он нарисовал вообще последними (особенно, маму). Хотя надо отметить, что все изображенные расположены  плотно – мальчик хочет иметь  тесные контакты со всеми членами  семьи.  Много стираний и исправлений  – напряженная семейная обстановка. Цветовая гамма показала, что самые  близкие отношения у мальчика с сестрой (красный цвет), брат чрезмерно  опекает его (коричневый). Себя и  папу мальчик разукрасил черным цветом. Т.е. к папе – антипатия, неприятие, возможно, страх, к себе – внутренний разлад, кризис, нелюбовь, однако зеленые  полосы свидетельствуют о том, что  мальчик хочет проявить свое «я», быть на ровне со взрослыми, т.е. избавиться от опеки брата и обрести внутреннее спокойствие.

Девочка нарисовала родителей крупнее себя, папу в  коричневом цвете – гиперопека, маму – оранжевого, ближе к коричневому, суженные зрачки – постоянный гнев. Себя девочка изобразила в желтом платье – эмоциональная подвижность, неустойчивость, импульсивность. Родители отделены от девочки стеной – отражение своей отчужденности, изолированности в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика «Семья животных»

Лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально.

Инструкция: нарисуй семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены были разными  животными.

 

Таблица 3

Анализ результатов  «Семья животных»

 

Дети из

полной семьи

Дети из

неполной семьи

 

девочки (15)

мальчики (14)

девочка

Мальчик

Размер животных:

   Мелкие 

 

15

 

13

 

+

 

   Крупные 

-

1

 

+

Нейтральные

7

6

+

+

Хищники

2

6

   

Жертвы 

-

-

   

Холоднокровные 

-

2

   

Теплокровные 

7

-

+

+


 

Изучив данные, было выделено, что многие дети наглядно показывают взаимоотношения в семье  на примере разных видов животных, которые не видно в «Рисунке семьи». Например, вся семья состоит из кошек, а сестра – собачка, или  мама и папа – кошка с собакой.                                         

Таким образом, дети из полных семей рисовали мелких размеров животных, значит, все члены  семьи – равноправные. Половина из них (13) изображала нейтральных животных, другая половина (8) – хищников, но в этом случае вся семья состояла из них, т.е. в семье не было отношений хищник-жертва. Лишь 2 нарисовали холоднокровных (аллигаторы, змея), что говорит об эмоциональной холодности в отношениях. Остальные 6 человек – теплокровных (собаки, кошки, волки, птицы, лисы).

Девочка из неполной семьи нарисовала крупного папу-собаку и мелкую маму-кошку, детей  она не изобразила вообще. Т.е. установленная  ранее отчужденность здесь проявилась в полной мере – отсутствие в семье детей (т.е. себя).

Мальчик из неполной семьи изменил состав семьи  животных (папа-слон, мама-жираф, старшая  сестра-зебра, младшая сестра-фламинго, средний брат-лев) по сравнению с  его семьей (сам мальчик, брат, папа, сестра, мама). Он заменил себя на девочку-сестру. Папа-слон, в черном цвете, мама-жираф -  крупные животные – доминантные  член семьи, оказывающие сильное  давление на ребенка, брат-лев –  сила и активность. Прослеживается похожее настроение: и там и  там – папа с братом – доминирующие члены семьи, причем неприязнь к  папе видна в обоих рисунках; подавление, гиперопека в рисунке семьи выразилась в цветовой гамме и размерах членов семьи, а в рисунке семьи животных – в размерах и видахживотных.

Таким образом, мальчик чувствует себя нелюбимым, ненужным, подавленным, но хочет избавиться от гиперопеки, обрести внутреннее спокойствие и проявить свое «я». Девочка чувствует себя ненужной, изолированной в семье, где родители «как кошка с собакой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  Анализируя  результаты, было выявлено, что 

          1. дети из полных семей:

а) по методике «Круги» располагают себя ближе  к родителям;

б) в методике «Рисунок семьи» изображают реальный состав семьи  с благополучными взаимоотношениями;

в) методика «Семья животных» отобразила равноправных членов семьи.

 

          1. дети из неполных семей:
    1. по методике «Круги» располагают себя ближе к маме (2 из 2), и дальше от папы (1 из 2);

        б) в методике «Рисунок семьи»  изображают нереальный состав  семьи,  изображают папу (2 из 2);

         в) методика «Семья животных»  отобразила неравноправные (1 из 2) и  антагонистические (1 из 2) взаимоотношения  в семье. 

Таким образом, гипотеза в целом подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследуя  вопрос воспитания в полных и неполных семьях как теоретически, так и  практически, был сделан вывод, что  любая семья может быть как  благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений  в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может  быть неполной, но у матери с отцом  отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти  благоприятных условиях. Это вариант  «приходящего» отца. Существует и  другой вариант – отношения с  отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация целиком зависит  от матери, от ее установок на воспитание – если они отрицательные (все  мужики сволочи!), то и у ребенка (девочки) будет формироваться подобное отношение  к мужскому полу, у мальчика –  заниженная самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным  полом. Третий вариант – новый  папа. Если мать сможет создать положительные  отношения в семье, внушить уважение «нового» папы и дать им понять, что  он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут  хорошими.

Однако полная семья не есть залог успешного  воспитания детей. В полной семье, несмотря на присутствие обоих родителей, может наблюдаться авторитарность матери, в такой ситуации даже отец полностью подавлен и нейтрализован, в такой семье мать выполняет  роль обоих родителей. Или семья  полная, а дети чувствуют себя в  ней дискомфортно, или ощущают  отвержение. Или взаимоотношения  родителей строятся на «привычке» совместного  проживания или на накопленных обидах, тогда каждый из них будет пытаться «перетащить» ребенка на свою сторону, негативно отзываясь одругом (чаще всего так поступает мать). Или  же в полной семье неверные межполовые установки в воспитании, которые  тоже дают свои результат в дальнейшем.

Таким образом, можно сказать, что успех воспитания и отношение детей к родителям  зависит не столько от полноты  семьи, сколько от взаимоотношений  в ней. Мать должна выполнять свои, материнские, функции в семье  – быть примером для девочки и  другом для мальчика, создавать уют  и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и поддержку, при этом, не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские обязанности заключаются в обеспечении семьи материальными благами, помня и о своем взносе в личность ребенка. Для детей отец – это прежде всего образец мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном уровне ищет себе подобного в будущем. Отец должен уметь и хотеть делиться с детьми опытом и знаниями, принимать самое активное участие в воспитании. Именно на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений. И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески показывать детям, «что такое хорошо, и что такое плохо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998.  – 256с.
    2. АлешинаЮ.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72.
    3. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева   -   М.: Педагогика-Пресс, 2002. -  99, [1] с. 20 см. - (Библиотека "Родительский факультет"). -   Библиография в конце книги.
    4. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.
    5. ВенгерА. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).
    6. Воспитание ребёнка: Возрастные кризисы.  [Пер. с итал. Б. Богомолова и др.] -     М.: АСТ: Астрель, 2003. -  46 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребёнок:Полная энциклопедия для родителей). Про ребёнка, по избеганию конфликтных ситуаций в общении с детьми, как способствовать развитию личности малыша и создавать для него обстановку гармонии.
    7. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.
    8. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17
    9. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
    10. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна /   Т. Д. Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.]    -  СПб.: Библ. взгляд, 2001. - 170, [2] с. ил., 21 см. -   На обл. в подзаг: Рук.для одиноких родителей или для тех, кто чувствует себя одиноким. -  ISBN 5-8445-0065-2. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.
    11. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. №1.
    12. Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб.пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
    13. Иванов С. Одинокие дети//Воспитание школьников. 1991. №1, 3.
    14. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. – 160с., ил.
    15. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980. – 184с., ил.
    16. Кенфилд, Кен. Сердце отца:   Как отцы могут изменить будущее своих детей.  Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко]  -    СПб.;   Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. - (Книга для жизни). -  ISBN 5-94172-005-X. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.
    17. Колесниченко Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
    18. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980. – 192с. – (Б-ка для родителей).
    19. Колпакова, М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству // Воспитание школьников. - №5, 2001 – С. 9–11.
    20. Коменский Я.А. Материнская школа – СПб., 1882 – 64 с.
    21. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.
    22. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.
    23. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
    24. Кочубей Б. Зачем нужен папа?//Семья и школа. 1990. №7. С. 34-35.
    25. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.
    26. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ.ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98
    27. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980. - с. 6-68
    28. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 416 с.                    
    29. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. – (Психол. наука – школе).
    30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.
    31. http://adalin.mospsy.ru – консультации детского психолога и психотерапевта

 

 


Информация о работе Особенности отношения к родителям детей из полных и неполных семей