Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

Третья группа причин связана с общей направленностью  личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно. Редактор легко находит погрешности в тексте, архитектор обращает внимание на красоту здания.

В качестве четвертой  группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа [17, с.89].

Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.  Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще  называют волевым. Основной функцией произвольного  внимания является активное регулирование  протекания психических процессов.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и  порой переходят друг в друга. Например, по телевидению идет любимая передача - «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение.  Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние?  По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса.

Таким образом, в любой  сознательной деятельности постоянно  переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникает на основе непроизвольного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

     Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.

 Одна из общих  особенностей внимания младшего  школьника- это способность легче  сосредоточиваться на предметах  внешнего мира, чем на собственных мыслях и представлениях.

В первые месяцы обучения в школе ребёнок одинаково  внимателен к разным видам работы, так как его  больше интересует не содержание учебного материала, а  процесс учения.

 Но постепенно  его внимание становится более  сосредоточенным при занятиях определённым учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития интересов ученика.

Таким образом,  хотя у детей  большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинает развиваться произвольное внимание. Оно- результат воспитания, совместной с ними деятельности.

          Рассматривая особенности развития  отдельных свойств внимания можно  заметить, что сосредоточенность  и концентрация внимания у  ученика может быть достаточно  интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный    факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания.

Бывает, что сам  учебный  материал  вызывает  у  детей   ненужные  ассоциации,  из-за  чего  происходит отвлечение  внимания.

Учителю, занимающемуся  с  первоклассниками,  особенно  важно следить  за  тем,  чтобы  какой-нибудь  предмет  или факт  не  дал неверное направление мысли учащихся,  не  отвлек их  от работы.

Объём внимания  в значительной степени  зависит от  прошлого опыта  человека. У  младшего школьника  его  очень  немного.  Поэтому  дети мало способны  держать  в  поле  зрения  несколько объектов. Так,  первоклассник знает,  что переходить улицу можно только при зелёном свете светофора и обязательно надо смотреть, не  идёт ли машина. Однако ребёнок не  всегда выполняет это, так как объём его внимания мал.

Узость внимания, особенно заметная  у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.

Распределение внимания у школьников 1класса  развито  ещё недостаточно. Если ученик находит  ответ на вопрос задачи, то он уже  не в состоянии следить за своим  поведением, вскакивает с места, поднимает  высоко руку, забывая, что этого  не следует делать

Иногда неумение ученика распределить своё внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность и недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним товарищ, учитель думает, что ребёнок занимался чем-то посторонним. На самом же деле школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Это требует некоторого распределения внимания.

Из сказанного не следует, что распределение  внимания вообще недоступно младшим  школьникам. Учебная работа в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.

О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать  то же самое. В начале года первоклассники после звонка  на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях, и учителю приходиться их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей  времени. Но затем (уже в 1 классе) дети привыкают быстрее переключать своё  внимание с отдыха во время перемены  на работу или с одного вида занятий на другой.

Для младшего школьника  характерна рассеянность. Она связана  с общей неустойчивостью внимания.

Нередко рассеянность ученика  бывает вызвана утомлением. В этом случае ребёнку необходимо отдохнуть, отвлечься.

 Одной из причин  рассеянности младшего школьника  является такое его состояние, когда он как бы находится « в  плену» у  какой –то предвзятой  мысли. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, один школьник, списывая текст, написал фразу: «Волга течёт в степь», между тем в книге было напечатано: «Волга течёт вспять». Мальчика заставили несколько раз проверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, так как слово «вспять» ему было незнакомо и он не мог прочитать его правильно.

Таким образом, оба вида внимания в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии. При правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное внимание.

Попытаемся теперь в  виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и эксперименталъных исследований (Приложение 2).

Таким образом, для внимания младшего школьника характерны следующие особенности:

  • внимание слабо организовано;
  • имеет небольшой объём;
  • плохо распределено;
  • неустойчиво;
  • внимание непроизвольно;

Отмеченные  особенности внимания детей могут являться причинами слабой успеваемости определенной части учащихся, это проявляется в том, что дети упускают важные моменты в учёбе, рассеянны.

 

 

 

1.3. Трудности  в обучении и развитие внимания  младших школьников

 

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические  причины данных трудностей (Приложение 3).

Примерно 20% детей из всего  класса могут пропускать буквы в  письменных работах. Это явление имеет несколько причин - низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания.

19% ребят постоянно  допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть  ответить любое правило, - это  случай так называемой “неразвитости орфографической зоркости”. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема и распределения внимания.

Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14,8% детей испытывают  трудности при решении математических  задач - плохо развито логическое  мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков.

          Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения  при пересказывании текста. Причины: Маленький объем внимания, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития.

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития устойчивости внимания, индивидуально-типологическими особенностями личности.

12,7% детей испытывают  трудности в понимании объяснения  учителя с первого раза. Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности.

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может  находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10,2% ребят плохо знают  таблицу сложения (умножения). Это  связано с низким уровнем развития  механической памяти и долговременной  памяти, со слабой концентрацией  внимания и с несформированностью  приемов учебной деятельности.

9,6% детей часто не  справляются с заданиями для  самостоятельной работы. Причины  - несформированность приемов учебной  деятельности, низкий уровень устойчивости внимания.

9,5% детей постоянно  забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Ребенок плохо списывает  с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.

6,4% детей постоянно  переспрашивают. Это может говорить  о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания.

5,5% ребят плохо ориентируются  в тетради. Причины - низкий  уровень восприятия и ориентировки  в пространстве и слабое развитие  мелкой мускулатуры кистей рук.

0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

Рассматривая  данную таблицу можно сделать  вывод о том, что плохо развитые свойства внимания влекут за собой  ряд трудностей в обучении, т.е. ребенок пропускает буквы, допускает орфографические ошибки, является невнимательным и рассеянным, также не может запомнить фрагмент текста и мн. др.

В работе с младшими школьниками  проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» ребёнка. Такую характеристику получают первоклассники. Их внимание слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Почему же неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги - учёные основную причину слабой организованности внимания младших школьников видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.

Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников