Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

Поэтому важно развивать  в себе адекватный взгляд на себя и  свои возможности, что обеспечивает активное и всестороннее развитие личности.

По мнению С. Франка под «смыслом» подразумевается примерно тоже, что и «разумность», т.е. то, что ведет нас к цели или помогает ее осуществить. Наша жизнь становится осмысленной тогда, когда она служит какой-то разумной цели.

В процессе изучения проблем  самооценки и осмысленности жизни  было подтверждено, что они взаимосвязаны  и могут проявляются в поведении  человека. 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И СЖО

2.1. Организация  и методы исследования

Цель: обнаружение и изучение различий в уровне самооценки и смысложизненных ориентаций.

Задачи исследования:

  1. изучить самооценку и смысложизненные ориентации;
  2. выявить взаимосвязь уровня самооценки и СЖО;
  3. расширение области изучаемого явления;
  4. проведение сравнительного анализа уровня самооценки и смысложизненных ориентаций.

Основная  гипотеза: самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.

Независимая переменная – студенты.

Зависимая переменная – самооценка и смысложизненные ориентации.

Внешняя переменная – социальная среда.

База исследования: исследование проводилось в ЮФУ г. Таганрог. В качестве респондентов выступило 30 человек в возрасте от 21до 24 лет.

Выявление различий осуществляется с помощью критерия углового преобразования Фишера.

Назначение  критерия φ* Фишера

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок  по частоте встречаемости интересующего  исследователя эффекта [8].

Описание  критерия углового преобразования φ* Фишера

К числу многофункциональных  критериев в полной мере относится  критерий φ* Фишера [8].

Критерий оценивает достоверность  различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован  интересующий нас эффект [8].

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей  процентной доле будет соответствовать  больший угол φ, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения  здесь не линейные [8].

При увеличении расхождения  между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны [8].

Ограничения критерия φ* [8]:

  1. Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения метода φ в случаях, когда доля наблюдений в одной из выборок равна 0. Однако в этих случаях результат может оказаться неоправданно завышенным.
  2. Верхний предел в критерии φ отсутствует - выборки могут быть сколь угодно большими. Нижний предел – 2 наблюдения в одной из выборок. Однако должны соблюдаться следующие соотношения в численности двух выборок:
    • если в одной выборке всего 2 наблюдения, то во второй должно быть не менее 30: n1=2 → n2≥30;
    • если в одной из выборок всего 3 наблюдения, то во второй должно быть не менее 7: n1=3 → n2≥7;
    • если в одной из выборок всего 4 наблюдения, то во второй должно быть не менее 5: n1=4 → n2≥5;
    • при n1, n2≥5 возможны любые сопоставления.

В принципе возможно и сопоставление  выборок, не отвечающих этому условию, например, с соотношением n1=2, n2=15, но в этих случаях не удастся выявить достоверных различий.

Других ограничений у  критерия φ* нет.

2.2. Результаты  и их обработка

Полученные результаты по тесту «Выявление уровня самооценки»  и «СЖО» Д.А. Леонтьева приведены  в приложении 3 и 4.

Для удобства проведения необходимых  расчетов представим полученные результаты в виде таблицы 1.

Таблица 1

Самооценка

СЖО низкие

СЖО средние

СЖО высокие

кол-во человек

неадекватная

7

1

1

9

адекватная

5

11

5

21


 

Чтобы произвести расчеты  согласно критерию φ* Фишера необходимо данные показатели перевести в процентное соотношение, что представлено в  форме таблицы 2.

Таблица 2

Самооценка 

% СЖО низкие

% СЖО средние

% СЖО высокие

% сумма

неадекватная

78

11

11

100

адекватная

24

52

24

100


 

Проведем сравнение таких  показателей, как процентное соотношение  неадекватной и адекватной самооценок по высокому и среднему СЖО.

Выдвигаемые гипотезы:

Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 3.

Таблица 3

 

«Есть эффект» задача решена

«Нет эффекта» задача не решена

Суммы

Группы

Кол-во ч-к, %

% доля

Кол-во ч-к, %

% доля

СЖО выс.

24

69

11

31

35

СЖО ср.

52

83

11

17

63

Сумма

76

 

22

   

 

φ*эмп =  1.546

полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.

Подтверждается нулевая  гипотеза, согласно которой доля лиц, у которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке 1 не больше, чем  в выборке 2.

Далее сравним такие процентные показатели неадекватной и адекватной самооценок по высокому и низкому  СЖО.

Выдвигаемые гипотезы:

Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 4.

Таблица 4

 

«Есть эффект» задача решена

«Нет эффекта» задача не решена

Суммы

Группы

Кол-во ч-к, %

% доля

Кол-во ч-к, %

% доля

СЖО выс.

24

69

11

31

35

СЖО низ.

24

23

78

77

102

Сумма

48

 

89

   

 

φ*эмп =  4.798

полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.

Подтверждается альтернативная гипотеза, согласно которой доля лиц, у которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке 1 больше, чем в  выборке 2.

Проведем сравнение таких  показателей, как процентное соотношение  неадекватной и адекватной самооценок по низкому и среднему СЖО.

Выдвигаемые гипотезы:

Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 5.

Таблица 5

 

«Есть эффект» задача решена

«Нет эффекта» задача не решена

Суммы

Группы

Кол-во ч-к, %

% доля

Кол-во ч-к, %

% доля

СЖО ср.

52

83

11

17

63

СЖО низ.

24

23

78

77

102

Сумма

76

 

89

   

 

φ*эмп =  7.901

полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.

Подтверждается альтернативная гипотеза, согласно которой доля лиц, у которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке 1 больше, чем в  выборке 2.

Согласно проведенным  расчетам можно сделать вывод  о том, что выдвигаемая гипотеза подтверждается частично.

Выяснилось, что у студентов  с высоким и средним уровнем  осмысленности жизни намечается тенденция к более адекватной самооценке, а вот те студенты, которые  по осмысленности жизни получили низкий результат, склонны к наличию  неадекватной самооценки, которая либо завышена, либо, наоборот, занижена.

Полученные результаты для  наглядности представлены в виде гистограммы на рисунке 1.

Рис. 1

Из представленной гистограммы  хорошо видно, что при низкой осмысленности  жизни самооценка в основном неадекватная.

Следует отметить, что при  высокой и средней осмысленности  жизни в полученных результатах  был только один вид неадекватной самооценки: она была заниженной, что  представлено на рисунках 2 и 3. 

Рис. 2

 

Рис. 3

А вот при низкой осмысленности  жизни у респондентов преобладали  все виды самооценки, что представлено в виде диаграммы на рисунке 4.

Рис. 4

Полученные результаты связаны  с тем, что при более высоком  уровне осмысленности жизни человек  способен лучше и успешнее оценивать  ситуацию и свои возможности, что  сказывается на преобладании адекватной самооценки. Таким образом получается, что осмысленность жизни взаимосвязана  с самооценкой человека.

Однако, нельзя утверждать, что это единственный фактор, влияющий на степень проявления и характер самооценки, так как ее уровень  зависит не только от СЖО, что хорошо представлено на рисунке 4, ведь при  низком уровне наблюдается тенденция  к наличию адекватной самооценки.

Видимо, на уровень самооценки влияют такие переменные, как  социальная ситуация развития человека. При правильно организованном воспитательном процессе у детей формируется адекватное представление о себе и своих возможностях, что способствует развитию адекватной самооценки.   

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

По результатам проведенного эмпирического исследования можно  сделать вывод о том, что изучение осмысленности жизни и самооценки проводилось с помощью двух методик:

Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни