Особенности произвольного внимания младших школьников с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…..…3
Часть 1. Теоретический анализ особенностей произвольного внимания у детей с нарушениями чтения и письма………………………………………..
Психологическая характеристика младшего школьного возраста………..
Особенности развития произвольного внимания у младшего школьника.
Психологические аспекты овладения письмом и усвоением чтения ….
Специфические нарушения чтения и письма у младших школьников……
Значение произвольного внимания в овладении чтением и письмом младшими школьниками……………………………………………………
Часть 2. Экспериментальное исследование проблемы особенностей произвольного внимания у детей с нарушениями чтения и письма…………
2.1 Программа исследования…………………………………………………….
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

особенности произвольного внимания у детей с нарушениями чтения и письма.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

    Внимание  нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти, оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно [16,с.243].

    Психологи называют вниманием избирательную  направленность сознания при выполнении определенной работы. Чтение и письмо– виды деятельности, в котором значение внимания особенно велико. Можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.

    С точки зрения физиологии, согласно учению И.П. Павлова, внимание может  быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях. И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры. Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения [3,с.298].

    Таким образом, в каждый момент в коре головного  мозга думающего человека имеется  определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения.

    Как показывают наблюдения над процессом  чтения, многие читатели в те минуты когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания или вялости и сонливости. [15,с.85].

    Итак, рассматривая значение внимания для  развития чтения и письма, то следует отметить, что правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.

 

    Список  литературы:

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей, М.: Просвещение, 1994.
  2. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва; Воронеж, 2004
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском  возрасте. – М.,1986.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983.
  5. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 2001.
  6. Ермолаев О.Ю., Мартюнина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание  школьника. – М.,2004.
  7. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987.
  8. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977.
  9. Иншакова  О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб.: Образование, 2007.
  10. Карпенко Н.П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вести. Моск. ун-та. 1990. Сер. 14, № 3.
  11. Корнев А. Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации // Изучение и коррекция речевых расстройств. СПб., 1999.
  12. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – Спб., 2003
  13. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 2003.
  14. Леоньтев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения// Избр. психол. произв. – М.,1999.
  15. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1999
  16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2009.
  17. Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова, М., - 2004.
  18. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Просвещение, 2000
  19. Сальникова Т, П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва; Воронеж, 1996.
  20. Сумченко Г. М. Сопоставление буквенных замен при письме слогов у учащихся массовой школы, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и вспомогательной школы // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987.
  21. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология. 1998-№-5
  22. Цыпина Н. А. Ошибки в чтении у первоклассников с задержкой психического развития //Дефектология.-1992 -№ 5.
  23. Щерба Л. В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1993.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2005.

Информация о работе Особенности произвольного внимания младших школьников с нарушениями речи