Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

Упражнение «Ладошки»

Цель: развить устойчивость внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а  левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

    1. Поскольку показатель переключения внимания у слабоуспевающих младших школьников низкий, необходимо проводить следующие упражнения (Приложение 20):

Упражнение «Летает – не летает»

Цель: увеличить показатель переключения внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Цель: увеличить показатель переключения внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внимание  в младшем школьном возрасте не может  приобрести большого  диапазона  и  устойчивости  потому,  что интересы ещё полностью не определены и строятся лишь на жизненном опыте. Поэтому и внимание младшего школьника ещё не  длительное  и не активное. Внимание больше нуждается в поддержке   внешними   впечатлениями   –   стимулами,   как   и разнообразием их, оно не может  стойко   удерживаться   на   отвлечённом содержании  и  руководствоваться  внутренней   логикой   материала,

Также особенностью  внимания  в младшем  школьном возрасте  является его  непроизвольность. Колебания внимания у младших школьников возможны в течение учебного дня или даже урока в  силу повышенной возбудимости одних детей или  утомляемости  других. Это следует иметь в виду, поскольку частые  попрёки  младших школьников  абсолютным отсутствием  внимательности  объясняются   не   злой   волей   ребёнка,   а особенностями его нервной системы. Внимание  снижается  после перенесённых тяжёлых соматических  заболеваний,  черепно-мозговых  травм,  а также при наличии нервно-психических заболеваний у  ребёнка.  Переутомление, тяжёлые  душевные  страдания   также   затрудняют   возможность   длительной концентрации внимания на учебной деятельности.

      Следует также иметь в виду,  что  интерес  к  учебной   деятельности  в младшем школьном  возрасте нередко падает за  счёт  повышения  интереса  к  другим сторонам окружающей действительности – к другим людям.

      Обучение может быть эффективным,  направленным на становление   личности ребенка и раскрытие  его способностей только в  том случае, если  оно  исходит  из максимально точного учета его возрастных  психологических особенностей. Непреходящая ценность каждого этапа детского  развития  делает  неразумным ускоренное, торопливое  «проскакивание» отдельных стадий  этого развития, диктует необходимость воспитания новых психических качеств путем  обогащения тех сторон развития, которые характерны для данной возрастной ступени.

Так в своей работе, мы попытались дать характеристику внимания как психического феномена, выявить  особенности внимания слабоуспевающих  младших школьников для того, чтобы использовать её в общей практической деятельности для работы с детьми младшего школьного возраста в целях повышения уровня школьной успеваемости и устранения причин неуспеваемости.

В практической части  нашей работы, мы отразили полученные результаты исследования: дети, которые плохо успевают, объём работы выполняют меленький и допускают ошибки, времени на работу требуется много, но устойчивость внимания и показатель переключения низкий, при этом динамика работоспособности и показатель волевых усилий детей снижается, и как следствие, это утомляемость и отсутствие внимания.

Данное исследование может послужить источником для  разработки программы общей коррекции, применимой в целях профилактики возникновения причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста и при работе с гиперактивными детьми.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Волина В.В. Как стать хорошим. – СПб.: Дидактика плюс, 2001.-206с.
  2. Выготский Л.С. Психология: в 6 кн. Кн. 3: Собрание сочинений.- М.: Просвещение, 1983. С.205 – 239.
  3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 2004. С.5 – 87.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лекций). – М., 2001. - 458с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. – М., 2000.- 528с.
  6. Гоноболин Ф.Н. Психология. / Под ред. Проф. Н.Ф. Добрынина., М.: Просвещение, 1973. – 169с. 
  7. Ермолов О.Ю. Внимание школьника - М., 1987.
  8. Коломинский А.М. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2004.-376с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.-415с.
  10. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.- М.: Педагогика, 1971.- с.254.
  11. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2003.-462с.
  12. Общая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1999.-382с.
  13. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн.1. - 309с.
  14. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-34с.
  15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева.,  СПб.: Питер, 2000.-504с.
  16. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987г. – с. 307.
  17. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. - М., 2005.- С.66-102.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001.-376с.
  19. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно- воспитательного процесса в школе // Воспитание школьников, 2005. № 6. – 48с.
  20. Справочник психолога начальной школы  / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4 – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  21. Страхов И.В. Внимание и структура личности. - М., 1999.-394с.
  22. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию.- М., 2003- 14с.
  23. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Русский физиологический журнал, 1923, №6.



Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников