Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

 

По данным таблиц мы находим  показатель переключения внимания, по следующей формуле: А=Т-С, где А- показатель переключения внимания, Т- балловая оценка времени переключения внимания, С- балловая оценка ошибок.

Таблица 6. Показатель переключения внимания

(экспериментальная группа)

Показатель переключения внимания

Испытуемые

А=Т-С

 

Ч.Н.,д

178,5

К.В.,д

145

П.С.,м

176

К.Я.,д

167

У.Д.,м

164,5

К.В.,м

155,5

В среднем

164,4


 

 

Таблица 10. Показатель переключения внимания

(контрольная группа)

Показатель  переключения

внимания

Испытуемые

А=Т-С

 

Г.М.,м

201

К.А.,м

194

Б.Н.,д

202,5

Б.А.,д

181,5

Е.А.,м

193

Ц.Ю.,д

192

К.К.,м

207

В среднем

195,9


 

Мы получили, что у младших  школьников, относящихся к экспериментальной  группе, показатель переключения внимания в среднем на 31,5 балла ниже, чем у младших школьников, относящиеся к контрольной группе.

Диаграмма 1. Диаграмма соотношения  переключения внимания

Наблюдая за динамикой работы детей  экспериментальной группы, можно  сказать о том, что  им требуется  больше времени на то, чтобы включиться в работу, и при работе с каждой новой таблицей требуется больше времени. Если в среднем детям экспериментальной группы требуется 77 секунд на одну таблицу, то детям контрольной группы необходимо всего 50 секунд. Динамика работоспособности детей контрольной группы возрастает, и при работе с каждой новой таблицей времени требуется меньше.

Диаграмма 2. Диаграмма соотношения  времени 

выполнения таблиц Шульте


 
        Таким образом,  с помощью таблиц Шульте мы  смогли отследить динамику работоспособности слабоуспевающих младших школьников и такое свойство внимания как переключение.

Для диагностики переключения внимания и для отслеживания волевых усилий, которые требуются при работе, мы использовали счёт по Крепелину (Приложение 6). Полученные результаты представлены ниже и в Приложении 18 по экспериментальной группе и в Приложении 19 по контрольной группе.

 

Таблица 11. Соотношение  правильно решённых примеров

и количества допущенных ошибок.

Строки    

 

 

Результаты

Правильно решённые примеры

Ошибки в примерах

1

2

3

4

5

6

7

8

В среднем

1

2

3

4

5

6

7

8

В среднем

ЭГ

8,3

6

6,3

4,7

4,2

5,5

5,8

4,2

5,6

0,8

1

1

1,5

0,7

0,5

0

0,3

0,7

КГ

12

8,9

11

7,9

9,3

8,4

8,6

7,9

9,2

0,2

1

0

0,9

0

1

0

0,6

0,5


 

График 1. Показатель переключения внимания, в баллах

(контрольная и экспериментальная  группы)

Таким образом,  с помощью счёта  по Крепелину мы смогли отследить  не только волевые усилия детей контрольной  и экспериментальной групп, но и  их способность переключать внимание при решении примеров то на сложение, то на вычитание. Мы получили, что у младших школьников, относящихся к экспериментальной группе, показатель волевых усилий ниже, чем у младших школьников, относящиеся к контрольной группе. Наблюдая за переключением внимания детей экспериментальной группы, можно сказать о том, что  им требуется больше времени на то, чтобы включиться в работу, и при работе с каждой новой строкой, количество решённых примеров убывает.  Если в среднем дети экспериментальной группы решают за 15 сек. 6 примеров, то дети контрольной группы решают за 15 сек. 9 примеров. И наблюдая за динамикой ошибок, можем сказать, что если дети экспериментальной группы делают ошибки в примерах, то у детей контрольной группы ошибок может и не быть. Также мы видим по графику, что у детей контрольной группы скачков в динамике работоспособности не наблюдается, когда у детей экспериментальной группы работоспособность не устойчива. Кроме этого, с помощью данной методики, мы смогли увидеть трудности в решении примеров на вычитание как у детей контрольной группы, так и у детей экспериментальной группы.

Для диагностики устойчивости внимания и степени избирательности, мы использовали методику «Проба Мюнстерберга» (Приложение 7). Полученные результаты представлены ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13. Показатели устойчивости

1 и избирательности внимания.

(экспериментальная группа)

Результаты

Испытуемые

Правильно найденные  слова

В среднем

( в баллах)

Ч.Н.,д

1

0,1

К.В.,д

3

0,3

П.С.,м

4

0,4

К.Я.,д

3

0,3

У.Д.,м

-

0

К.В.,м

1

0,1

В среднем

2

0,2


 

 

 

Таблица 14. Показатели устойчивости

 и избирательности  внимания.

(контрольная группа)

Результаты

Испытуемые

Правильно найденные  слова

В среднем

Г.М., м

5

0,5

К.А., м

3

0,3

Б.Н., д

10

1

Б.А.,д

8

0,8

Е.А.,м

6

0,6

Ц.Ю.,д

7

0,7

К.К.,м

10

1

В среднем

7

0,7


          Таким образом,  с помощью методики «Проба Мюнстерберга» мы смогли отследить не только устойчивость внимания, но и степень избирательности при нахождении слов Мы получили, что у младших школьников, относящихся к экспериментальной группе, показатель устойчивости внимания ниже, чем у младших школьников, относящиеся к контрольной группе. Наблюдая за устойчивостью внимания детей экспериментальной группы, можно сказать о том, что  им требуется больше времени на то, чтобы включиться в работу, т.к. в среднем за 5 мин. дети нашли 2 слова, когда дети контрольной группы 7.

Диаграмма 3. Диаграмма соотношения 

найденных слов по ЭГ и КГ

И ошибки присутствуют в основном из-за невнимательности: неправильно прочли букву, подчеркнули лишние буквы, подчеркнули глагол. Мы можем сказать, что степень избирательности в основном зависела от внимательности ребёнка. Дети контрольной группы оказались намного внимательнее, чем дети экспериментальной группы.

 

 

2.3. Выводы

 

          На основе проделанной нами  работы, мы пришли к ряду выводов:

1. Дети, которые плохо успевают, объём работы выполняют меньше  и допускают ошибок больше, чем  дети, которые хорошо успевают. Так  при выполнении корректурной  таблицы Б. Бурдона дети, которые успевают плохо за 1 мин. в среднем смогли вычеркнуть 16 букв правильно и при этом допустили 2 ошибки, а дети, которые успевают хорошо, за 1 мин. в среднем смогли вычеркнуть 22 буквы и допустили лишь 1 ошибку.

2.  Устойчивость внимания детей, которые успевают плохо по учебным предметам, ниже, чем устойчивость внимания детей, которые успевают хорошо.  Так при выполнении корректурной таблицы Б. Бурдона, мы выявили, что у школьников экспериментальной группы средний балл устойчивости внимания 17, а у школьников из контрольной группы – 21.

3. У младших школьников, которые  плохо успевают, показатель переключения  внимания в среднем на 31,5 балла  ниже, чем у младших школьников, которые успевают хорошо, что  можно выявить с помощью таблиц  Шульте.

4.   Детям, которые успевают плохо по учебным предметам, требуется больше времени на то, чтобы включиться в работу, чем детям, которые справляются с учебной программой. Так при выполнении таблиц Шульте детям экспериментальной группы требуется 77 секунд на одну таблицу, а детям контрольной группы необходимо всего 50 секунд.

5. Работоспособность детей, которые успевают плохо, снижается, а работоспособность хорошо успевающих детей возрастает. Так при выполнении таблиц Шульте детям экспериментальной группы при работе с каждой новой таблицей времени требуется больше, чем детям, которые успевают хорошо.

6. У младших школьников, которые  успевают плохо, показатель волевых  усилий ниже, чем у младших  школьников, которые успевают хорошо.

7. Наблюдая за детьми, которые  успевают плохо, можно сказать, что они допускают ошибки при выполнении работы, когда дети, которые успевают хорошо ошибок могут и не допустить. Это можно выявить при выполнении методики «счёт  по Крепелину».

8. У детей, которые успевают  плохо, степень избирательности ниже, чем у детей, которые успевают хорошо. Так при выполнении методики «Проба Мюнстерберга» дети экспериментальной группы, выбирают слова, не учитывая, данной им инструкции.

  1. Таким образом, в ходе проведённого нами исследования, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Опираясь на полученные выводы, мы предлагаем ряд рекомендаций для  родителей и учителей начальных  классов по развитию некоторых свойств  внимания младших школьников в учебном процессе:

    1. Внешний вид учителя должен быть корректный: ничего необычного, кричащего, блестящего, звенящего
    2. В начале урока учитель должен собрать внимание на себе, переключить детей с перемены на урок
    3. В 1-2 классах задания читать целесообразно самому учителю, потому что дети плохо распределяют внимание, и вся энергия уходит на чтение, а смысл задания остаётся не понятным
    4. Учитель должен использовать разнообразную наглядность, которая не отвлекает от целей урока
    5. Включать в урок игровые моменты, активные виды деятельности.
    6. Дав задание классу, учитель контролирует его выполнение каждым учеником
    7. Когда класс сосредоточенно работает, учитель не должен отвлекать детей, делая громко замечания кому- то
    8. Не рекомендуется давать детям домашнее задание вместе со звонком
    9. Поскольку слабоуспевающие дети за один промежуток времени успевают сделать меньший объём работы, учитель должен предложить упражнения на развитие объёма внимания (Приложение 20):

Игра «Сделай, как я!» (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем  многократного повторения вариантов  игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает  точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

    1. Поскольку у слабоуспевающих младших школьников устойчивость внимания низкая, учитель должен предлагать следующие виды упражнений (Приложение 20):

Упражнение «Селектор»

Цель: развить устойчивость внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что  каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке указку и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает указку своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры указка совершает полный круг.

Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников