Особенности самооценки работников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими
требованиями к уровню психологической включенности индивида в его
трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности
людей постоянным ростом их личностных притязаний. Формирование
благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива
является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности
труда и качество выпускаемой продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4

Часть 1.Проблемы самооценки

1.1.Теоретические и экспериментальные подходы к изучению
самооценки……………………………………………………………5-10

1.2.Особенности самооценки личности………………………………………………………………11-13

1.3.Самооценка в организации………………………………………14-17





Часть 2.Социально-психологический климат в организации

2.1.Понятие социально-психологического климата………………17-19

2.2.Основные характеристики социально-психологического
климата……………………………………………………………….19-26

2.3.Влияние социально-психологического климата на работников организации…………………………………………………………..27-37


Заключение……………………………………………………………38-39

Список использованной литературы……………………………………………………………40-43

Работа состоит из  1 файл

Особенности самооценки работников организации курсяк.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)


               МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

              «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                                             УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

                              Кафедра практической психологии

         Курсовая работа по специальности  «социальная психология»

          Тема: « Особенности самооценки работников организации»     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка 2 курса

                                                            заочной формы обучения

                                                            квалификация: бакалавриат

                                                            по направлению 050400 «психолого-

                                                            педагогическое образование»

                                                            профиль: «психология образования»

                                                            психолого-педагогического факультета

                                                            Бородовицына Т.О.

 

 

 

                                                          Научный руководитель: доцент

                                                          Кафедры практической психологии

                                                          Клепач Ю.В.

 

 

                                          ВОРОНЕЖ-2012

 

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение………………………………………………………………3-4

 

Часть 1.Проблемы самооценки

 

1.1.Теоретические  и экспериментальные подходы к изучению

самооценки……………………………………………………………5-10

 

1.2.Особенности самооценки личности………………………………………………………………11-13

 

1.3.Самооценка  в организации………………………………………14-17

 

 

 

 

 

Часть 2.Социально-психологический  климат в организации

 

2.1.Понятие социально-психологического климата………………17-19

 

2.2.Основные характеристики социально-психологического

климата……………………………………………………………….19-26

 

2.3.Влияние социально-психологического  климата на работников организации…………………………………………………………..27-37

 

 

Заключение……………………………………………………………38-39

 

Список использованной литературы……………………………………………………………40-43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ.

 

 Человеку важно быть согласованным  с самим собой: он говорит,  что

думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой

ситуации человек чувствует  себя комфортно, его «тылы» надежно 

прикрыты.

    Совершенно иные психические  состояния возникают, когда есть

 необходимость скрывать свои  истинные переживания, говорить  иные

 слова, чем чувствует человек.  В жизни таких ситуаций немало, и их

 испытывал на себе каждый  человек. Ослабление личностной

 согласованности приводит к  определенной зависимости, формированию

 стереотипного, ригидного способа  реагирования, дискомфортного

 психического и физического  состояния. Для того, чтобы избежать

 рассогласования указанных  характеристик, очень важно чувствовать

 уникальность своей личности, иметь чувство собственного достоинства.

 Самооценка, на мой взгляд, является определяющим понятием в жизни

 человека. От того, как человек  себя оценивает, зависят его отношения с

 окружающими, должно быть  выработано правильное отношение  к

 себе. Необходимо реально оценивать свои возможности, сильные и слабые

 стороны, не преувеличивая  и не преуменьшая их.

Благоприятный социально-психологический климат в организации является

 условием повышения производительности  труда, удовлетворенности

 работников трудом и коллективом.  Формирование и совершенствование

 социально-психологического климата  - это постоянная практическая  задача

 руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является

 делом не только ответственным,  но и творческим. Формирование  хорошего

 социально-психологического климата  требует, особенно от руководителей  и

 психологов, понимания психологии  людей, их эмоционального состояния,

 настроения, душевных переживаний,  волнений, отношений друг с другом.

 Актуальность данной проблемы  диктуется прежде всего возросшими

 требованиями к уровню психологической  включенности индивида в его

 трудовую деятельность и  усложнением психической жизнедеятельности

 людей постоянным ростом  их личностных притязаний. Формирование

 благоприятного социально-психологического  климата трудового коллектива

 является одним из важнейших  условий борьбы за рост производительности

 труда и качество выпускаемой  продукции. Вместе с тем, социально-

психологический климат является показателем  уровня социального развития

 коллектива и его психологических  резервов, способных к более полной

 реализации. А это, в свою  очередь, связано с перспективой  возрастания

 социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как

 организации, так и условий  труда. От уровня оптимальности  социально-психологического климата  каждого отдельного трудового  коллектива во многом зависит  и общая социально-политическая, идеологическая

 атмосфера общества, страны  в целом.

Я выбрала эту тему для более  глубокого изучения потому, что мне  буквально

 каждый день приходится общаться, выстраивать отношения не только  с

 отдельными личностями, но и  с группами людей, с коллективом  на

 предприятии, где я работаю.

Раскрытие данной темы поможет мне  в дальнейшем правильно это делать,

 избегать конфликтных ситуаций, и, если они все же возникают,  находить

 правильные пути решения  проблем, не нарушая при этом  благоприятную

 психологическую обстановку  в коллективе.

Объектом исследования является самооценка личности во всех ее

 проявлениях.

Предмет: особенности самооценки работников организации.

Цель данной работы: изучить теоретические  источники по проблеме

 исследования.

Часть 1.Проблемы самооценки.

1.1.Теоретические и  экспериментальные подходы к  изучению

 самооценки.                                              

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. [18]

      В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.

    1. Самооценка является частью концепции "Я", обозначаемой как "эмоционально-ценностное" отношение к себе. [3] В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением. [26] Такое представление является наиболее распространенным.

  2. Самооценка понимается как когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о "Я", т.е. фиксирует знание субъекта о себе. [23] Самооценка — это образ "Я" субъекта.

  3. Наименее распространенным является подход, при котором самооценка не сводится ни к образу "Я", ни к эмоционально-ценностному отношению к себе. По мнению Л.В.Бороздиной [5,стр.120], самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что Я имею? Что это значит? Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.

  Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия "самооценка". В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я, перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области.  В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначают термином "Я-концепция". [3] В ней выделяют образ "Я" и самоотношение, а также поведенческие. При таком подходе, как справедливо замечает Л.В.Бороздина, "самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает" [5,стр.103], она не изучается как самостоятельная единица самосознания. Необходимо разделять три образования: образ "Я", самооценку, отношение к себе.  Зачастую понятие самооценка за рубежом понимается как мера принятия или непринятия индивидуумом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе [23]. Часто при исследовании проблем, связанных с успехом, достижениями, говорят, например, о повышении самоуважения после успеха или понижении, после неудач.      Обобщая результаты экспериментальных данных, И.С.Кон пишет, что "самоуважение — довольно устойчивая черта личности и поддержание определенного уровня самоуважения составляет важную, хотя и не осознаваемую функцию самосознания" [23,стр.98].  В психологии "Я" разрабатываются представления о структуре самосознания и самооценки индивида. Выделят несколько измерений для характеристики уровня самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях его развития.  1) Степень когнитивной сложности и дифференцированное (чем больше своих качеств личность осознает и чем сложнее и обобщеннее сами качества, тем выше уровень ее самосознания).  2) Степень отчетливости, выпуклости "образа Я", его субъективной значимости для индивида.  3) Степень внутренней цельности, последовательности "образа Я. Самосознание человека противоречиво: идеальное Я никогда не совпадает с реальным, и это противоречие является главной движущей силой самовоспитания.  4) Степень устойчивости, стабильности "образа Я" во времени. Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. [21] Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах — как общая и как частная. Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента: эмоционально-ценностное отношение личности к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует наиболее значимые для личности самооценки. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: адекватная - неадекватная, высокая - низкая, устойчивая -  неустойчивая самооценка и т.д. [21]  По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная.  Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.[21]  Таким образом, на основе описанных выше представлений можно представить структуру самосознания (частью которой является самооценка), вслед за большинством авторов, как состоящую из трех частей: образа "Я" (самопознание) — когнитивного компонента, эмоционально-ценностного отношения к себе (часто называемая самоотношением) — аффективного компонента, саморегуляцией деятельности — поведенческого компонента, и констатировать, что самооценка здесь как отдельный конструкт не выделяется и не исследуется.  На основе вышеописанного представления проведено большое количество исследований. Во многих из них самооценка определялась через притязания субъекта [19], изучалось, как соотносится самооценка с ожиданиями результатов деятельности [2], как она изменяется при овладении способами учебной работы, как самооценка связана со значимостью (для ученика) учебного предмета. Изучалась связь самооценки с параметрами учебной деятельности студентов. В исследовании  Э.М.Александровской и  Ю.Пиатковской[1]было установлено, что в четвертом классе самооценка возможностей у школьника в наибольшей степени коррелирует с объективной оценкой матерей и педагогов. Обнаружено, что при ответе на опросник социальных отношений Литманна, мальчики (четырехклассники) чаще указывают на трудности в общении: девочки, наоборот, чувствуют себя свободнее в межличностных отношениях.  Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно), наблюдается повышение числе аномалий в личностных и социальных сферах.  Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка к школе. Точно также школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развития [1].  Возрастные изменения в самооценке школьника были предметом изучения в ряде других работ. В исследовании Е.И.Савонько [27] обнаружено, что с возрастом (с 3 по 9 класс) происходит переориентация школьников с оценки других людей (оценивающих выполнение различных действий, задач школьниками) на самооценку. В одном эксперименте [25] обнаружена интересная деталь, а именно: по мере взросления (от 12-и к 14-и годам) происходит рост аффективных реакций на неуспех в зависимости от высоты самооценки.    Двенадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой мало отличаются друг от друга при реакции на неуспех (по показателям качества и времени решения). Четырнадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой по- разному реагируют на неуспех: у лиц с низкой самооценкой ухудшается качество решения трудных задач, увеличивается время на их решение, появляется большое количество аутистичных жестов, чего не наблюдается (при неуспехе) у лиц с высокой самооценкой. Это исследование, в какой-то степени, может служить подтверждением гипотезы о том, что самооценка (ее высота) вносит свой вклад в эмоциональный комфорт (или дискомфорт) субъекта. [10]

 

  Связь самооценки с эмоциональной сферой прослеживается в работе

.Мейер. [24] Обнаружены  половые различия в самооценке  школьников, что

связано, по мнению автора, с высокой пре-, пери-, и постнатальной  уязвимостью у мальчиков, различием  в темпах созревания, а главным  образом в специфических для  полов влияниях. Четырнадцатилетние мальчики по сравнению с девочками менее склонны к самобичеванию и сомнению, более доверчивы к своему социальному окружению, оптимистичны, активны и решительны, считают себя менее эмоционально возбудимыми (эти данны-2 подтверждаются оценками матерей).

  Наиболее существенное влияние на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, констатирует Б.Мейер, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит, в итоге, к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности. [24,стр.95] Бросается в глаза, что многие исследования, в данной области, проводятся на школьниках (в т.ч., на младших), что заставляет осторожно относиться к получаемым результатам, т.к. известно, что самооценка — достаточно позднее образование, нередко датирующееся подростковым и юношеским возрастом. Представляется более точным исследовать самооценку, начиная с подросткового возраста.

  На основании рассмотренных исследований, посвященных самооценке индивида, можно констатировать некоторую путаницу в терминологическом аспекте, размытую методическую базу, сомнительное изучение данного конструкта у младших школьников. Кроме того, что самооценку путают с ЭЦО и образом "Я", ее часто пытаются изучить через механизм целеполагания субъекта, обозначаемый как "уровень притязаний" (УП). Изучение этого конструкта в настоящее время является хорошо распространенным, существует несколько техник для диагностики УП [7].

 

1.2. Особенности самооценки личности

Личностные самооценки- это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я».Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня  своих притязаний с объективными  результатами своей деятельности

Информация о работе Особенности самооценки работников организации