Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тотемский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Особенности развития внимания
слабоуспевающих младших школьников
по психологии
Тотьма
2009г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие
внимания младших школьников………………………………………….…..
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов……………………………………………….
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной успеваемости во все времена была одной из центральных в педагогической науке. Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и сегодня. Это относится к разным уровням школьного обучения - к начальному звену, к средним и старшим классам.
Спектр причин неуспеваемости, описанный в научной литературе, обширен. Его можно разделить на две группы: познавательные и личностные. Личностные - это неудовлетворённость ребёнка процессом обучения; низкая учебная мотивация; несамостоятельность при выполнении им учебных заданий, нарушения школьной социализации, выражающееся в ограничении круга доступных форм межличностного общения. Среди возможных причин слабой успеваемости обязательно называются и особенности развития познавательной сферы детей – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность учебной деятельности в целом.
Изучать особенности внимания младшего школьника и их влияние на успешность учебной деятельности в настоящее время важно ещё и потому, что сегодня резко возросло количество гиперактивных детей (детей с синдромом дефицита внимания).
Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Мы предполагаем, что слабоуспевающие младшие школьники в отличии от хорошо успевающих имеют следующие особенности внимания:
Объект исследования: процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Научно-практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Для решения поставленных задач мы используем следующие теоретические методы работы: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизацию полученной информации, эмпирические: эксперимент, тестирование и методы обработки эмпирических данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе предлагается теоретический анализ проблемы развития внимания в младшем школьном возрасте. Во второй главе, мы представляем результаты проведённой исследовательской работы. Список литературы составляет 23 источника.
«Одной
из самых характерных
Психическую жизнь личности
нередко сравнивают с потоком
из образов воспринимаемых предметов
и явлений, мыслей и чувств, впечатлений
от них, воспоминаний о том, что было,
и образов представляемого буду
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно есть сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее.
Таким образом, при
внимательном отношении к
Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую-либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.
Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания [4, с.23].
1. Внимание как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление
нервного раздражителя. Согласно
данной гипотезе внимание
Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников