Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими
требованиями к уровню психологической включенности индивида в его
трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности
людей постоянным ростом их личностных притязаний. Формирование
благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива
является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности
труда и качество выпускаемой продукции.
Введение………………………………………………………………3-4
Часть 1.Проблемы самооценки
1.1.Теоретические и экспериментальные подходы к изучению
самооценки……………………………………………………………5-10
1.2.Особенности самооценки личности………………………………………………………………11-13
1.3.Самооценка в организации………………………………………14-17
Часть 2.Социально-психологический климат в организации
2.1.Понятие социально-психологического климата………………17-19
2.2.Основные характеристики социально-психологического
климата……………………………………………………………….19-26
2.3.Влияние социально-психологического климата на работников организации…………………………………………………………..27-37
Заключение……………………………………………………………38-39
Список использованной литературы……………………………………………………………40-43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Кафедра практической
Курсовая работа по
Тема: « Особенности самооценки работников организации»
заочной формы обучения
квалификация: бакалавриат
по направлению 050400 «психолого-
педагогическое образование»
профиль: «психология образования»
психолого-педагогического факультета
Введение…………………………………………………………
Часть 1.Проблемы самооценки
1.1.Теоретические и экспериментальные подходы к изучению
самооценки……………………………………………………
1.2.Особенности самооценки
1.3.Самооценка
в организации………………………………………
Часть 2.Социально-психологический климат в организации
2.1.Понятие социально-психолог
2.2.Основные характеристики
климата……………………………………………………………
2.3.Влияние социально-
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Человеку важно быть
думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой
ситуации человек чувствует себя комфортно, его «тылы» надежно
прикрыты.
Совершенно иные психические
состояния возникают, когда
необходимость скрывать свои
истинные переживания,
слова, чем чувствует человек.
испытывал на себе каждый человек. Ослабление личностной
согласованности приводит к
определенной зависимости,
стереотипного, ригидного
психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать
рассогласования указанных
характеристик, очень важно
уникальность своей личности,
иметь чувство собственного
Самооценка, на мой взгляд, является определяющим понятием в жизни
человека. От того, как человек себя оценивает, зависят его отношения с
окружающими, должно быть
выработано правильное
себе. Необходимо реально оценивать свои возможности, сильные и слабые
стороны, не преувеличивая и не преуменьшая их.
Благоприятный социально-психологический климат в организации является
условием повышения
работников трудом и
социально-психологического
руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является
делом не только
социально-психологического
психологов, понимания психологии
людей, их эмоционального
настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Актуальность данной проблемы
диктуется прежде всего
требованиями к уровню
трудовую деятельность и
усложнением психической жизнед
людей постоянным ростом их личностных притязаний. Формирование
благоприятного социально-
является одним из важнейших
условий борьбы за рост
труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-
психологический климат является показателем уровня социального развития
коллектива и его
реализации. А это, в свою
очередь, связано с
социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как
организации, так и условий
труда. От уровня
атмосфера общества, страны в целом.
Я выбрала эту тему для более глубокого изучения потому, что мне буквально
каждый день приходится
отдельными личностями, но и
с группами людей, с
предприятии, где я работаю.
Раскрытие данной темы поможет мне в дальнейшем правильно это делать,
избегать конфликтных
правильные пути решения проблем, не нарушая при этом благоприятную
психологическую обстановку в коллективе.
Объектом исследования является самооценка личности во всех ее
проявлениях.
Предмет: особенности самооценки работников организации.
Цель данной работы: изучить теоретические источники по проблеме
исследования.
1.1.Теоретические и экспериментальные подходы к изучению
самооценки.
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. [18]
В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.
1. Самооценка является частью концепции "Я", обозначаемой как "эмоционально-ценностное" отношение к себе. [3] В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением. [26] Такое представление является наиболее распространенным.
2. Самооценка понимается как когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о "Я", т.е. фиксирует знание субъекта о себе. [23] Самооценка — это образ "Я" субъекта.
3. Наименее распространенным является подход, при котором самооценка не сводится ни к образу "Я", ни к эмоционально-ценностному отношению к себе. По мнению Л.В.Бороздиной [5,стр.120], самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что Я имею? Что это значит? Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.
Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия "самооценка". В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я, перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области. В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначают термином "Я-концепция". [3] В ней выделяют образ "Я" и самоотношение, а также поведенческие. При таком подходе, как справедливо замечает Л.В.Бороздина, "самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает" [5,стр.103], она не изучается как самостоятельная единица самосознания. Необходимо разделять три образования: образ "Я", самооценку, отношение к себе. Зачастую понятие самооценка за рубежом понимается как мера принятия или непринятия индивидуумом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе [23]. Часто при исследовании проблем, связанных с успехом, достижениями, говорят, например, о повышении самоуважения после успеха или понижении, после неудач. Обобщая результаты экспериментальных данных, И.С.Кон пишет, что "самоуважение — довольно устойчивая черта личности и поддержание определенного уровня самоуважения составляет важную, хотя и не осознаваемую функцию самосознания" [23,стр.98]. В психологии "Я" разрабатываются представления о структуре самосознания и самооценки индивида. Выделят несколько измерений для характеристики уровня самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях его развития. 1) Степень когнитивной сложности и дифференцированное (чем больше своих качеств личность осознает и чем сложнее и обобщеннее сами качества, тем выше уровень ее самосознания). 2) Степень отчетливости, выпуклости "образа Я", его субъективной значимости для индивида. 3) Степень внутренней цельности, последовательности "образа Я. Самосознание человека противоречиво: идеальное Я никогда не совпадает с реальным, и это противоречие является главной движущей силой самовоспитания. 4) Степень устойчивости, стабильности "образа Я" во времени. Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. [21] Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах — как общая и как частная. Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента: эмоционально-ценностное отношение личности к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует наиболее значимые для личности самооценки. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: адекватная - неадекватная, высокая - низкая, устойчивая - неустойчивая самооценка и т.д. [21] По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная. Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.[21] Таким образом, на основе описанных выше представлений можно представить структуру самосознания (частью которой является самооценка), вслед за большинством авторов, как состоящую из трех частей: образа "Я" (самопознание) — когнитивного компонента, эмоционально-ценностного отношения к себе (часто называемая самоотношением) — аффективного компонента, саморегуляцией деятельности — поведенческого компонента, и констатировать, что самооценка здесь как отдельный конструкт не выделяется и не исследуется. На основе вышеописанного представления проведено большое количество исследований. Во многих из них самооценка определялась через притязания субъекта [19], изучалось, как соотносится самооценка с ожиданиями результатов деятельности [2], как она изменяется при овладении способами учебной работы, как самооценка связана со значимостью (для ученика) учебного предмета. Изучалась связь самооценки с параметрами учебной деятельности студентов. В исследовании Э.М.Александровской и Ю.Пиатковской[1]было установлено, что в четвертом классе самооценка возможностей у школьника в наибольшей степени коррелирует с объективной оценкой матерей и педагогов. Обнаружено, что при ответе на опросник социальных отношений Литманна, мальчики (четырехклассники) чаще указывают на трудности в общении: девочки, наоборот, чувствуют себя свободнее в межличностных отношениях. Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно), наблюдается повышение числе аномалий в личностных и социальных сферах. Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка к школе. Точно также школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развития [1]. Возрастные изменения в самооценке школьника были предметом изучения в ряде других работ. В исследовании Е.И.Савонько [27] обнаружено, что с возрастом (с 3 по 9 класс) происходит переориентация школьников с оценки других людей (оценивающих выполнение различных действий, задач школьниками) на самооценку. В одном эксперименте [25] обнаружена интересная деталь, а именно: по мере взросления (от 12-и к 14-и годам) происходит рост аффективных реакций на неуспех в зависимости от высоты самооценки. Двенадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой мало отличаются друг от друга при реакции на неуспех (по показателям качества и времени решения). Четырнадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой по- разному реагируют на неуспех: у лиц с низкой самооценкой ухудшается качество решения трудных задач, увеличивается время на их решение, появляется большое количество аутистичных жестов, чего не наблюдается (при неуспехе) у лиц с высокой самооценкой. Это исследование, в какой-то степени, может служить подтверждением гипотезы о том, что самооценка (ее высота) вносит свой вклад в эмоциональный комфорт (или дискомфорт) субъекта. [10]
Связь самооценки с эмоциональной сферой прослеживается в работе
.Мейер. [24] Обнаружены половые различия в самооценке школьников, что
связано, по мнению автора, с высокой пре-, пери-, и постнатальной уязвимостью у мальчиков, различием в темпах созревания, а главным образом в специфических для полов влияниях. Четырнадцатилетние мальчики по сравнению с девочками менее склонны к самобичеванию и сомнению, более доверчивы к своему социальному окружению, оптимистичны, активны и решительны, считают себя менее эмоционально возбудимыми (эти данны-2 подтверждаются оценками матерей).
Наиболее существенное влияние на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, констатирует Б.Мейер, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит, в итоге, к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности. [24,стр.95] Бросается в глаза, что многие исследования, в данной области, проводятся на школьниках (в т.ч., на младших), что заставляет осторожно относиться к получаемым результатам, т.к. известно, что самооценка — достаточно позднее образование, нередко датирующееся подростковым и юношеским возрастом. Представляется более точным исследовать самооценку, начиная с подросткового возраста.
На основании рассмотренных исследований, посвященных самооценке индивида, можно констатировать некоторую путаницу в терминологическом аспекте, размытую методическую базу, сомнительное изучение данного конструкта у младших школьников. Кроме того, что самооценку путают с ЭЦО и образом "Я", ее часто пытаются изучить через механизм целеполагания субъекта, обозначаемый как "уровень притязаний" (УП). Изучение этого конструкта в настоящее время является хорошо распространенным, существует несколько техник для диагностики УП [7].
Личностные самооценки- это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я».Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня
своих притязаний с
Информация о работе Особенности самооценки работников организации