Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Для проверки выдвинутой экспериментальной гипотезы использовался критерий углового преобразования Фишера.
В соответствии с проведенной обработкой полученных результатов выяснилось, что статистически значимые различия между адекватной и неадекватной самооценкой с разным уровнем осмысленности жизни как имели, так и не имели места. Таким образом, выдвинутая гипотеза частично подтверждается.
Видимо, это связано с
тем, что на формирование как самооценки
очень сильное влияние
Данный факт может быть связан еще и с тем, что самооценка формируется на основе не только своих представлений о самом себе, но и от поддержки, одобрения или неодобрения определенных действий со стороны ближайшего окружения.
Так как исследование проводилось среди студентов, то данная среда также могла повлиять на полученные результаты, ведь, если преподаватель «выбирает» нескольких человек или одного из группы и постоянно их/его захваливает, то это ведет к появлению завышенной самооценки, а если наоборот, ругает и недооценивает способности, то формируется заниженная самооценка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология по праву считается молодой наукой. Хоть за период ее существования и накоплен определенный пласт знаний, все же он претерпевает различные изменения, так как данная наука изучает человека, а он как мы все знаем, не стоит на месте и постоянно движется, изменяя не только все вокруг, но и самого себя.
Данная работа посвящена изучению особенностей самооценки с разным уровнем осмысленности жизни.
В ходе проведенных расчетов,
можно сделать вывод о том,
что взаимосвязь характера
Возможно, это связано с тем, что на самооценку влияет не только осмысленность жизни, но и другие факторы, такие как социальное окружение человека, его физическое и психологическое благополучие и другие.
Возможно, если провести более обширное исследование, которое включало бы в себя как большее количество человек, разнообразный возрастной диапазон, а также студентов не только инженерных, но и других специальностей, то, возможно, получились бы совсем другие данные.
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Описание
Тест направлен на выявление индивидуальных особенностей личности, в частности уровня самооценки.
Инструкция: «Вам необходимо ответить на следующие 10 вопросов»
Текст опросника
А. очень часто;
Б. иногда.
А. постараетесь победить его в остроумии;
Б. не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора.
А. то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда;
Б. успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;
В. в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить.
А. рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;
Б. тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его;
В. обидитесь, но не подадите вида.
А. да;
Б. нет;
В. не знаю.
А. духи, которые нравятся вам;
Б. духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся;
В. духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
А. да;
Б. нет;
В. не знаю.
А. да;
Б. нет;
В. иногда.
А. да;
Б. нет;
В. не знаю.
А. голубой;
Б. желтый;
В. красный.
Обработка
Подсчитать количество баллов в соответствие с ключом
Ключ
1. а) 1 балл; б) 3 балла.
2. а) 5 баллов; б) 1 балл.
3. а) 5 баллов; б) 1 балл; в) 3 балла.
4. а) 3 балла; б) 4 балла; в) 1 балл.
5. а) 1 балл; б) 5 баллов; в) 3 балла.
6. а) 5 баллов; б) 3 балла; в) 1 балл;
7. а) 1 балл; б) 5 баллов; в) 3 балла.
8. а) 1 балл; б) 5 баллов; в) 3 балла.
9. а) 5 баллов; б) 1 балл; в) 3 балла.
10. а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов.
Интерпретация
50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У Вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о Вас говорят, но сами Вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у Вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23-10 баллов. Очевидно, Вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Д.А. Леонтьев
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Обычно мне очень скучно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обычно я полон энергии |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
В жизни я не имею определенных целей и намерений |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
В жизни я имею очень ясные цели и намерения |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал |
Я не добился успехов в |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни |
Моя жизнь пуста и неинтересна |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Моя жизнь наполнена интересными делами |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности |
Я человек очень обязательный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я человек совсем не обязательный |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
В жизни я нашел свое призвание и цели |
Мои жизненные взгляды еще не определились |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мои жизненные взгляды вполне определились |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты теста на выявление уровня самооценки и теста СЖО
Ф.И.О. |
Пол |
Результаты по самооценке |
Результаты по СЖО |
Н.Е. |
Женский |
28 |
123 |
Д.М.А. |
Женский |
39 |
77 |
П.М.А. |
Мужской |
26 |
80 |
Кузьменко |
Мужской |
34 |
116 |
Д.И.С. |
Мужской |
28 |
77 |
А.А.С. |
Женский |
21 |
80 |
М.Д. |
Женский |
38 |
65 |
Ш.М.А. |
Женский |
30 |
83 |
Б.Т.В. |
Женский |
35 |
125 |
Кунченко |
Мужской |
40 |
87 |
К.М.А. |
Мужской |
22 |
74 |
Т.А.С. |
Женский |
36 |
86 |
В.Д.Т. |
Мужской |
32 |
88 |
М.В.А. |
Мужской |
26 |
107 |
Мелихов |
Мужской |
33 |
93 |
К.А.А. |
Мужской |
28 |
80 |
Д.М.А |
Женский |
24 |
118 |
Л.Д.В. |
Мужской |
28 |
75 |
М.Г.Н. |
Мужской |
22 |
70 |
Г.А.А. |
Женский |
29 |
112 |
Ж.А.Н. |
Мужской |
23 |
127 |
К.С.М. |
Мужской |
34 |
109 |
Л.Е.В. |
Женский |
26 |
111 |
Н.С.Г. |
Мужской |
24 |
68 |
К.К.Р. |
Мужской |
28 |
117 |
М.В.А. |
Мужской |
25 |
126 |
Ж.И.М. |
Мужской |
26 |
123 |
П.А.С. |
Мужской |
40 |
77 |
Т.Д.Ю. |
Мужской |
19 |
78 |
С.К.Х. |
Мужской |
26 |
116 |
Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни