Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание по основным предметам: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при хорошей успеваемости по остальным предметам курса. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершается медленнее, чем это могло бы быть [20, с.52].

Под трудностями учебной  деятельности младшего школьника понимается: невнимательность и рассеянность; неусидчивость; трудности в пересказе текста и др.

         Условием  поддержания внимания  является разнообразие сообщаемого  материала, последовательность его  раскрытия и изложения. Очень  важно для организации внимания  умение учителя предложить задание  – возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.

          Значительно лучше у младших  школьников развито непроизвольное  внимание. Всё новое, неожиданное,  яркое, интересное само собой  привлекает внимание учеников, без  всяких усилий с их стороны.  Дети могут упустить важные, существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

          Развитие произвольного внимания  младшего школьника является  одним из важнейших приобретений  личности. Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребёнка.

           Хорошо развитые свойства внимания  и его организованность является  факторами, определяющими успешность  обучения в младшем школьном возрасте. «Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию тренировки объём внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие» [7, с.21].

             Если во время и в нужной  мере не развивать внимание, ребёнок  может стать гиперактивным, т.е.  проявится синдромом дефицита  внимания.

            Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, одной из специфических его черт является:

  • чрезмерная активность ребёнка;
  • изменяя подвижность;
  • суетливость;
  • невозможность длительного сосредоточения внимания на чём - либо.
  • беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле ребёнок корчится, извивается.
  • неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

          Эти основные нарушения поведения  сопровождаются серьёзными вторичными  нарушениями, к числу которых  прежде всего относится слабая  успеваемость в школе.

           Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых, и склонны переоценивать свои результаты: вместо заслуженной двойки ставят себе тройку, а вместо тройки могут поставить четвёрку.

Таким образом, уже на первом этапе учения слабоуспевающие  школьники склонны переоценивать  результаты своего труда. В учебной  деятельности этих детей неуспех  превалирует над успехом, они  внутренне ещё не согласились  с той позицией, которую объективно заняли в классе. Одни из них пытаются объяснить свои неудачи внешними, не зависящими от них обстоятельствами, а именно, плохая ручка, товарищ по парте мешал сосредоточиться. Другие всячески подчёркивают, что заслуживают положительную оценку, потому что старались.

            Дети с дефицитом внимания  испытывают трудности в усвоении  знаний и не имеют возможности  преодолевать их без существенной  помощи со стороны.  В результате  слабоуспевающие учащиеся теряют  всякий интерес к учению, перестают  регулярно работать, начинают отрицательно относиться к школе. На уроках они часто отвлекаются посторонними раздражителями, вопросы учителя застают их врасплох, но при соответствующих условиях они могут концентрировать своё внимание. Однако для этого им требуется значительно больше усилий, а следовательно, и больше времени.

     Таким образом,  в работе с младшими школьниками  проблема внимания является очень актуальной. Из-за таких характеристик внимания как слабая организация, плохое распределение, неустойчивость, ребенок начинает пропускать буквы, допускать орфографические ошибки в письменных работах, является невнимательным и рассеянным, также не может запоминать фрагменты текста и мн. др. Поэтому для организации внимания очень важно умение учителя возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность в урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей внимания  слабоуспевающих младших школьников

 

2.1. Планирование  и организация исследования

 

         Задачей практической части нашего  исследования является изучение особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.

Исследование проводилось  на базе средней общеобразовательной  школы села им. Бабушкина. В исследовании участвовали учащиеся второго класса в возрасте от 8 до 9 лет (6 человек - экспериментальная группа ЭГ, в неё вошли дети, которые слабо успевают почти по всем учебным предметам; 7 человек - контрольная группа КГ, в неё вошли дети, которые хорошо успевают по всем предметам).

Эмпирическое исследование проходило в три этапа:

На подготовительном этапе, нашего исследования мы спланировали исследование, сформировали экспериментальную и контрольную  группы и подобрали диагностический инструментарий.

На основном этапе, мы провели наше исследование.

На заключительном этапе, мы обработали и проанализировали полученные результаты, сделали соответствующие выводы.

В ходе экспериментального исследования мы использовали корректурную таблицу Б. Бурдона (Приложение 4), таблицы  Шульте (Приложение 5), методику «Счёт  по Крепелину» (Приложение 6), методику «Проба Мюнстерберга» (Приложение 7).

В ходе использования  корректурной таблицы Б. Бурдона  ребёнок должен просматривать слева  направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивая буквы «С» и  «К» и обводя букву «А».

При работе с таблицей Шульте  ребёнок должен показать указкой и назвать вслух по порядку все числа от 1 до 25. Делать это он должен быстро  и без ошибок.

При работе с методикой  «Счёт по Крепелину» ребёнок должен быстро складывать и вычитать пары цифр и под ними записывать результаты, стараясь не допускать ошибок, до тех пор пока экспериментатор не скажет: «Стоп».

При работе с методикой  «Проба Мюнстерберга» ребёнок должен в течение 5 мин. найти 10 слов и подчеркнуть  их.

 

2.2. Анализ результатов

 

Для диагностики устойчивости внимания слабоуспевающих младших школьников мы использовали корректурную таблицу Б. Бурдона (Приложение 4). Результаты тестирования представлены в таблице 1,2 и в Приложениях 8,9 - по экспериментальной группе и в Приложении 10,11- по контрольной группе.

Таблица 1. Результаты диагностики устойчивости внимания

(экспериментальная группа)

Испытуемые

Показатель

Ч.Н., д

К.В., д

П.С.,м

К.Я., д

У.Д., м

К.В., м

В среднем

Количество просмотренных букв за 5 мин.

235

233

320

241

170

221

236,7

Количество правильно вычеркнутых  букв

81

78

105

84

52

74

79

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

87

87

122

90

62

81

88,2

Точность выполнения задания, %

93,1

89,7

86,1

93,3

83,9

91,4

89,6

Оценка точности, баллы

0,93

0,88

0,87

0,93

0,84

0,91

0,9

Оценка продуктивности, баллы

18

15

13

18

18

17

16,5

Оценка устойчивости внимания, баллы

18,9

15,9

13,9

18,9

18,8

17,9

17,4

Характеристика устойчивости внимания

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая


Таблица 2. Результаты диагностики  устойчивости внимания

(контрольная группа)

Испытуемые

Показатель

Г.М., м

К.А., м

Б.Н., д

Б.А., д

Е.А., м

Ц.Ю., д

К.К., м

В среднем

Количество просмотренных букв за 5 мин.

238

321

446

241

298

303

283

304,3

Количество правильно вычеркнутых  букв

88

116

164

86

111

114

107

112,3

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

89

123

170

90

117

118

110

116,7

Точность выполнения задания,%

98,9

94,3

96,5

95,6

94,9

96,6

97,3

96,3

Оценка точности, баллы

0,99

0,94

0,96

0,96

0,95

0,97

0,97

0,97

Оценка продуктивности, баллы

22

19

21

20

19

21

21

20,4

Оценка устойчивости внимания, баллы

23

19,9

22

21

20

22

22

21,4

Характеристика устойчивости внимания

высокая

средняя

высокая

средняя

средняя

высокая

высокая

средняя


 

Дети, входящие в экспериментальную  группу, в течение 1 мин. в среднем  смогли вычеркнуть 16 букв правильно и при этом допустили 2 ошибки. Дети, которые входили в контрольную группу, за 1 мин. в среднем смогли вычеркнуть 22 буквы и допустили лишь 1 ошибку. Это означает, что и устойчивость внимания детей, входящих в экспериментальную группу, ниже, чем устойчивость внимания детей контрольной группы: у школьников экспериментальной группы средний балл устойчивости внимания 17, а у школьников из контрольной группы – 21.

Таким образом, устойчивость внимания у детей, которые слабо успевают, ниже, чем у хорошо успевающих детей.

Для диагностики объёма внимания, переключения, а также отслеживания динамики работоспособности мы использовали таблицы Шульте (Приложение 5). Полученные результаты представлены ниже и в Приложениях 12,13,14 по экспериментальной группе и в Приложениях 15,16,17 по контрольной группе.

 

 

Таблица 3. Время выполнения таблиц Шульте

Таблицы

 

Время

    (сек.)

1

2

3

4

5

В среднем

по  5 таблицам

ЭГ

73,3

75

74,3

78,8

83,2

76,9

КГ

51,3

50,9

50,6

50,3

48,9

50,4


 

 

 

 

Таблица 4. Балловая оценка переключения внимания

Таблицы

 

Балловая оценка переключения внимания

1

2

3

4

5

Итого

по  5 таблицам

ЭГ

25,8

34,3

38.5

35,3

30,3

169,8

КГ

36,2

39,3

41,3

40,6

39

196,3


 

Таблица 5. Балловая оценка ошибок

Таблицы

 

 

 

Балловая оценка                  ошибок

1

таблица

2

таблица

3

таблица

4

таблица

5

таблица

Итого за 5 таблиц

ош.

балл

ош.

балл

ош.

балл

ош

балл

ош

балл

ош.

балл

ЭГ

0,67

2

0,5

0,75

0,67

0,67

0,67

1

0,67

1

3,17

5,42

КГ

0

0

0,15

0,22

0

0

0,15

0,22

0

0

0,29

0,43

Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников