Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:21, курсовая работа
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Введение ………………………………………………………………….…..…3
Часть 1. Теоретический анализ особенностей произвольного внимания у детей с нарушениями чтения и письма………………………………………..
Психологическая характеристика младшего школьного возраста………..
Особенности развития произвольного внимания у младшего школьника.
Психологические аспекты овладения письмом и усвоением чтения ….
Специфические нарушения чтения и письма у младших школьников……
Значение произвольного внимания в овладении чтением и письмом младшими школьниками……………………………………………………
Часть 2. Экспериментальное исследование проблемы особенностей произвольного внимания у детей с нарушениями чтения и письма…………
2.1 Программа исследования…………………………………………………….
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………
Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти, оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно [16,с.243].
Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы. Чтение и письмо– виды деятельности, в котором значение внимания особенно велико. Можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
С точки зрения физиологии, согласно учению И.П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях. И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры. Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения [3,с.298].
Таким образом, в каждый момент в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения.
Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания или вялости и сонливости. [15,с.85].
Итак, рассматривая значение внимания для развития чтения и письма, то следует отметить, что правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.
Список литературы:
Информация о работе Особенности произвольного внимания младших школьников с нарушениями речи