Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

1.4. Подходы изучения  осмысленности жизни

Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл» – поэтому представляется наиболее целесообразным раскрывать понятие «осмысленность жизни» в соответствии с исторической логикой развития представлений о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической категории [5].

Исторически понятие «смысл»  развивалось в рамках философии  и других гуманитарных науках. Проблема смысла жизни всегда была одной из ключевых проблем религиозной и  философской мысли. Хотя развитие представлений  о смысле жизни в философии  не являются предметом анализа в  данном исследовании, однако обобщая исследования смысла жизни, выполненные в русле гуманитарно-философской парадигмы, можно проследить поступательное развитие контекста, в котором ставился вопрос о смысле жизни. Изначальная формулировка вопроса: «В чём заключается смысл жизни и есть ли он вообще?» – уступила место другим более дифференцированным подходам, но, при этом, не утратила своей актуальности и по сей день. Важным направлением стало исследование смысла жизни в структуре общих теорий, раскрывающих строение смысловой сферы личности, большой интерес представляют философские и литературные работы, затрагивающие проблемы смыслоутраты, жизни человека в ситуации бессмысленности и путей выхода из неё. Несомненный интерес представляют теории смысла жизни, выполненные в рамках религиозной философии и касающиеся нравственно-этического содержания целей и смыслов жизни. Вместе с тем, современные авторы (особенно это касается экзистенциально-феноменологического направления в философии) рассматривают смысл как один из структурных элементов психической жизни личности, тем самым, обращаясь к проблематике смысла жизни в его психологическом аспекте, создавая предпосылки развития представлений о смысле жизни в психологии [5].

Одна из наиболее ранних попыток выделить смысл жизни  как отдельную психологическую  структуру принадлежит авторам  психоаналитического направления. 3. Фрейд, обращаясь к проблематике смысла жизни, высказывался о том, что человек задаётся вопросом о смысле жизни когда он нездоров, и у него есть запас неудовлетворённого либидо. В данном случае можно констатировать тот факт, что хотя Фрейдом и отрицается наличие какого-либо истинного смысла жизни, тем не менее, замечание это прямо указывает на существование связи между ощущением бессмысленности с болезнью [5].

По мнению Фрейда, предпосылкой постановки этого вопроса является «человеческое зазнайство». Поэтому  следует рассуждать не о смысле и  цели человеческой жизни, но о том, что  люди требуют от жизни и что  стремятся в ней достичь? На поставленный вопрос Фрейд отвечает, что люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми [5].

К. Хорни также затрагивает проблему смысла и целей жизни в её негативном аспекте, описывая поиск смысла жизни как одну из проблем характерных для невротиков [5].

Трактовка смысла жизни, принадлежащая А. Адлеру, исходит из представлений об изначальной телеологической ориентации человека, по его мнению, такого рода ориентация выражается в существовании в жизни каждого человека неосознаваемых жизненных целей. Описывая процесс формирования жизненных целей в онтогенезе, А. Адлер отмечал, что они закладываются в период раннего детства и, мотивируя человека на протяжении всей жизни, чаще всего, остаются бессознательными. Жизненные цели выступают своеобразной формой психологической защиты, буфером между беспомощным положением, в котором находится ребёнок и вожделенным для него будущим могущественного взрослого. Адлер отмечает, что жизненные цели всегда несколько нереалистичны, но у невротика эта нереалистичность приобретает гипертрофированный размеры. Подлинные цели человек может открыть, развивая «социальный интерес»; социальный интерес, в свою очередь, связан с тремя основными социальными сферами человеческой жизни: деятельностью, дружбой и любовью. Фиктивные цели не способствуют обретению психического здоровья, хотя и являются чрезвычайно распространенными, так, у невротика жизненные цели целиком и полностью замкнуты на его собственной персоне. На основе жизненной цели человек формирует определенный стиль жизни, помогающий ему реализовать эту цель [5].

Согласно К. Юнгу смысл жизни обретается человеком в процессе индивидуации (в процессе «восхождения» к самости), связан с коллективным бессознательным и божественным началом: «Самость – важнейший архетип. Он способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл» [5].

Оценивая вклад К.Г. Юнга и А. Адлера, Д.А. Леонтьев отмечает, что в их работах тематика смысла предстаёт двояким образом. С  одной стороны, это базисное интегральное психическое образование, детерминирующее  содержание и направленность всей жизнедеятельности  индивида, а с другой – производный от мотивов и ряда других факторов частный структурный элемент деятельности и сознания индивида [5].

 

1.5. Самооценка  и ее взаимосвязь с осмысленностью  жизни

В психологической литературе наряду с понятием самооценки широко используются такие термины, как  «самоуважение», «самоотношение», «чувство собственного достоинства», «самопринятие», «самоэффективность», «Я-концепция», «образ-Я», «удовлетворенность собой», «чувство собственной компетентности» и т. п., которые одними авторами рассматриваются как синонимы, а другими употребляются в разных значениях. По мнению С.Р. Пантилеева, чаще всего за данным разнообразием в словоупотреблении не стоят какие-либо определенные и общепризнанные концептуальные различия [7].

Несмотря на разноголосицу, а порой и путаницу, связанную  с дефиницией самооценки, за данным понятием стоит определенная психологическая  реальность, конкретная феноменология. Фактически каждый из нас понимает, что такое самооценка, и может  сказать, какая она у него –  высокая или низкая, а также  определить ее высоту у других людей. Явно или неявно как исследователями, так и обычными людьми признается, что уровень самооценки человека влияет на все, о чем он говорит, что  думает, что делает. Главная функция  самооценки состоит в регуляции  поведения субъекта. Через включение  самооценки в структуру мотивации  субъект осуществляет непрерывное  соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. Одной из основных выделяется также сигнализирующая функция самооценки, представляющая индивиду субъективную обратную связь – положительную или отрицательную, сигнализирующую об адекватности действий человека и степени благополучия его жизни. А.В. Захарова  регулятивные функции самооценки подразделяет на собственно оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные. Таким образом, самооценка обеспечивает различные стратегии в осуществлении тех или иных деятельностей и в решении разного рода задач, влияет на построение взаимоотношений с другими людьми, способствует осуществлению самоопределения, самовыражения и самореализации, определяет построение жизненных стратегий, при необходимости выполняя функцию психологической защиты и функцию сохранения внутренней стабильности и согласованности «Я» [7].

В процессе изучения самооценки были подтверждены обыденные представления о том, что поведение человека обусловлено его самооценкой и зависит от ее общего уровня, который, в свою очередь, соотносится с качеством жизни субъекта, с его осмысленностью жизни и с его физическим и психологическим благополучием или неблагополучием [7].

В эмпирических исследованиях  понятие «самооценка» стало использоваться в качестве объяснительного принципа многих психологических феноменов  и социальных проблем. Множество  исследований было направлено на установление корреляций между самооценкой и  разнообразными личностными и поведенческими переменными. За этим стояло представление  о том, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого  существования, и убеждение в  возможности при воздействии  на самооценку и образ «Я» добиться изменения в поведении человека, в его личностных особенностях и  таким образом решить многие социальные проблемы. Однако полученные результаты в целом оказались довольно ничтожными. [7].

1.6. Особенности студенческого возраста

Обычно границы юношеского возраста располагаются между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек [9].

Принято считать, что часть  эмоциональных реакций, происходящих в этот период, коренятся в гормональных и физиологических процессах. Психологи говорят о том, что пик эмоциональной напряженности, тревожности относится к 12-14 годам. Это свидетельствует об индивидуально-типологических социальных факторов эмоционального сдвига юношества. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д. [9].

Эмоциональность и ее развитие тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т.д. [9].

В данном возрасте, как показывают исследования В.Ф. Сафина, самооценка приобретает большую значимость, что свидетельствует о высоком уровне самосознания [10].

Юноши зачастую переоценивают свои умственные способности, что выражается в завышенной самооценке по этому параметру, причем, даже отмечается и у слабоуспевающих учащихся [10].

В данном возрасте человек начинает устанавливать связь между особенностями личности и своими поступками. Потребность в самоопределении побуждает систематизировать и обобщать свои знания о себе [10].

У юношей и девушек появляется стремление познать свой характер, свои чувства, действия, поступки и стремление научится адекватно оценивать свои особенности [10].

Психологи отмечают, что  центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», что определяется усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Становление личности связывается и со становлением относительно устойчивого целостного представления о себе. Однако с возрастом образ «Я» претерпевает изменения [9]:

  1. какие-то качества начинают легче, четче или по-другому осознаваться;
  2. меняются критерии и уровень самооценки;
  3. меняется степень сложности представлений о себе;
  4. возрастает цельность, ценность и стабильность личности, а также уровень самоуважения.

Постепенно, доминирующими  в образе «Я» становятся умственные способности, волевые и моральные  качества. При приближении к старшему юношескому возрасту самооценка приобретает все большую адекватность и продолжает выполнять функцию психологической защиты [9].

После юношества идет следующий  возрастной период человеческой жизни  – молодость, границы которой располагаются на отрезке от 18-20 до 30 лет. Данный период характеризуется становлением самостоятельности, ответственности за совершаемые поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, происходит окончательное формирование мировоззрения и устойчивого «образа мира», определение перспектив, целей жизни и т.д. [9].

Здесь впервые начинают появляться жизненная стратегия, которая основывается на рефлексии и соотнесение с требованиями общества своих притязаний, индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей [9].

У молодых людей, как правило, происходит осознание своих качеств, способностей, знаний, интересов, идеалов, возможностей, мотивов поведения. Они  способны к целостной оценке себя как чувствующего и мыслящего  существа, как деятеля, имеющего свои особенности [11].

В данном возрасте человек уже начинает приобретать более или менее  адекватные представления о себе и о своем реальном образе «Я» [11].

На самооценку очень сильное  влияние оказывает уровень достижений личности: если человека сопутствует  успех, то она повышается и, наоборот, при неудачах снижается. С приобретением опыта она становится более дифференцированной [11].

Для молодого человека самопринятие выступает главным условием самореализации. Это становится возмоным благодаря  адекватным представлениям о себе, способности знать и принимать  достоинства и недостатки своего характера, внешнего вида,  правильно  использовать свои сильные и слабые стороны личности [9].

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 

Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Приписывание значения своей личности и ее отдельным аспектам на некоторой шкале между полюсами «хорошо – плохо» или «важно – неважно» и есть самооценка.

Она бывает нескольких видов (по А.А. Реану):

  • адекватная;
  • негативная.

Самооценка изучалась  различными авторами в различных  подходах, и все они подчеркивали ее важную роль в развитии и благосостоянии личности. Ведь самооценка напрямую влияет на нашу деятельность, определяет ее успешность или наоборот, неудачу, а также  влияет и на общее самочувствие человека. Таким образом получается, что  при адекватном уровне самооценки люди редко болеют, в отличие от завышенной и заниженной самооценки, где неудовлетворенность  собой, неуверенность и тревожность  влекут за собой психологические  проблемы, которые пагубно сказываются  на здоровье.  

Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни